Дреев Петр Лукьянович

Меню сайта
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 242
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Веха 44, 45 и оглавление

Веха 44, 45.

 Веха 44.  Взгляд на райцентр со стороны (свежее суждение).
     

 Адамовка – тоже село (статус села райцентр получил ещё в 1999-м году). Нет в Адамовке крупных промышленных предприятий, но организаций районного масштаба предостаточно… Хотя и здесь не обошлось без «Мамая»… Ну подумаешь, не стало в районном центре кирпичного завода (зачем работать над качеством кирпича, когда можно возить из Коркина Челябинской области, лучше растащим по кирпичику. Не стало и организации, которую все привыкли называть «Сельхозтехника», её попробовали реанимировать и реорганизовали в МТС «Адамовская», но что из этого получилось – все знают: нет ни её, ни её производственной базы. От бывшего перевозчика грузов «Автотранспортное предприятие» осталась лишь вывеска на воротах, да название остановки автобусов: «АТП». Где сейчас в Адамовке молокозавод, Адамовская мельница и «Заготконтора»? Найдёте лишь пустые здания с зияющими «глазницами» окон. А вот и события последних трёх лет: нет производственной базы бывшего ЗАО «Джарлинское», как не стало и самого ЗАО.  Прекратило работу и Адамовское ПУ-72. Прекратило потому, что ни его руководители, ни районная и областная власть не сумели его реорганизовать, не сумели увидеть перспективу начального профобразования сельских ребятишек… Вот наш техникум во-время сумел стать сначала колледжем, а затем филиалом Оренбургской ГАО ( именно в этом я вижу дальновидность мышления его руководителей). А теперь давайте подсчитаем: сколько рабочих мест потеряла Адамовка, скольким людям надо искать новое место работы и сделаем вывод: а нужна ли нам вообще такая организация, как отдел труда и занятости (??).    
     Адамовка – село!  Судя по его внешнему виду, пока не скажешь, что село хиреет. Наоборот, село разрастается и хорошеет на глазах. Вовсю идёт застройка посёлков «Северный» и «Южный». Это, в основном, частное строительство, но здесь «вырастает» и  «социальное» жильё. И строют дома по программе «Сельский дом». Точечно появляются и «архитектурно выдержанные» красивые домики коттеджного типа в центральной части Адамовки. Кирпич то, оказывается, в Адамовке востребован?!    
     Как грибы, почему-то появляются  магазинчики магазины и торговые комплексы. В преддверие нового 2015 года открылся «Магнит-косметик.» заканчивается строительство торговых центров на углу улиц Майской и Красногвардейской, на улице Школьной и рядом с «Рингом». Это говорит об улучшении благосостояния адамовцев?! Конечно, ведь половина  (если не больше) жителей района зарабатывают деньги на «северах».   
     Идёт благоустройство  нашей Адамовки. А ведь восемь лет назад всё это только начиналось. Самым красивым местом Адамовки стал храмовый комплекс. Я не собираюсь его описывать, просто не нахожу слов…И надо отдать должное иерею Вячеславу Кочкину, этому неугомонному человеку и действительно имеющему хороший художественный вкус. И все его начинания (я в этом уверен) поддерживает его жена Валентина Игоревна, врач-нарколог по профессии, человек, имеющий активную жизненную позицию. Прихожане не зря её любовно называют – наша матушка!   
     По настоящему красивых мест в Адамовке явно добавилось в последнее десятилетие…Они, эти места, и раньше были, но красивыми  их нельзя было назвать. Давайте посмотрим на комплекс «Сквер Победы» Таким ли он был даже пять лет назад? Аккуратно подстриженные и подрезанные деревца, цветочные клумбы, зелёная трава, оригинальные композиции –  памятники труженикам тыла и адамовцам, погибшим в горячих точках. А в проекте ещё хотят установить в сквере и некоторую военную технику времён Отечественной войны. А  «баннер» с фотографиями?  Да такое надо только приветствовать!    
       Ещё одно красивое место Адамовки – площадь у ДК «Целинник и ФОКа «Золотой Колос». Огороженная ажурным металлическим заборчиком по периметру, подстриженная зелёная изгородь из декоративного мелколистного кустарника, кафельная плитка на дорожках, ярко-зелёная газонная трава… А ещё  высажены красивые цветы… Всё это дополняют фонтанчики и … скамейки ,на которых и в дневные часы и вечерами сидят и мило беседуют старички и старушки и молодые пары…На этой площади устанавливается с 2013 года Главная районная Ёлка. А рядом для детворы – каток (зимой). Хотя  на коньках здесь и стар и млад. Приходят сюда покататься и бабушка с внуком, и дедушка с внучкой. А летом  здесь – игровая площадка, и катаются на велосипедах дошколята (?)!        
