Дреев Петр Лукьянович

Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 245
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В памяти моей...

 Оглянулся  я назад... Что осталось в памяти моей?...  Об эом и хотелось бы написать... Детство, юность, отрочество... Перевальное, Россошь, Каменецк, Красноярск, Вербочки,  и опять: Каменецк, Совхозный, Брацлавка, Адамовка... Карта страны в моей биографии... И так - оглянулся я назад...

«Оглянулся я назад!..»     
 Зарисовки студента  Россошансского педучилища (воспоминания о том, что было 45 лет назад).   
Дреев Пётр Лукьянович, Заслуженный учитель Российской Федерации.

 
Июль – август 1964 года.  Куда пойти учиться?

 Учительский талант во мне распознал классный руководитель Виткалов Александр Михайлович, который затем стал директором школы. Увидев однажды, как я помогаю второкласснику делать домашнее задание (тогда я учился в  выпускном классе, был вожатым и уже немного приутих), он сказал: – «Слушай, Пётр, а поступай-ка ты в Россошанское педучилище, не пожалеешь. Там из таких, как ты – людей лепят. А я помогу тебе подготовиться».

И действительно, Александр Михайлович очень  мне помог: достал программу для поступления и хорошие учебники, по которым учился сам, и даже подготовил меня к собеседованию на профпригодность. Особенно помог он мне подготовиться к зачёту по пению и физкультуре. Ведь ни учителя пения, ни спортзала в школе не было, и эти предметы практически не велись. Учитель пения, приходя на урок, включал радиолу, ставил пластинку, пел сам, а мы подпевали за ним и за это получали оценку. А на спортплощадке – мы её называли «выгоном» – был один турник да поле для игры в «выбивалу» (иначе – русская лапта). 

И поступил! Сначала прошёл собеседование на профпригодность: выразительно прочитал какую-то басню Ивана Крылова, пропел песенку «Жили у бабуси два весёлых гуся»… Своим пением я очень удивил членов комиссии: таких песенок на вступительных экзаменах ещё не пели! Физическая подготовка у меня тоже оказалась неплохая. Да и почти все экзамены сдал на «пятёрки», кроме диктанта, за который получил «четвёрку». Словом, был зачислен, чего сам от себя не ожидал. Не ожидали и все учителя нашей  Переваленской восьмилетней школы Подгоренского района Воронежской области.          
 Пролог…
 Учитель – это человек особого склада… От него должно веять теплом… Тепло и уютно бывает детям в школе, в классе, – когда там работают учителя, а не преподаватели по предметам… Учитель и преподаватель  – разные по сути понятия. И не надо в школе тут подмены!.. В этом – моё твёрдое убеждение.  Дети – как тот лакмус: отличают хорошее  – от плохого, настоящее – от фальшивого. А если нет, то почему ученики, которые давным-давно уже став взрослыми дядями и тётями, одних учителей помнят, а других – забыли напрочь,  даже как их звали. Почему я помню свою первую учительницу Монцеву Дарью Тихоновну, помню физика Морозова Ивана Васильевича, но убей меня бог, не помню преподавателя биологии (уже в восьмом классе к нам пришёл Евдаков Борис Фёдорович). А вот кто был историком  и кто преподавал нам географию в нашем выпускном классе, извините – не знаю. Вспоминаю добрым словом математика Мануйлову Анну Васильевну с её мягким московским говором. Всегда сравнивал с ней нашу Веру Николаевну Цыбину и находил их похожими друг на друга и характерами, и стремлением научить нас алгебре и геометрии, хотя внешне они – две совершенные противоположности. Но не могу вспомнить, кто же  учил нас русскому языку, хотя и писал я грамотно (а на уроках вовсю присутствовала смешанная русско-украинская речь). Зато знаю, как нас Борис Алексеевич Баско учил в педучилище писать сочинения…
          Зарисовка первая.  
Борис Алексеевич Баско.      

