Дреев Петр Лукьянович

Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 245
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вехи мои. Веха 25, 26.

Вехи мои.  Веха 25, 26, 27.

Веха 25. От новой школы – до школы имени Героя!

Наше базовое хозяйство, а совхоз «Брацлавский» в те годы (да практически все девяностые) был по-настоящему базовым для Каменецкой восьмилетки; я бы сказал несколько по другому – было  другом школы.                                                                             И после ввода школы в эксплуатацию совхоз продолжал оказывать всяческую посильную ей помощь. Школу сдали ровно через год с момента начала строительства – я до сих пор не верю, что такое было возможным – но осталось несколько маленьких недоделок, не решённых к 1 сентября 1989 года… Забор был из штакетника, на деревянных столбах – то есть временным. Без забора – не принимает приёмная комиссия. Нет решёток на окнах спортзала – мяч непременно будет бить стёкла; надо достроить теплицу, оборудовать гардероб, приобрести и установить спортивное оборудование на стадионе, и много ещё чего…

 Эти вопросы дирекция совхоза «Брацлавский» помогла решить всего за полтора года. Директор хозяйства Иванов Ю.Е. посещал школу очень часто – уж раз в две недели обязательно. Наверное, он, так же как и я хотел, чтобы эта школа была лучшей в районе, тоже считал её своей…

 Какой титанический труд пришлось приложить моим коллегам-учителям и моим ученикам, а их было всего чуть больше полусотни (в 2000 году в школе училось всего 46 ребятишек), чтобы школа – состоялась!.. Пришкольный участок и школьная теплица – это отдельная страница в истории школы и веха в моей жизни. В школу пришёл работать учителем биологии бывший агроном Кухтицкий Владимир Петрович. ОН не педагог, но с учениками сумел найти контакт и завоевать их уважение. Владимир Петрович не всегда «методически» правильно преподавал как биология, так и химию… Но при проверке – уровень знаний учеников по его предметам был достаточно высок; ученики всегда справлялись с контрольными работами. Он просто добросовестно, с полной отдачей сил выполнял возложенную на него миссию.

 Так вот, пришкольный участок стал нашим школьным огородом, с него овощи шли в нашу школьную столовую, на стол учащимся; а опытническую работу Кухтицкий В.П. стал проводить над овощными культурами.   Вместе с Татьяной Александровной Дреевой – своим учителем домоводства – девочки подготавливали  рассаду, сеяли семена овощей, всех тех, что могли расти у нас на грядках  (грядки готовили мальчишки),  поливали, пололи, выращивали и собирали урожай, сдавали его в школьную столовую на реализацию…  Наш пришкольный участок стал одним из лучших не только в районе, но и в области – на областном смотре-конкурсе наш «школьный огород» входит в тройку лидеров…

 – «Владимир Петрович, а если обсадить по периметру наш участок «зеленым забором»?  – внёс я как-то предложение на одном из совещаний,  – «Будет от ветров защита?!»  – Кухтицкий В.П., вместе с учениками, закладывает питомник для выращивания саженцев черной смородины и смородины-рипуса. Саженцы выращивали сами, из черенков! Вскоре кусты смородины высажены были  по периметру участка.  А какой цветник был разбит перед школой! Его разбили опять же те полсотни ребятишек, которые учились в школе, и их учителя биологии и домоводства.

 Школьные «механики-умельцы» Михно В.Д. и Кухтицкий В.П. из узлов и запчастей списанных тракторов (пришлось им побывать в Шевченовке, Тасыбае, Брацлавке, Джарабутаке) собрали трактор «Беларусь», отремонтировали прицеп-водораздатчик – летом с водой в Каменецке довольно серьёзная проблема – и подвозили на нём воду для полива. Пришлось трёх кубовую  ёмкость (притащили её с дальнего пастбища) вкопать в землю, а затем сконструировать электронасос с помпой и таким образом решить «водную «проблему. Совхоз помогал с заправкой топливом нашего «Беларуса». Но наш пришкольный участок жил, а вскоре стал настоящим зелёным «оазисом» Каменецка. Вырос и небольшой сосновый  бор (борок),  а также аллея из сирени (мы её называем «сиреневой»). Лесопарковую зону школы создавали по участкам… Берёзки привозили сами из ближайшего леска; каждую весну их сажали и подсаживали взамен не принявшихся… А вот жимолость, саженцы сосны и яблони-дички привезли из Адамовского лесхоза…А борьбу с сорняками: лебедой  и, в особенности, с тысячелистником – я думаю – очень хорошо запомнили и педагоги, и технические работники, и ученики-старшеклассники того периода (середина 90-х) …