     Идёт благоустройство улиц Адамовки… Пройдитесь по улице Красногвардейской или по улице Ленина или, хотя бы по Школьной от торгового центра «Успех» до памятника «Покорителям целины»… Конечно, здесь, может быть, помогло и то, что в Адамовке широко, с целинным размахом прошёл областной праздник посвящённый 55-летию начала «Целинной эпопеи»… Но я так не думаю… Идёт благоустройство и дворовых территорий микрогородка – уложили бордюры, отсыпали мелким гравием подъездные дороги, пешеходные дорожки, парковочные места. Стали выпиливать и старые «опасные» деревья. Не стало грязи и «болота» во дворах микрогородка по улице Ленина, по улице 8-го Марта, по Красногвардейской, Школьной и, наконец, по улице Истая Ищанова. Во дворах устанавливают детские площадки и появились клумбы с цветами…
    Взялись в Адамовке и за наведение «порядка» в Центральном парке, который был заложен где-то в конце 50-х  начале  60-х годов. Реставрировали фонтан, кафельной плиткой выложили главные дорожки, установили открытую сцену… Есть здесь теперь и хорошая детская площадка… Можно поиграть и в пляжный волейбол… Но работы здесь непочатый край, чтобы привести его в полный порядок… Сколько  «старника» надо выпилить, выкорчевать и убрать? Парк надо омолодить, что в наших знойных степях довольно сложно: надо организовать и посадку молодых деревьев, явно не карагача, и их полив…  А как к этому отнесётся наше ЖКХ и «водоканал»?  Явно, будет палки в колёса вставлять. Как брать плату за полив, с кого и по какому тарифу? С поселковой администрации?  Так можно и все деньги на благоустройство «съесть». Эта же проблема станет и с озеленением дворовых территорий. Теперь во всех домах установлены счётчики на воду, а летнего водопровода во дворах микрогородка нет… Вот я хотел посадить несколько кустов, а как их поливать, если я живу на втором этаже…Без воды они расти не будут, и со второго  этажа воды не наносишься… Проблема?! 
       Всего того хорошего, что мы наблюдаем в Адамовке могло бы и не быть, если бы в поссовете не работал Дергунов Михаил Алексеевич (в поссовете он стал работать с 2001 года). Именно он стал непосредственно заниматься благоустройством Адамовки.        Михаил Алексеевич всегда, как своё кровное, воспринимал и воспринимает красоту нашей Адамовки. Вообще, любое дело он любит выполнять до конца. Его довольно трудно застать в своём рабочем кабинете. Но зато всегда можно встретить там, где бригады выполняют работы по благоустройству, там, где выпиливают «опасные» старые тополя на улицах; в парке, где монтируют детскую площадку, или разбивают «пляжный волейбол», там, где отсыпают парковку для легковых авто, или во дворах микрогородка… А можно встретить и на главной площади у «Целинника»: там идет монтаж Главной елки района… И очень болезненно воспринимает, если что-то не удаётся, если что-то пошло не так, как задумано. А это, конечно же, случается…     
      Но обязательно на всё хорошее найдётся ложка дёгтя. И эту ложку выливают в бочку всё же сами жители села. Установили в Центральном парке  детскую площадку  в канун Дня России и буквально через день её «элементы» буквально выкорчевали… Неужели такая силища нашлась у наших малышей? Скорее всего, здесь порезвились «детишки-недоросли» постарше. Что, нашей «золотой» молодёжи некуда себя деть? Или уровень воспитания – ниже плинтуса у отдельных индивидуумов? Конечно же, второе… Проложили бордюры, подсыпали дорожки, укатали их, разбили у двухэтажек цветочные клумбы, и цветут на них цветы… Красиво! И тут же рядом, буйно растёт бурьян… Кто его должен убирать (вырывать, косить)? Что, неужели администрация посёлка или коммунальные службы? Весной, к 1-му маю и ко Дню Победы жители села выходят на субботники, убирают территорию во дворах… И всё на этом (!)…       
       А вот сквер у братской могилы на улице Советской… Здесь в первую очередь надо навести порядок и красоту. Я считаю, Что это святое место для адамовцев. Ведь здесь похоронены люди… По архивным данным – 58 человек… И не надо листать страницы истории, не надо искать – за правое дело они погибли или нет… Историю перечёркивать не стоит… А сквер у братской могилы должен стать одним из самых красивых мест нашей Адамовки. Да и расположен он в центре села, в соседях у него администрация района, отдел культуры (и вот она, наша культура рядом) и районный центр досуга и кино. Можно решить проблему и с финансированием работ в сквере через отдел труда и занятости, нанять на лето бригаду, которая и «старник» вычистит, и аллеи пострижёт, и старые деревья выпилит, и бурьян уберёт… А могут и «соседи» сквера субботники здесь устраивать…  
    Или такой элементарный вопрос таким структурам, как районная администрация или районный отдел культуры решить слабо? Или глобальности не хватает? А может надо «шоры» с глаз снять?!  Но я считаю, что облагораживание сквера у братской могилы должно стать делом чести и совести районных властей. С этого начинается и воспитание  культуры и воспитание патриотизма.   