Придя в педучилище, я разговаривал на каком-то смешанном русско-украинском диалекте. Хотя  преподавание предметов у нас в школе велось вроде бы на русском языке, но разговорная речь и в школе и дома… Понятно!.. Хорошо, что на вступительном экзамене мы писали диктант… 
Описание: C:\Users\Администратор\Desktop\пн.jpg На снимке: Борис Алексеевич Баско.
 Борис  Алексеевич стал учить нас писать сочинения…  – «Главное,  – учил он нас, – грамотно и умно составить план сочинения, затем продумать само сочинение, уловить главную нить повествования и лишь потом приступать к его написанию… Ваше сочинение должно читаться легко, на одном дыхании…». Я как сейчас помню из его плана: «Вступление, основная часть и заключение» или: « предисловие, основная часть и послесловие»…
 Б.А. Баско говорил, что учитель, прежде всего, должен быть грамотным, эрудированным и интеллектуальным  всегда и во всём… Он и учил нас грамоте… – «Учитель должен быть грамотным. Не должен учитель делать ошибок в слове «винегрет», и тем паче в слове «корова»  – эти его слова я запомнил почти дословно. Помню как он дал нам написать первый диктант после поступления в училище… И мы, которые сдали  вступительный диктант на «4» и на «5» написали его: две трети студентов из группы (30 чел.)  – на «2», была одна, две «4» и ни одной «5».   Но Борис Алексеевич успокоил нас: ничего, мол, не так уж и плохо, будем работать, справимся…   
После окончания педучилища у меня осталась общая тетрадь, где была подборка сочинений на «свободные темы». Я её использовал потом, проверяя, анализируя и обсуждая с учителями русского языка школы сочинения старшеклассников, будучи уже директором средней школы; и всегда добрым словом вспоминал Баско Бориса Алексеевича… Он даже своим внешним видом и обликом показывал нам, каким должен быть учитель…
А. П. Чехов писал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли!». Так это про нашего Бориса Алексеевича Баско.     
 

Зарисовка вторая.

Помню, зашёл я как-то в комитет комсомола сдать свою учётную комсомольскую карточку (был тогда у комсомольцев такой документ, а комсомольский билет я храню до сих пор, как  дорогую реликвию).      Пётр Шафоростов, секретарь комитета комсомола говорит мне «Что-то ты совсем, первокурсник, маленький и худенький… Надо тебе в спортивную секцию записаться…».
 А в какую? Особой тяги у меня к занятиям спортом не было. В школе у нас спортзала не было, была волейбольная площадка, да поле футбольное, из снарядов, правда, была лестница, шест да турник. Ежегодно менялся физрук, так что физкультура включала в себя бег, прыжки, да игру в русскую лапту. Волейбольный и футбольный мячи в школе появлялись редко… Записался я в секцию легкой атлетики. Вел её молодой преподаватель Вячеслав Васильевич Ефремов (фамилию подсказала мне Людмила Мотченко (Омельченко), выпускница 1972 г.). Описание: C:\Users\Администратор\Desktop\три.png          На фото: Вячеслав Васильевич Ефремов.      
В лёгкой атлетике есть свои «я».  «Спринтером» быть – природой мне не дано: я был маленького роста и коротконогим. А вот средние дистанции  – 1 км и 1,5 км – стали моими… Вячеслав Васильевич учил меня, что в беге на такие дистанции главное – правильное распределение сил по всей длине, правильно взятый  первоначальный темп и правильно взятое так называемое второе дыхание. Он учил нас «правильно бегать». Мне потом очень пригодились его «правильные уроки», когда я сам в Каменецкой школе преподавал физкультуру и готовил своих учеников к районным соревнованиям по «пионерскому пятиборью». Кстати, мои воспитанники всегда были в тройке лидеров среди восьмилетних школ. А их в районе было больше двадцати.  Помню, проводился в осень 1966 года легкоатлетический кросс на первенство училища… Прошёл первый забег, всё вроде бы хорошо… Но Вячеслав Васильевич недоволен, говорит нам: темп  в забеге взят низкий, плохо…  Те, кто бежал во втором забеге, взяли уже более высокий темп. Я уже после первых 300 метров почувствовал, что могу прибавить скорость и её держать, и в итоге в забеге пришёл первым, занял второе личное место (1500 м). Так я получил свою первую спортивную грамоту из рук Грачёва В.Д..   Даже лидер, из  бежавших  в первом забеге, был в итоге лишь четвёртым.        
 В составе команды училища мы с Василием Ткачёвым участвовали в зональных соревнованиях по лёгкой атлетике среди средних профессиональных учебных заведений  в городе Павловск.  Тогда наша команда заняла третье место…       
 «Правильности» бегать, прыгать, играть в волейбол (даже в баскетбол), «скользить» на лыжах, а также выносливости я учился все четыре года и у Вячеслава Васильевича и, в большей степени, у второго преподавателя, всеми любимого, Александра Фёдоровича Сибирко.  Я ведь и понятия не имел о баскетболе, а на лыжах умел хорошо прокатиться с высокого холма (горы), и… всё. 
   Может быть именно Александр Фёдорович «виноват» в том, что я увлёкся пешим туризмом и потом целых 20 лет водил  в походы своих  шести-семи-восьмиклассников?.. Ежегодно в конце мая мои «Каментуры» отправлялись в 3-х, 4-х дневные походы по Восточному Оренбуржью. Скажите мне: кто является лучшим воспитателем выносливости, коллективизма и патриотизма, а также кто лучше закаливает организм, как не пешие туристические походы в 40, 50, а порой и сотню км?  А однажды мы замахнулись на двухнедельную экспедицию по Башкирии, оставив за собой без малого 260 километров… Было всё: и преодоление горных речек, и затяжные подъёмы в гору, и спуск в долину, и лесные тропы… И ничего, выдержали!..  
А когда в армии я служил? Образцово-показательная ШМАС Сибирского военного округа… Строевая подготовка – на высшем уровне, каждое воскресенье – трёх километровые кроссы, а зимой –  марш-броски на лыжах… А занятия в противогазах?!. Вот где  пригодилась спортивная выучка и закалка, которую я получил в педучилище, у преподавателей физкультуры Сибирко Александра Фёдоровича и Вячеслава Васильевича Ефремова. Вот где вспомнились трёх и пяти километровые лыжные кроссы А.Ф. Сибирко вдоль по речке Чёрная Калитва!