 Ещё одну мечту свою претворил я в жизнь, будучи директором Каменецкой неполной средней – заложили на территории школы настоящий дендрарий: на сравнительно небольшой площади было высажено более 30 видов древесно-кустарниковой флоры восточного Оренбуржья. Здесь прижились дуб и ясень, сосна и ель, вяз обыкновенный и ива-верба (ветла), лох серебристый и бузина, тополь и клён… Мы с Владимиром Петровичем саженцы привозили и из Адамовки, и из Гая, и с Новоорска… Теперь здесь можно и урок биологии провести, и экскурсию в природу – не выезжая в лес…

 На территории  школы была построена по моему проекту (разработан был при написании дипломной работы, а место я определил при разбивке школьного двора)  географическая площадка. Это уже второе строительство ГП, но теперь здесь имеется и навес от дождя, настоящая беседка. Это была метеостанция в миниатюре. Для наблюдения за погодой имелись все приборы, даже были самописцы: термограф, барограф, гигрограф…На ней проводились практические занятия по географии… Где в районе ещё такая  ГП была?!.

1993 год, а может – 1994-й! День Победы!  Встреча руководства совхоза после праздничного концерта в столовой центральной усадьбы с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, ветеранами совхозного производства… Чаепитие!.. На столах – салат из свежих огурцов. Огуречный запах стоит!..  Директор хозяйства Иванов Ю.Е., поздравляя ветеранов с праздником Великой Победы, говорит:  – «А ещё Вас поздравляют Каменецкие школьники, и вот к столу вам в подарок огурцы, выращенные в их школьной теплице!»

Тут встаёт Мущенко Н.И., участник войны:  – «А нам, каменецким, такой хороший подарок каждому из ветеранов был сделан ещё раньше, в апреле месяце! Молодцы, ребятишки!»

В школьной теплице мы выращивали и зелёный лук, и огурцы, и, даже помидоры – это хорошее подспорье для нашей столовой. Но труда и затрат вложено было – я вам скажу!.. Пришлось провести дополнительное электропаровое отопление, так как тепла от школьной котельной было недостаточно – ведь надо, чтобы температура была не ниже 27 градусов по Цельсию. Надо потом, в солнечную погоду проветривать её, иначе лианы будут сохнуть. Ежегодно и почву в вазонах нужно менять, не будешь же «гадостью» огурчики подкармливать… Стали выращивать весной и рассаду томатов, перца капусты; затем школа реализовывала её населению района, а вырученные средства расходовали лишь по решению совета старшеклассников (был такой орган ученического самоуправления в Каменецкой школе). Теплица – это, как оказалось,  – сложнейшее хозяйство, а учились вести мы его методом «тыканья»  – получилось, не получилось. В общем, если бы не было в школе Кухтицкого В.П. и Дреевой Т.А. с их «юннатами», то не было бы в школе  ни теплицы, такой, какой она была  тогда, ни пришкольного участка, наверное…

Новое здание школы – это подарок государства труженикам села Каменецк, его юным гражданам, а вот внешняя и внутренняя «начинка»  – это вложенный труд и учеников, и педагогического коллектива, и технического персонала. Это – несомненно!

С утра до позднего вечера звучали и ранее, а теперь и подавно, детские голоса в школе… Идёт занятие кружка юннатов; в кабинете домоводства  хозяйничает «хозяюшка»; от мастерской доносится запах горелого дерева – это выжиганием занимаются «умелые ручки». Вот драматический кружок репетирует довольно солидный спектакль (аж на полтора часа по продолжительности).  Долго потом будут не умолкать  овации в Каменецком клубе юным артистам Котляру Владимиру и его брату Николаю, Оверину Сергею и Кухтицкой Наташе, Дрееву Дмитрию  и Филинчук Марине,  Щеглеватых Оксане и Кувановой Айслу, а также их руководителям: Шадриной Светлане и Кувановой Ларисе Иншаровне.