 

 Веха 45. Встречи с интересными людьми, или о тех, кто остался за страницами моих «Дум о былом…».     
     

Может это судьба, а может мне просто повезло, но на своём жизненном пути я встретил много хороших и интересных людей. Несомненно, встречи с ними сыграли в моей жизни определённую роль, и память запечатлела их портрет. Но начнём по порядку… 
 Портретные зарисовки интересных людей (воспоминания).
 Виткалов Александр Михайлович. 
Он был направлен на работу в нашу Переваленскую школу преподавателем немецкого языка и истории в 1963-м году. Я уже учился в 8-м классе. Молодой, красивый, всегда аккуратно и по моде одетый он сразу же стал кумиром наших девчонок. А в ноябре его назначают директором (Андрея Афанасьевича Литвинова перевели директором Гончаровской средней школы). Вот если бы не Александр Михайлович, я не знаю, стал бы я учителем или нет… Но он, наверное, сумел разглядеть во мне что-то такое… Ну скажем – «здоровое зерно»… Благодаря ему я стал студентом Россошанского педучилища, кстати, он сам его выпускник (об этом я писал в вехе 1-й).  Однажды, зашёл я в учительскую за журналом (Иван Васильевич послал), а там Александр Михайлович играл на баяне «Полонез Огинского». Да так играл!.. Минуты три я стоял, и с открытым ртом слушал эту завораживающую музыку… «Что, Петя, никогда не слышал это? Это я себя так успокаиваю. Полонез  -это самое то, для души!»… До сих пор  я помню ту музыку баяна… В нашей Переваленской восьмилетке, правда, он проработал до 1968-го, два года затем «коммунист Виткалов Александр Михайлович работал организатором внеклассной работы Покровской средней школы Россошанского района»… Знаю, что был он директором одной из средних школ того же района… Хотел бы я знать, как сложилась судьба этого человека в дальнейшем, но увы…
     Я очень благодарен судьбе, за то, что она предопределила мою встречу с таким, я бы сказал, Человечищем, как Хрипков Роман Михайлович – нашим учителем по педагогике в Россошанском педучилище. Его педагогическое кредо: стать учителем может лишь тот, кто искренне любит детей. Вот он и учил нас становиться учителями. Конечно, не у всех это получалось, и такие, или бросали учёбу в педучилище, или оставляли работу, имея уже диплом на руках. Умудрялись вернуться в родные края в более ранний срок, чем положенные три года. С трудом, но всё же умудрялись!...  На его уроках мы, с его помощью, попадали в различные педагогические ситуации, и он учил нас с честью для себя «выкручиваться», Учил нас решать ситуации и анализировать их. Начинал он свою «пару» примерно так… Любому студенту, мне, например, задавал вопрос, на который я не смог бы ответить и: – « Так, Дреев, ты ученик 3-го класса и не выучил урок? Стыдно должно быть. Всё, ставлю «двойку». Что сидишь, и весь урок созерцаешь небо через окно».  – И всем: – «Что, ситуация? Да? Давайте будем решать её вместе…». Далее идёт ролевая игра. Здесь мы и в роли учителей, и в роли родителей, и в роли учеников. Но чаще: учителя и ученики…  Уроки педагогики в нашем училище начинались со 2-го семестра 1-го курса, чтобы уже в самом начале учёбы мы определились, какими педагогами мы будем, и будем ли ими вообще ?... Со 2-го курса оп читал нам и лекции по педагогической этике… Роман Михайлович учил нас педагогическому мастерству, и я очень многое от него усвоил… А вот если бы он просто объяснял нам главы из учебника «Педагогика» (читал я учебник), назвал бы я его «Человечищем», да ещё и с большой буквы?...