Зарисовка третья.

         Я очень благодарен судьбе, за то, что она предопределила мою встречу с таким, я бы сказал, Человечищем, как Хрипков Роман Михайлович – нашим учителем по педагогике в Россошанском педучилище.
Роман Михайлович был не просто преподавателем по педагогике, он был воспитателем будущих учителей. Он «вбивал» в наши мозги, каким должен быть учитель, а каким не должен быть, учил нас педагогической этике, педагогическому такту и педагогическому мастерству. Его педагогическое кредо: стать учителем может лишь тот, кто искренне любит детей. «Если ты начал сомневаться: любишь ли ты по-настоящему детишек – значит это не твоё». Так утверждал, практически в конце каждого своего занятия с нами, наш Роман Михайлович. Вот он  учил нас становиться учителями. Конечно, не у всех студентов это получалось, и такие – или бросали учёбу в педучилище, или оставляли работу, имея уже диплом на руках и возвращались на малую Родину, находили работу в других сферах.    
  На его уроках мы, с его помощью, попадали в различные педагогические ситуации, и он учил нас с честью для себя «выкручиваться», учил нас решать ситуации и анализировать их. Начинал он свою «пару» примерно так… Любому студенту, мне, например, задавал вопрос, на который я не смог бы ответить и: – « Так, Дреев, ты ученик 3-го класса и не выучил урок? Стыдно должно быть. Всё, ставлю «двойку». Что сидишь, и весь урок созерцаешь небо через окно?».  – И всем: – «Что, ситуация? Да? Давайте будем решать её вместе…». Далее идёт ролевая игра. Здесь мы и в роли учителей, и в роли родителей, и в роли учеников. Но чаще: учителя и ученика (типовая, практически, ситуация).           
Помню, уже в конце 3-го курса Роман Михайлович даёт нашей группе задание: разработать и организовать экскурсию  для учеников на промышленное предприятие. В роли учеников - конечно же, мы… Мы разработали проект экскурсии на  Подгоренский цементный завод. Защита данной темы на уроке педагогики прошла отлично. Мы предложили попробовать осуществить проект практически. Он согласился, но претворять проект в жизнь опять должны были мы, студенты. Мне с Иваном Сербиным досталось, казалось бы, самое сложное: договориться с дирекцией завода о теме экскурсии, и о времени проведения.   Но самым сложным при проведении экскурсии оказалось: это подведение итогов  и составление отчета об экскурсии. Об этой экскурсии у меня на память осталась фотография, где группа  3«А» Россошанского педучилища вместе с Романом Михайловичем у проходной Подгоренского цемзавода.  
Но отсюда я очень хорошо усвоил: при посещении объекта (любого) надо самому (учителю) хорошо  изучить его и о нём, и лишь потом посещать его с учениками. И ещё: при посещении предприятия, села надо всегда встречаться с людьми, там работающими или там живущими. Это всегда  надолго запоминается. Этот урок от Романа Михайловича очень пригодился мне и как учителю географии с историей, и как директору школы, и как руководителю «Каментуров».   
Уроки педагогики в нашем училище начинались со 2-го семестра первого курса, чтобы мы уже в самом начале учёбы  могли взвесить:  а надо ли тебе учиться «на учителя»; чтобы мы могли определиться, какими педагогами  будем, и будем ли ими вообще ?... Со второго курса он читал нам  лекции по педагогической этике… Роман Михайлович учил нас педагогическому мастерству, и я очень многое от него усвоил…
  А вот если бы он просто объяснял нам главы из учебника «Педагогика» (читал я учебник сухой и скучный), разве назвал бы я Романа Михайловича «Человечищем», да ещё и с большой буквы?..   И ещё одна маленькая деталь: в Оренбургскую область мы, выпускники, уехали в числе первых. Я не знаю почему, но Роман Михайлович вместе с нашим  «классным» Глазко Александром Григорьевичем провожали нас до узловой станции Георгио Деж (Лиски – называлась она по-старому, в 1993 году ей возвратилось это название)… Наверное, в этом весь Роман Михайлович Хрипков…      

