Краеведение является прочным фундаментом для изучения основ наук на всех ступенях общего среднего образования. Школьное краеведение во первых: имеет в виду частичное и всестороннее изучение окружающей тебя местности, района,области; а во вторых: краеведение является одним из принципов преподавания (ещё великий Генрих Песталоцци об этом сказал).
"Под краеведческим принципом преподавания подразумевается привлечение местного фактологического материала в качестве "эталона" для сравнительного изучения различных объектов, явлений, процессов и событий по сходству и контрастности." (Самакаев Х.А. г. Оренбург. 1973 год).
В основу краеведения заложена та мысль, что своё: и далёкое, и близкое, ив природе, и в человеческой жизни,и в хозяйстве всегда понятнее,проще, яснее, чем чужое и далёкое. "Конкретное лично и в натуральную величину, изученное местное дает неиссякаемый источник для сравнения в целях познания воображаемого, далёкого". Я, как краевед и географ полностью согласен с автором данного изречения Б.П.Будановым. Отдельное существует только в той связи, которая ведёт к общему, а общее существует лишь через отдельное. Через явления и видимость вещей, данных нам в ощущениях, наша мысль познаёт сущность предметов и отношения между ними. Имея представления о природе и ее закономерностях, а также о населении и чем оно занимается , я имею ввиду окружающую тебя местность, район, область, легче понимать географию других регионов. Местный краеведческий материал служит как бы уже известным образом, к которому учитель прибегает для разъяснения и сравнения, служит как бы иллюстрацией, картинкой. Школьники, опираясь на конкретные знания о своём родном крае, расширяют свои представления до понимания географических закономерностей, уже точнее формируются их общие понятия.
Школьное краеведение имеет задачу всестороннего изучения учащимися своего родного края по разным источникам, но главным образом на основе непосредственных наблюдений. одно из условий школьного краеведения - руководящее участие в нем учителя: он определяет объекты краеведческого исследования, виды и методы работы, организует на изучения края учащихся и руководит их работой. Результативность школьного краеведения зависит от того , насколько хорошо знает учитель свой родной край. Не знает учитель окружающую местность (своё село, город, район) , и ученики не будут знать!
Если основным предметом школьного краеведения является всестороннее изучение родного края (природы, истории,культуры, населения и его деятельности), сбор и обобщение краеведческого материала, то краеведческий принцип преподавания предметов предполагает последовательное и систематическое установление связей между изучаемым материалом и теми знаниями, которые получают учащиеся при непосредственном исследовании края.
В осуществлении краеведческого подхода в обучении принципиальное значение имеет учёт возрастных и психологических особенностей школьников. " Изучение должно быть направлено на выявление психического разаития личности..." (Фридман Л.М.)
Младшие школьники отличаются большей восприимчивостью,Им свойственно стремление всё конкретизировать. Особенно их привлекает всё новое и неизвестное.
В мышлении детей среднего возраста усиливается доля абстрагирования. Но их абстракция пока ещё опирается на конкретику. Краеведение на данном этапе предназначено связать чувственное восприятие с абстрактным.
В умственном развитии старшеклассников происходят качественные изменения, они связаны с усложнением изучаемого материала, с обогащением жизненного опыта. Старшеклассники уже обращают внимание на главное в изучаемом материале, выделяют существенные признаки, связывают новое с ранее приобретённым. И непременным условием активизации мыслительной деятельности учащихся является учёт жизненного и познанного опыта, а также знаний об окружающей природной среде, о хозяйственной деятельности человека, об истории культуре с самобытности населения своей местности (кто с этим может поспорить ?).
Для формирования научных понятий (хотя бы элементарных) необходима целенаправленная осмысленная аналитико-синтезирующая деятельность школьников, предполагающая раскрытие существенных черт предметов и явлений, расчленение большого объёма материала в сознании ребёнка на части, осознание соотношения этих частей и целого, выявление причинно- следственных связей и зависимостей. Так вот, именно краеведческий подход к изучению фактов и явлений ряда школьных дисциплин даёт учителю возможность при раскрытии учебного материала идти от общего к частному, и наоборот, путём анализа, снова возвращаться к общему уже обогащенному краеведческим материалом.
Краеведческие знания учащихся используются в качестве опоры для раскрытия сущности понятий и явлений. При формировании единичных понятий местный краеведческий материал используется главным образом для сравнений, помогает установить связь между единичным и общим. Учитель отбирает объекты для сравнения, учит сравнивать их по отдельным признакам и их сочетанию, а затем устанавливать причинные связи, и приучает учащихся рассматривать каждый объект как единое целое, как комплекс , в котором части взаимосвязаны и взаимно обусловлены.
Краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, связанную с изучением своего края с целью накопления данных для его характеристики, но и как одно из условий, обеспечивающее преподавание предметов в тесной связи с реальной жизнью, в систематическом установлении связей между изучением любого предмета школьной программы и теми знаниями, умениями и навыками, которые приобретаются в результате исследований своего края. Это положение должно быть взято за основу в работе каждого учителя-краеведа, поскольку любой край - это составная часть нашей России, то и его природа или история должны рассматриваться в единстве с природой и историей Родины и наоборот, ибо школьники должны всегда чувствовать себя гражданами нашей России. В этом заключается суть краеведческого подхода в обучении.
Организаторами школьного краеведения может быть как учитель географии или истории, так и биолог и литератор… Чем всестороннее и полнее будет развёрнуто краеведение, тем оно будет интереснее и поучительнее. Преподаватели начальных классов также привлекаются в это дело, так как в начальных классах, просто в силу возрастной психологии младших школьников, необходимо использование краеведческого принципа преподавания.
Географическое краеведение. Центральной фигурой школьного краеведения являются все же преподаватели географии и истории (если они по-настоящему занимаются краеведением, то я их называю: географ и историк!). Учитель географии (ровно, как и истории) прежде всего, заинтересован в исследовательской работе, и его географическое образование имеет больше предпосылок для того, чтобы увлечь и учащихся заниматься изучением своего родного края. При этом учитель имеет большие возможности строить преподавание географии на местном материале, организуя изучение целого ряда объектов в природе, например: ознакомление с реками, озёрами, холмами и оврагами лучше всего начинать с наблюдения за местной (для данного района) рекой, озером или оврагом. Такое преподавание обеспечит наилучшие условия для формирования географических представлений. В целях создания у учащихся более отчётливого представления об изучаемых географических объектах и явлениях применяются различные средства наглядного обучения, но самыми эффективными являются непосредственные наблюдения окружающей действительности, осуществляемые в процессе краеведческой работы. Наблюдения позволяют показать взаимосвязь физико-экономико-географических явлений, подвести к пониманию природы, как единого непрерывно развивающегося целого, где всё взаимосвязано и взаимообусловлено. На конкретном примере всегда легче познакомить учащихся с причинной связью, с взаимодействием природы и общества.
Изучение географических объектов путём установления их существенных признаков в определённой логической последовательностью позволяет учителю активизировать класс, охватить всех учащихся учебно-познавательной деятельностью, преодолеть пассивность учеников при получении новых знаний. Например: научное понятие ПОГОДА надо обязательно формировать, используя наблюдения учащихся за местной погодой. Тогда, синтезируя смысловые единицы понятия ПОГОДА: температура, давление, направление и скорость ветра, влажность, облачность и осадки – это явления погоды; они происходят в нижнем слое атмосферы; погода изменчива во времени, и в один и тот же момент времени в разных местах и районах разная погода мы получаем определение понятия: ПОГОДА - это состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте.
Усвоение знаний включает также и запоминание. Наряду с непроизвольным запоминанием, которое происходит в процессе восприятия материала и его осмысливания и где сравнение изучаемого программного с конкретным местным материалом нужно и произвольное запоминание. Оно обеспечивается повторением, практическими работами и упражнениями исследовательского характера.
Краеведческий материал широко используется и на уроках истории, а ныне действующие программы по истории предусматривают изучение истории края с древнейших времён. Таким образом, местный материал стал неотъемлемой частью истории Отечества. Однако, учителю истории не стоит забывать о его двояком назначении.
С одной стороны, он является средством конкретизации общественно-исторических фактов, с другой – он входит в систему знаний по истории края. Использование краеведческих знаний значительно облегчает усвоение систематического курса истории, делает знания школьников более глубокими и прочными. Ещё раз хочу подчеркнуть исследовательскую направленность краеведческой работы, она включает в себя элементы исследования, и поэтому её обязательной частью является непосредственное участие в ней и школьников и учителя. В ходе работы учащиеся учатся самостоятельно добывать знания.
Здесь надо помнить что: собранный материал тщательно проверяется, необходимо сравнивать факты, полученные путём исследований с архивными материалами, чтобы не было факто логических ошибок. Воспоминания необходимо правильно оформить, и опять же, тщательно проверить. (Здесь может наблюдаться искажение Фамилий и имён, географических наименований, нарушается последовательность событий.).