В Каменецкую школу стали приезжать на экскурсии школьники и учителя школ района и  из других территорий. Ехали не только посмотреть  уникальный в своём роде школьный краеведческий музей. Ехали просто посмотреть такую школу!.. Школу имени Героя Советского Союза Истая Ищанова! Именную школу, единственную в районе!..

Приезжали и именитые гости района!

 Школа становится базовой школой района по краеведению и пешему туризму. В Каменецке проводятся теперь и семинары для директоров школ, завучей и старших вожатых. В небольшой неполной средней! Школа становится как бы музейным комплексом! Но за всем этим стоит слаженная работа педагогического коллектива, коллектива единомышленников. А мне, её (школы) директору, присваивают звание «Заслуженный Учитель Российской Федерации». Это был 1996-й год.  Ну что, Петр Лукьянович?! С новыми силами и энергией – за работу?! Покой нам только снится!

        Веха 26.  Новое назначение, третье (а может и четвёртое)!

В конце июля 2000-го года ко мне в школу приехал Дергунов Михаил Алексеевич – заведующий  отделом образования района. В школе идёт ремонт: побелка, покраска и тому подобное – по мелочёвке… Прогулялись мы с ним по школе, по кабинетам, побывали в музее, в спортзале, прошлись по территории… Я не выдержал:  – «Михаил Алексеевич, давай выкладывай, с чем приехал, а то ходишь, молчишь?!»  –

 – «Знаешь, Лукьянович, я приехал уговорить тебя стать директором Брацлавской  школы!» –  – «Михаил Алексеевич, ты же знаешь, что Каменецкая школа – это моя школа, я её создавал, строил с первого до последнего кирпичика. О школе говорят не только в районе, но и в Оренбурге, и ты хочешь, чтобы я  уже налаженное дело бросил?! Нет, не будет этого! Нет! Ну, ты и даёшь, Алексеевич!»  –

 – «Ладно, ты не горячись, ты подумай!»  –  

 –  « Тут и думать нечего!»  – отрезал я.

 –  «Знаешь что, Лукьянович, давай-ка лучше чай попьём! Татьяна дома?»  – я посмотрел на часы; время обеда. – «Идём, Михаил Алексеевич, пообедаем». – Пришли мы домой ко мне (живу-то я рядом со школой). Дергунов М.А. прямёхонько направился в кухню и заводит разговор с Татьяной:  – «Я  приехал сватать!»  – «Ну да»,  – отвечает Таня в шутку,  – «У вас – дочь, у нас – сын! Чем не сваты! Хотя надо бы наоборот: нам к вам ехать!»  –

 –  « Да нет. У меня сватовство посерьёзнее будет. Я приехал уговорить Вас, с Лукьяновичем, переехать в Брацлавку. Петр Лукьянович должен принять руководство средней школой».  –

 – «Михаил Алексеевич, Вы же, как никто другой знаете, сколько сил, энергии и здоровья вложил мой муж в Каменецкую школу. Он же, пока она строилась, дома не бывал, пропадал то в Оренбурге, то на стройке. А теперь, когда всё сделано и отлажено, надо бросить и в Брацлавку? Там что, некого директором назначить? Почему он должен всегда тащить какой-то воз? Можно же и надорваться!»  –

 – «Татьяна Александровна, поймите меня правильно, Очень важно сейчас для школы тесное сотрудничество с хозяйством, а если точнее, то с его директором Юдиным Михаилом Ивановичем.  У Петра Лукьяновича уже наладились взаимоотношения с ним. Именно Михаил Иванович остановил свой выбор на вашем муже. Я прошу Вас, давайте перенесём разговор в кабинет Юдина. Вы послушаете, что он скажет?! И там примем окончательное решение».  –

В общем, он убедил нас продолжить разговор в кабинете директора совхоза «Брацлавский». Обедом мы, конечно, Михаила Алексеевича накормили, хотя и обстановка за столом была довольно натянутой – молча перестреливались взглядами…

После обеда, часа в два дня, мы с Татьяной, заведующий РОНО Дергунов М.А. и глава Администрации Брацлавского сельсовета Димитрюк Михаил Иванович встретились с директором  хозяйства Юдиным М.И. в его кабинете. Разговор идёт трудный, непонятный, накалённый… Хотя что здесь непонятного?.. Меня назначают на должность директора средней школы, а я категорически отказываюсь.