 Зарисовка  четвёртая.    

 Под стать Р.М. Хрипкову был и учитель рисования Гребцов Николай Алексеевич. Он учил нас рисовать? Да, он учил нас правильной манере рисования, как держать карандаш и, тем паче, кисть (в сельской-то школе кто преподавал этот предмет?!). И меня, конкретно, он рисовать научил (я даже в школе вёл уроки ИЗО, в первый же год мне дали преподавать географию с историей, химию с биологией, физкультуру и рисование, а потом ещё и труд у мальчиков). А ещё, Николай Алексеевич  учил нас в каждом осеннем кленовом или берёзовом листке видеть лист с полотна Левитана. Мы с ним побывали (образно, конечно) в галереях и музеях Москвы и Ленинграда. Даже побывали в знаменитой Третьяковке (разумеется, на уроках, никуда не выезжая из города Россошь).  Как он рассказывал о картинах знаменитых художников по репродукциям с них!!!  А однажды мы всё же побывали в настоящей Третьяковке. Это произошло на зимних каникулах в 1967 году (после Новогодних праздников). Группа студентов по путёвке комитета комсомола и профкома училища побывала в городе Москва. В настоящей Третьяковке экскурсию провёл не только экскурсовод, но и наш Гребцов Н.А. И мне показалось (и не только мне), что Николай Алексеевич намного лучше знает многие полотна, чем экскурсовод. По крайней мере, для меня он открыл художника  Архипа Куинджи и его серию картин «Берёзовая роща (первая в 1879 г., последняя – в 1901 г.)».  Яркие,  сочные, солнечные, изумрудные краски… неповторимость манеры исполнения… и, главное, такой знакомый каждому русскому человеку пейзаж, И правда, смотрю я на картину, и кажется мне, что эту рощу я уже видел  где-то наяву… С тех пор мне особенно нравятся картины (и их репродукции), а также фотографии, где изображены русские берёзы.         

 На фото:  Гребцов Николай Алексеевич.         
 Он учил нас, студентов педучилища, видеть прекрасное там, где его и не должно было быть. И это «чувство прекрасного» мы должны были воспитывать у своих будущих учеников. Иначе – зачем быть воспитателем? А учитель – это воспитатель. Таково педагогическое кредо нашего Николая Алексеевича. Он был для студентов нашей группы скорее старшим другом, чем преподавателем. Вот оно, ещё одно звено в моём становлении учителя: быть наставником, старшим другом, учителем, а не «поучителем». Это уже от Николая Алексеевича урок.