Работы исследовательского характера требуют постоянного собирания и изучения литературных материалов о своём крае. Должны изучаться и обрабатываться для использования в преподавании учебных дисциплин разного рода документальные описания и материалы, коллекции, фонды музеев и т.д.
Краеведческая работа очень громоздка, требует много времени, длительного накопления опыта. Без особого к ней интереса со стороны учителя, она не может быть выполнена даже в удовлетворительном виде. УЧИТЕЛЬ-КРАЕВЕД - ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО УЧИТЕЛЬ – ЭНТУЗИАСТ! И надо знать, что любой поиск должен иметь всегда логически завершённый конец.
Процесс усвоения знаний тесно связан с формированием умений и навыков. Умения, формируемые школьной географией, постепенно усложняются. Начиная с простейших работ по составлению плана местности, с измерения расстояний, с наблюдений за погодой, учащиеся овладевают определёнными практическими умениями и навыками по работе с топографическими картами, с метеорологическими приборами, постепенно формируются навыки по прогнозированию погоды. Правильно построенная система упражнений позволяет довести умение до уровня навыка, то есть до действий, выполняемых учениками автоматически…
Экскурсионный метод является наиболее эффективным средством краеведческого изучения географических объектов.
Экскурсии убеждают учащихся в том, что география – это сама жизнь, а не только учебник, по которому они учатся.
Учебные экскурсии, предусмотренные программами начальных классов, биологии и географии имеют своей целью практическое закрепление материала.
Во время экскурсии учащиеся получают образные и содержательные представления, необходимые для формирования многих географических понятий, а выполнение во время экскурсий практических работ повышает интерес учеников к изучаемому. Это, в конечном итоге, приводит к более прочному запоминанию.
Внеклассные экскурсии и туристические походы носят исследовательский характер. Их цель – более глубокое изучение местной географии и истории края.
Важнейшим видом экскурсий является комплексная либо тематическая экскурсия в школьный, поселковый или народный краеведческий музей.
Организация и проведение экскурсий и походов складывается из нескольких этапов: подготовительный, собственно экскурсия и заключительный.
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ этап разрабатывается план экскурсии или похода, её маршрут, учащиеся по литературным и картографическим источникам знакомятся с маршрутом, приобретается и изготавливается необходимое оборудование, составляется смета расходов продуктов питания, проводятся занятия по технике пешего (или иного) туризма и т.д.
Запомните: не уделишь подготовительному этапу важное внимание – экскурсия или поход превратятся просто в увеселительную прогулку.
Каждый вид экскурсии может быть спланирован по-разному, но любой план, на мой взгляд, должен включать следующие основные разделы:
1) вводная беседа руководителя с учениками: определение целей и задач экскурсии (похода); ознакомление учащихся с маршрутом по карте или схеме; ознакомление учащихся с порядком движения во время экскурсии (или: правила пешего похода); инструктаж по ведению записей, фотографированию, сбору материала (как вести дневник похода); распределение обязанностей среди участников экскурсии (похода).
2) собственно – проведение экскурсии (турпохода).
3) обработка собранных материалов.
4) Заключительная беседа.
При проведении вводной беседы уточняются многие детали экскурсии или турпохода. Результаты экскурсий и турпоходов обычно пополняют школьный краеведческий музей. Школьники видят практическую значимость своего труда.
Наличие конкретных заданий способствует более глубокому уяснению учащимися основных целей и задач экскурсии или турпохода. Но при этом надо помнить, что географические объекты, выбранные для изучения на экскурсии (в походе) не может существовать изолированно от окружающей местности. Основное же внимание уделяется узловым вопросам темы. Многодневные туристические походы лучше всего в школе проводить по окончанию учебного года. Пожалуй, ни один вид внеклассной работы не привлекает так школьников как туризм. Школьное краеведение без туризма – как и наоборот: школьный туризм без краеведения, НЕМЫСЛИМЫ…
Экскурсии и туристические походы и путешествия имеют всегда не только образовательное (познавательное) значение, но и воспитательное (воспитывающее) начало: познание края, физическая закалка детского организма, сплочение детского коллектива, проявление ответственности. В туристско-краеведческом походе воспитывается наблюдательность и самостоятельность, выносливость и смелость, любовь к родному краю. Хорошо подготовленный поход – это ожившая страница истории и географии края.
Примечание: для школьников Каменецкой основной школы мною были разработаны, а затем и проведены следующие туристские походы:
А) по Адамовскому району:
1. Каменецк – Джарабутак – Комсомольский (3 дня, 40 км)
2. Адамовка – Нижняя Кийма – Карабутак – река Карабутак – Карабутак (Адамовка, 4 дня, 76 км)).