Михаил Иванович говорит, что другого директора Брацлавской средней он, в данный момент, не видит, а я ему в ответ:  – «Каменецкая школа – это моя школа! В Каменецке прожита собственно вся моя жизнь; Каменецк – это моя судьбы, мне с десяток лет осталось до заслуженного отдыха, какой может быть переезд?! Да и жилья нет, куда переезжать с семьёй?!»  – хватаюсь я, как утопающий за «соломинку».  –

 – «Жильё – построим, уже строим новый дом. У тебя в Каменецке жильё приватизировано? Нет? Так вот, новый дом, построенный тебе, будет с правом приватизации, газифицирован, со всеми коммуникациями. В Каменецке газ, когда ещё будет?! Пойми, некого сейчас ставить директором, кроме тебя!»  –  Мы с ним выглядели, как те два бычка на мостике: набыченные, взъерошенные, неуступчивые… Последним убедительным доводом у Михаила Ивановича было:  – «А знаешь, Лукьянович, Можешь не соглашаться. Директора школы мы как-нибудь найдём, Но и ты дорогу в мой кабинет забудь!»  –

 А вот это уже серьёзное заявление выведенного из себя человека, Я знал, что Юдин М.И. – жесткий управленец и слов на ветер не бросает… Что могли означать его слова?  – «Это – моя к Каменецкая школа останется без поддержки базового хозяйства, которым руководит Михаил Иванович, один на один останется директор школы со своими проблемами… А мне персонально будет отказано даже в таких мелочах, как выписка (дополнительно) сена, зерно отходов, продуктов питания и тому подобное, или по несколько раз придётся ездить в Брацлавку – то есть: всегда можно найти способ ущемить несогласного, и как теперь быть?»  – примерно такие мысли пронеслись в моём мозгу. Примерно такое в моей жизни уже было… Только тогда вопросы назначения решал райком партии,  а теперь вот директор совхоза, вернее, директор ЗАО… И тогда, и теперь решали и решают! Категорично: или – или …

Татьяна моя, как утопающий за последнюю соломинку хватается:  – «Михаил Иванович, нас столько раз обманывают своими обещаниями, что я уже ничему не верю!..»  – 

  –  «Вот, при всех говорю: будет так, будет всё так, о чём здесь шёл разговор …»  –

 Вот так состоялось моё  назначение на должность директора, третье (вернее будет –четвёртое). По дороге домой в Каменецк мы остановились на взгорке… Вышли из машины… Всё село в низине, как на ладони… Вот отсюда я увидел его впервые, в августе 1968 года. Как один день – пролетело уже 32 зимы!

 И вспомнилось мне многое, многое… Пронеслась живая история села, которую я теперь хорошо знал… Вот и того сельца у трех тополей, где в далёком 1908 году обосновались первопоселенцы, уже нет (я его ещё застал)…

Вспомнил и как строился этот грейдер-дорога, где сейчас стоим мы с Татьяной; и как тянули ЛЭП в село; вспомнил и свои печки-лавочки…  А теперь вот надо отсюда уезжать; хоть и рядом это – в Брацлавку, а всё же… Как ты будешь без меня, мой Каменецк ?!

                                      Веха 27.  Это было давно!

Село Каменецк.  История основания этого села, по воспоминаниям старожилов, такова…   Основано поселение первопоселенцами в основном из села Большая Мукша Каменецк-Подольской  губернии Украины. Первыми сюда приехали семьи Гуминюк, Филинчук, Ковальчук, Гунько, Иванова Василия – всего где-то около двадцати семей. Это было в лето 1908 года. Слепили себе домишки-полуземлянки, разделённые на две половины: для себя и для домашнего скота. Название  селу дали в память о тех местах, откуда и были родом… А через год приехал землемер-оценщик и нарезал землю под земельные наделы на душу мужского пола. С этого времени и идёт счёт лет поселению.