Зарисовка пятая  (педпрактика).  
Педпрактика у нас начиналась с 3-го курса. Сначала мы были помощниками учителя, затем посещали уроки, анализировали их вместе с методистами, а вскоре и сами стали давать пробные уроки. Я помню, при училище была базовая начальная школа. Находилась она за городским рынком, за церковью. В ней были организованы и «сдвоенные» классы (комплекты: 1-3 класс, и 2-4). Это, я думаю, специально для педпрактики студентов педучилища. Школа пользовалась большой популярностью среди  родителей. Моя педпрактика в ней и знакомство с её маленькими жителями  (школу всегда называли вторым домом детишек) началась с роли библиотекаря. Библиотека – это два больших шкафа в коридоре школы. Я должен был ученикам выдавать книжки и потом провести беседу о прочитанном. О некоторых произведениях должен рассказать сам. Это было внеклассное чтение учащихся. Разумеется, я должен был вести дневник. Сколько я пробыл в этой роли, я не помню (3 или 4 недели), знаю, что сменил меня на этом посту Виктор Колпаков. Ну так вот:  и первый свой урок я давал в этой школе, урок по природоведению в 4-м классе. Конечно, сначала написал план-конспект (а его нас методисты уже научили составлять), обсудил план с учителем, затем с методистом Надеждой Андреевной Нечипуренко…
         Как прошёл сам урок я не помню, всё было как в тумане… А потом группа моих сокурсников (10 человек) анализировала урок, отмечали «плюсы и минусы». Это было обязательным условием анализа. Помню, что за урок мне поставили «отлично». Может быть, тогда я понял, что из меня получится учитель? А может – чуть попозже?        Но я уверен, что именно тот урок дал мне путёвку в Воронежский госуниверситет, именно на географический факультет. А ещё – уроки по землеведению, которые вела у нас Надежда Андреевна Нечипуренко…  От уроков по географии СССР, которую преподавал Комаров Пётр Семёнович, я просто балдел. Он виртуозно владел картой: показывал на ней объекты, даже если карта висела вверх тормашками! А как красочно он давал представления-картины о разных уголках нашей Родины?!   
Хорошо помню ещё один момент из тех одиночных уроков – пробный урок по математике (она в начальных классах называлась арифметикой). Решение задачи на движение… Я предложил  учителю: – «А  что если дать ученикам решать конкретную задачу: не из города «А» в город «Б», расстояние между которыми было 386 км (?) двигался автомобиль, а из города Россошь в посёлок Подгоренский, расстояние между которыми 25 км…». И учителю понравился такой вариант, и нашему методисту. Именно этот момент урока «поставил» мне оценку!  А для меня, впоследствии, краеведческий принцип преподавания стал основой моего педагогического кредо. Тема моей дипломной работы в университете была: «Краеведческий принцип преподавания географии на примере школ Адамовского района Оренбуржья». Даже свою Каменецкую школу я, как директор, сделал школой краеведческого направления во всех аспектах школьной жизни…

Руководителем педпрактики был Фещенко Владимир Андреевич.