3. Адамовка – Нижняя Кийма – Осетин – устье Жарлы – Нижняя Кийма (4 дня, 62 км).
Б) по Новоорскому району:
1. Пос. Речной – Чилекты – Добровольское, пос Новоорск – станция Новоорск – село Кумак – город Орск (Адамовка), (5 дней, 90 км).
В) по Гайскому району:
1. Станция Губерля – село Казачья Губерля – село Хабарное – город Новотроицк (7 дней, 122 км).
2. Станция Сара – село Хмелёвка – село Казачья Губерля – станция Губерля (7 дней, 125 км).
Г) по Кваркенскому району:
1. Село Болотовск – село Адрианополь – село Зелонодольск – исток Суундука – село Свободное – село Аландское - село Байтук – село Синий Шихан – село Екатериновка (9дней, 150 км).
Д) по Башкирии:
1. Город Кувандык – село Большое Чураево – село Большое Абишево, село Анновка – город Зилаир (город Орск, Адамовка). (15 дней, 200 км).
Методические условия эффективной организации краеведческой работы в школе.
Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем своего родного края и владение методикой его изучения. Вторым условием – является систематическое использование местного материала на уроках географии, биологии, истории, даже на уроках русского языка; постоянная краеведческая внеклассная работа, перспективное её планирование в масштабе всей школы. Третье условие: школьному краеведению во всех его звеньях нужна глубокая основа. Краеведческая работа в школе обязательно включает в себя элементы исследования, это её особенность, и поэтому, занимаясь краеведением, и учитель и ученик обязательно становятся исследователями. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследований, применяемыми отечественной наукой, учатся самостоятельно добывать знания, овладевают умениями и развивают их до уровня знаний.
Если учитель захотел стать учителем-краеведом, то ему придётся знакомиться с обширной краеведческой литературой, изучать природное окружение и его условия, изучать местные предприятия и их географические особенности; пользоваться статистическими справочниками, знакомиться с многочисленными экспонатами краеведческих музеев и выставок. Кроме того, учителю в процессе работы необходимо будет совершать с учащимися различные по содержанию и сложности экскурсии, походы и экспедиции; организовывать метеорологические, фенологические, гидрологические и другие наблюдения учащихся. Все эти вопросы должны составлять содержание теоретической и методической подготовки учителя. Для этого учитель-краевед должен постоянно работать над собой, обогащать свои теоретические и методические знания через участие в методических объединениях, семинарах, семинарах-практикумах и научно-практических конференциях.
Четвёртое условие успешной работы: определённая последовательность краеведческой работы и подчинение всей внеклассной и внешкольной работы школы краеведческому направлению (или её большая часть). То есть претворять в жизнь идею КОМПЛЕКСНОГО краеведения.
Совершенно необходимым условием успешности краеведческой работы является сбор, тщательное оформление и хранение всех материалов, как бы маловажными или очень значимыми они не были. Конечно, лучше всего, когда накопленный материал оформляется в виде экспозиций школьного краеведческого музея (школьный музей Каменецкой основной школы насчитывает 4500 экспонатов, в нем 4 отдела, хороший музей открыт и в Брацлавской средней школе Адамовского района). Школьный музей – это результат всей той кропотливой, целенаправленной краеведческой работы, которая проводится в школе на протяжении ряда лет (от 5-и и более). Совет школьного музея должен направлять и руководить всей поисковой, научно исследовательской и туристско краеведческой работой в школе
Целевое назначение школьного краеведческого музея – это, по моему мнению, воспитание у школьников патриотизма и гражданского долга, развитие у детей общественной активности и познавательных способностей, расширение общеобразовательного кругозора. Основное в содержании работы музея – это его общественно-полезная направленность. Музей только тогда оправдает себя – когда станет организатором нравственного воспитания учащихся (или сейчас «нравственное воспитание» в школьный лексикон не входит?!). На встречи с краеведами-школьниками и сейчас должны приглашаться знатные люди, ветераны Великой Отечественной и локальных войн, труженики тыла. Школьники записывают их рассказы-воспоминания, ведут обширную переписку с другими школьными и народными музеями, краеведами, с архивами… По экспозициям школьного музея проводят экскурсии не только для учащихся школы, но и для родителей, гостей школы (причем, экскурсоводами являются подготовленные школьники-краеведы). Фонды музея используются учителями-предметниками, классными руководителями.
|