 В 1910 году в Каменецке уже жило 510 жителей, он стал волостным центром: в волость входили тогда Шевченовка, Тасыбай, Джарабутак, Нестеровка, Подольск и сам Каменецк, а волость входила в состав Кустанайского уезда огромного Тургайского края (области). В волостном центре с 1912 года ежегодно проходят ярмарки-базары. По  архивным данным, в Каменецке, в 1918 году, проживало 766 человек – оно (село) было значительно крупнее Брацлавки.

 Первоначально, самые первые поселенцы выбрали для посёлка место у излучины Жарлы. Отец Иванова Петра Василий посадил тогда у своей землянки несколько тополёвых семечка. Три тополя затем долгое время были ориентирами села… Здесь хороший плодородный луг, который весной лишь чуть-чуть подтоплялся талыми водами Жарлы. Так что место под поселение было выбрано нашими предками весьма удачно…

Село вытянулось в одну улицу. Чуть позже, буквально через год, еже другие поселенцы стали селиться, занимая угол балки Телеспай и реки Жарлы, а семья Внука Владимира обосновалась уже за балкой. Причина такого расселения одна и та же: плодородные почвы под поселение. А под посевы распахивались земли к северу от села, вдоль по Телеспаю.
 В 1928 -29 годах, в годы коллективизации, в Каменецке и Подольске был образован колхоз, который так и назывался Каменецк-Подольский. Это значительно позже, в 1934 году, он был назван: колхоз имени Димитрова. Первым председателем колхоза стал «тридцатипятитысячник»  – Бидоненко, из рабочих, направляемых в сёла для организации колхозов.  Уже и казахское население, под давлением, заставляли  из  близлежащих аулов по Жарбутаку, Желанды, Тасыбайсаю переселяться в село, жить оседло и вступать в колхоз, а не кочевать по степи вместе со скотом. Казахи, которые переселились в Каменецк, строили свои полуземлянки в основном на Верхней улице.

Перед Великой Отечественной войной Каменецк был довольно крупным селом: здесь – центр объединенного Каменецк-Подольского колхоза имени Димитрова, имелась своя ветряная мельница, была кузница, две начальные школы (русская и казахская), медпункт. Кроме растениеводства колхоз занимался и разведением КРС, имелись овцы, разводили свиней, был небольшой табун лошадей и даже – даже дойное стадо и птичник.
 Новые домики колхозники строили теперь из самана (жидкую глину смешивали с соломой или с ковылём, и квадратики самана сушили на солнце). Выглядели  саманные домики намного опрятнее и красивее полуземлянок первопоселенцев. Крыши такие же, плоские, с обязательным небольшим скатом на обе стороны, да окна чуть поболее… И эти  колхозные саманные, и домишки первопоселенцев, построенные из земляных пластов, которые рубили на влажных западинах, к моему приезду в Каменецк в 1968 году хорошо сохранились, так  что есть, что сравнивать. Эти домики хорошо держали тепло, что очень важно, ведь топливом, в основном, был кизяк. А старожилы рассказывали, что в  довоенное время, да и во время войны, широко использовалась для топки печей колхозниками и солома, особенно прошлогодняя. Прообразом того давнего «довоенного» Каменецка предстал передо мной Подольск, да и посёлочек у трёх тополей… Таким он был, мой Каменецк, селом из трёх посёлков, почти до освоения целинных земель, да и в первые годы «целинной» эпопеи, вплоть до начала 60-х годов…

В 1957-м году идёт реорганизация колхозов, изменяется уклад жизни самих жителей. Колхозники теперь становятся рабочими советских хозяйств, а мелкие колхозы сливаются в крупные совхозы. В наиболее крупных поселениях размещаются центральные усадьбы, а другие (которые поменьше) становятся центрами отделений или бригад (Подольск, Аккудук). Пример для подражания в Адамовском районе был – это организованный ещё в 1929 году один из крупнейших в области совхоз «Каинды-Кумакский». А хороший ли это пример?!