На фото: Фещенко Владимир Андреевич.
В лето 1967 года все третьекурсники проходили педпрактику в качестве отрядных вожатых пионерских лагерей. Я практику проходил в пионерлагере Подгоренского цементного завода, который находился в лесу, на берегу пруда, недалеко от села Андреевка. Живописнейшее место!         
 Я был вожатым старшего (первого) отряда, в котором были школьники 12-13 лет (т.е. – шести, семиклассники). Я, конечно же, знал, что нас, практикантов, будут проверять методисты… С Владимиром Андреевичем я познакомился здесь в пионерлагере так сказать «поближе»… К нам он приехал в один  из июньских дней под вечер и пробыл весь следующий день… Показываю ему мероприятие: игру «найди знамя!». Суть игры в следующем: две группы, имея на руках картосхемы должны найти спрятанный в укромном месте (тайнике) флажок. И картосхемы я подготовил, и флажок я спрятал заранее, и даже подготовил препятствия и условные предписания. Но игра как-то не заладилась… В одной из команд между ребятами возник конфликт, а тут ещё и один из моих пионеров «подвихнул» ногу,  и его надо было отправить в медсанчасть… В общем игру мы свернули… Но спасибо всё же за уроки Роману Михайловичу…  Надо всегда разрешать возникшие ситуации (и эту ситуацию в частности). Собрал я свой отряд в беседке и мы «разобрали» неудавшуюся игру «по косточкам»… Ну а дальше уже в беседе со мной Владимир Андреевич «разложил всё по косточкам»… Это удивительно тактичный человек…  Ясно же, что мероприятие прошло неудачно… А он нашёл какие-то положительные плюсы в том, как мы отправили пострадавшего в санчасть,  и в том, как я провёл  беседу о  причинах неудач в игре, подчеркнул и то, что я при нём не побоялся принять пусть и неправильное, но решение.  Это потом, уже, будучи директором школы, до меня дошло, почему он вынес тогда такой мудрый «Соломонов» вердикт.       
Непрерывную педагогическую практику в качестве учителя я проходил в Базовской средней школе (село Большие Базы, рядом с райцентром Ольховатка). Класс мне достался опять старший (четвёртый),  – очень сильный, более половины учеников  учились на «4» и «5».  Учитель Татьяна Афанасьевна (если мне не изменяет память) – Отличник народного просвещения. Разумеется, я должен быть на высоте.  К каждому уроку я тщательно готовился, обсуждали с учителем все нюансы  будущего урока, а после учебного дня… был разбор «полётов». После двух недель такой работы учитель сказал мне: – « Слушай, Пётр Лукьянович, а ,может, хватит у меня  спрашивать, что и как делать. Давай уже самостоятельно готовься к урокам и проводи их. Будем просто делать самоанализ и анализ в конце учебного дня?!». А однажды, не предупредив меня, пригласила на урок завуча школы…Мне, конечно, было очень приятно  получить похвалу от такого человека… А ещё, Татьяна Афанасьевна, взяла и просто  один день не пришла на уроки…   
Владимир Андреевич, принимая от меня дневник-отчёт о непрерывной педпрактике, прочитав отзыв-характеристику о практиканте от учителя и завуча школы, сказал тогда (помню почти дословно): – «Вот видишь, Пётр, всё у тебя получилось, и очень даже не плохо. Весьма неплохо!!».  
Владимир Андреевич – человек несколько скуповат был на похвалу, так что услышать такое от заведующего педпрактикой ДОРОГОГО СТОИТ. Для меня дорогого стоило!       

  На снимке: Дреев П.Л.- классный руководитель 5-го класса Каменецкой восьмилетки.  Сентябрь 1972 года.     

Зарисовка шестая.  
 

Левченко Александр Федоровичнаш физик, а ещё он вел у нас ТСО (технические средства обучения; был такой предмет в учебном плане училища), и кружок фотодела и кино демонстратора.

 

На снимке: Левченко Александр Федорович.
Вот тогда (после  занятий по фотоделу) у меня появился  простейший (пока) фотоаппарат «Смена», а постепенно и фото проявочная аппаратура. Я  настолько увлёкся фотоделом (благодаря Александру Фёдоровичу), что, уже, будучи учителем, я с первой учительской зарплаты купил себе хороший фотоаппарат «Зенит» со съёмным фотообъективом. Многие мои чёрно-белые фотографии сейчас  составляют экспозиции Каменецкого школьного краеведческого музея. Сам «Зенит» сейчас  – экспонат школьного музея в Брацлавке. А по большому счёту  и мои фотографии, и сам фотоаппарат – это память о замечательном учителе физики из Россошанского педучилища Александре Федоровиче Левченко.      
 И  ещё один штрих об этом человеке…   
В Каменецкой школе, где я начал свой педагогический путь, из технических средств обучения были фильмоскопы (для демонстрации диафильмов), эпидиаскоп (диапозитивы или слайды демонстрировать), был даже кинопроектор КПШ-4 для демонстрации учебных фильмов и кинороликов. Но киноаппаратом из учителей Каменецкой школы никто не умел пользоваться. Нам же, выпускникам Россошанского педучилища, выдали даже удостоверение кино демонстратора.  Это заслуга Левченко А. Ф. Поэтому я сразу же в свой первый учебный год организовал кружок юных кино демонстраторов. На кружке я учил своих учеников правилам техники безопасности, изучали узлы киноаппарата, и мои кружковцы получили навыки управления аппаратурой. На уроках они помогали учителю теперь демонстрировать фильмы по теме урока (кинофильмы получали из районной школьной фильмотеки). Нашей школе, первой из восьмилеток района, выделили киноаппарат «Украина», так как в ней был учитель с удостоверением кино демонстратора (то есть это у меня).          Некоторые мои юные кино демонстраторы, получив затем профессиональное образование, работали в этой сфере (Усманов Зарлык, Мущенко Виктор). В этом  я тоже вижу след Александра Фёдоровича Левченко, замечательного нашего физика…

Зарисовка  седьмая. Последняя…   

 «… О нашем «классном» Александре  Григорьевиче Глазко!..».   
   Александр Григорьевич Глазко стал нашим классным руководителем или куратором группы «А»  со 2-го курса и был им до окончания нашего обучения. Он знал, я уверен, буквально всё о каждом из нас; он был для нас больше другом и старшим наставником, нежели учитель. Александр Григорьевич мог разговаривать с каждым из нас на любую тему…  А какие мы устраивали диспуты в группе, или «круглые столы» о дружбе и любви, о хорошем и о плохом?!.  Мы с ним побывали с экскурсией на Россошанской плодово-ягодной станции… Мы туда   с Иваном Сербиным и ещё с двумя парнями из мясо-молочного техникума ходили, затем. Подрабатывали в сезон сбора ягод и фруктов… Побывали с экскурсией и на Ольховатском сахарном заводе. А ещё в зиму 1967 года мы посетили столицу нашей страны Москву. Я за свою жизнь в Москве побывал ещё раз в составе делегации Оренбургской области по линии Педагогического Общества России на Всероссийской конференции, как директор года в 1998 году. И знаете, я поехал на ВДНХ, где мы были тогда с А.Г. Глазко в том 1967-м. И хотя ВДНХ уже и не ВДНХ, но мне вспомнился тогда рассказ Александра Григорьевича об одном из павильонов выставки…   

 На снимке: Александр Григорьевич Глазко.
 Студентов педучилища привлекали тогда к сельхоз работам  в хозяйства (совхозы и колхозы) района. Убирали мы и картофель и кукурузные початки и сахарную свеклу… а ещё,  помнится, как мы пекли картошку в костровой золе и варили кукурузу в большой кастрюле… и неизменно с нами был наш Александр Григорьевич и в Райновке, и в Верхнем Мамоне и в …          
 
На снимке «Студенты
2»А»  на уборке картофеля в совхозе «Райновский». Из архива Дреева П.Л.         
 И то, что он стал завучем,  а затем директором педучилища (педколледжа), и то, что он получил звание Заслуженного учителя России – это закономерность. Я бы сказал так: кому как не ему?!.   

 Эпилог.
Вот сданы государственные экзамены, прошли выпускные вечера и уже третий день заседает государственная комиссия по распределению молодых специалистов. По сложившейся традиции, последними распределяются юноши. В нашей группе их только четверо (и 28 девушек). Решили: пусть судьбу решит жребий. И стали тянуть спички разной длины. Витька Колпаков – мой сокурсник и друг – вытащил самую длинную спичку: Кашкадарьинскую область Узбекистана; Коля Козырев из группы «В»   (мы с ним земляки, из одного района) тащит спичку с обломленным концом – Павлодарская область Казахстана; Ивану Сербину досталась самая короткая спичка, он должен остаться в  своей Воронежской области (а уехал в Павлодар вместе с Володей Кострубом). А мне осталась половинка спички – Оренбургская область. Так что, когда нас вызвал заместитель председателя госкомиссии Василий Андреевич Акименко, ему осталось лишь поздравить нас с готовым решением.

  – «Ну, уважаемый Пётр Лукьянович, где бы вы хотели начать свою педагогическую  деятельность из предложенных вам Минобразованием СССР мест по трудоустройству?» – когда  с таким вопросом обратился ко мне  зам. председателя комиссии В.А Акименко,  я бодро ответил:  – « В Оренбургской области России!»…  

  на фото: педагогический коллектив Каменецкой основной школы имени Героя Советского Союза Истая Ищанова и её директор Дреев Пётр Лукьянович, Заслуженный учитель Российской Федерации (сидит, второй слева). 1998 год.

В Оренбургскую область нас в том 1968 году поехало 19 человек. Меня, как единственного юношу этой группы, назначили старшим, и Василий Андреевич подарил мне атлас железных дорог СССР со словами:  – «Ну, до Оренбурга не заблудитесь!» (он до сих пор хранится у меня, как память).      
На станции Россошь нам устроили торжественные проводы! И никто не знал, что ждало нас в том далёком краю!         

Дреев Пётр Лукьянович, Заслуженный учитель Российской Федерации, Действительный член Русского Географического общества. Выпускник Россошанского педучилища 1968 года. Ноябрь 2015 год.