Вот и колхоз им. Димитрова стал центром отделения № 4 совхоза «Брацлавский». Плюсы от такой реорганизации были? Да! А минусы? Их было ещё больше… С 1959-го года в Каменецке разворачивается крупное строительство. Село стало преображаться. В центральном посёлке (из трёх) стали строиться нормальные светлые, просторные и красивые дома для рабочих отделения. Шла застройка улицы Советская. Первые десять настоящих домиков с большими окнами! Для строительства использовали всё тот же саман; а крыши-то двухскатные, под шифер. Велась застройка и переулков. Так, на Молодёжном было построено общежитие со столовой, и целый ряд (улица) в пять домиков, таких же –  трёхкомнатных, однотипных,  как и на Советской. На Димитровском  строится клуб и здание, довольно просторное, под русско-казахскую школу. Именно здесь в 1964 году происходит объединение русской и казахской начальных школ и открывается 5-й класс будущей восьмилетки. А уже в ноябре 1966 года «восьмилетка» переезжает в новое просторное здание на Школьный переулок.

Одновременно с клубом на переулке Димитрова выросла целая улица «целинных» домиков из самана, причём – три из них двухквартирные, а три – «финские» флигельки, что значительно удешевляло строительство и экономило материалы. А «финские» ещё и были на порядок  комфортнее и выглядели очень даже «цивильными».

Напротив школы, правда, в один ряд, так же  выстроилась улица саманных трехкомнатных домиков. При строительстве школы использовалась уже «целинная» технология: стены возводились из двойных камышитовых плит, изготовленных на небольшом камышитово-плитном заводике в совхозе «Озёрный». Сухой камыш скреплялся проволокой и скобками в плиты 8*90*200, затем плиты устанавливались между столбами, влитыми в фундамент, дранковались и обмазывались толстым слоем глины; штукатурили такую стенку и белили известью.  Быстро и, главное, дёшево! Саман, глина и камышитовая плита – главный строительный материал «целины»!

 Но, как показала практика, эти здания были недолговечными, временными… Они могли простоять не более 40 лет (хотя некоторые саманные постройки стоят, и по сей день). Вот так «целина» за каких-то десяток лет преобразила село Каменецк. Я увидел, поистине, целинный размах! У меня сразу же возникла мысль, ещё в тот первый год моего пребывания на «целине Ивана Бровкина»:  – «А толи  ещё будет!». 

За десять «целинных» в маленьком посёлочке построено тридцать пят нормальных, добротных и уютных дома для сельчан. Начали строить капитальные бетонно-шлако-заливные…

 Отопление у каменчан – печное. Топили свои печки жители углём и кизяком. На зиму нужна была солидная его кладка…Заготовка кизяка  в Каменецке – это отдельный ритуал, что ли… Животноводческие помещения – базы и катоны – в летнее время свободны; отары находились на летних пастбищах. Очищали их (помещения) от навоза сельчане, которые и заготовляли здесь кизяк для своих печек… Площадь базы  чабанами делилась на участки. И вот, в свободное время, мужчины, вооружившись остро наточенными резаками (лопатами), резали пласт навоза квадратиками 30*30 и выносили их наружу на сушку. Эта работа очень трудоёмкая и выполнялась исключительно мужской половиной села.  Полу высохший кизяк затем уже женщины укладывали в круглые пирамиды для дальнейшей сушки так, чтобы всё продувалось насквозь ветрами…      Осенью привозили кизяк домой, и складировали, укрывая его от дождя навесом. Получалось отличное топливо, не хуже торфа. Заготовляли кизяк и дома, используя не только овечий навоз, но и коровяк. Но пи этом нужны были специально сделанные деревянные станочки, значительное количество воды для смачивания станков и вместительное корыто… Поэтому заготовкой кизяка из коровьего навоза в «целинные» годы мало кто занимался: уж очень трудоёмким был данный процесс для всей семьи… В основном, кизяк резали.

 Мне тоже пришлось этим заниматься в 70-е годы, заготовляя топливо для своей печки, когда я жил в том первом домике на переулке Димитрова.