     Под стать ему был и учитель рисования Гребцов Николай Алексеевич. Он учил нас рисовать? Да, он учил нас правильной манере рисования, как держать карандаш и, тем паче, кисть (в сельской-то школе кто преподавал этот предмет?). Но он учил нас в каждом осеннем кленовом или берёзовом листке видеть лист с полотна Левитана. Мы с ним побывали (образно, конечно) в галереях и музеях Москвы и Ленинграда. Даже побывали в знаменитой Третьяковке (разумеется, никуда не выезжая из города Россошь). Учил видеть прекрасное там, где его и не должно было быть. И это «чувство прекрасного» мы должны были воспитывать у своих будущих учеников. Иначе – зачем быть воспитателем? А учитель – это воспитатель. Таково педагогическое кредо нашего Николая Алексеевича. Он был для студентов нашей группы скорее старшим другом, чем преподавателем. Даже в турпоход ходил с нашей туристкой группой (это было в лето 1967 года). Вот оно, ещё одно звено в моём становлении учителя.  
   Мильков Фёдор Николаевич – профессор, доктор географических наук, зав.кафедрой физической географии Воронежского университета, основоположник Российской школы ландшафтоведения, автор многих учебников для ВУЗов. Вот такой человек читал нам лекции по физической географии СССР. Это очень разноуровненный  и интересный человек. Я никогда не видал у него конспекты лекций, а зачем они ему, если он обладал феноменальной памятью. У него была интересная форма общения со студентами… Читая лекции о природных районах страны (о ландшафтах) он спрашивал у любого из нас: где живём, где работаем… Узнав о том, что я из Оренбуржья: – «Да, Оренбург – это моя юность!», – и начинал рассказывать о природе Южного Урала. Да так, что даже конспектировать лекцию студенты забывали!.. А уж это, он требовал обязательно. Однажды я, по семейным обстоятельствам (родился сын на Новый год), пропустил зимнюю сессию, а сдавать зачёты надо было профессору Милькову Ф.Н.. Я приехал в университет на весенних каникулах, чтобы зачистить «хвосты». Федор Николаевич, выяснив причину  такой «метаморфозы», сначала поздравил меня с рождением сына, а затем дал следующее практическое задание к зачёту: используя контурные карты, составить готовый атлас Западных Саян (не менее 5-и карт); и зачёт я сдавал по теме: Хакасия, Западные Саяны. Почему? Да проговорился я как-то, что служил в предгорьях Саян Западных, а он запомнил. Три дня я пробыл тогда в Воронеже, прочитал всё в университетской библиотеке о природе юга Красноярского края.. Зачёт я тогда сдал, а в летнюю сессию сдал на «отлично» и экзамен по физической географии у профессора Милькова Ф.Н.. Сам он был исследователем и краеведом, и от нас требовал того же.   Мы, студенты, зная его такую привычку, обязательно готовили  информацию о природе своего края, и тогда на экзаменах у него никто не «проваливался».
Чибилёв Александр Александрович…   
      Я хорошо знаком ещё с одним учёным, доктором географических наук, директором НИИ степи (Южно-Уральское отделение), Чибилёвым Александром Александровичем из Оренбурга. Да, да! Именно с тем Чибилёвым, который является автором учебника «География Оренбургской области», автором многих книг о природе нашего края, составителем красочных фотоальбомов об Оренбуржье. Познакомились мы с ним на научно-практической конференции юных краеведов в городе Оренбург. Оба увлечённые краеведением, мы  быстро нашли общий язык. По его настойчивой рекомендации я вступил в члены Географического общества СССР (реорганизованного потом в Русское). Он побывал у меня дома, в гостях, когда с экспедицией  института степи уточнял реестр памятников природы  в приграничной территории с Казахстаном. Был он и в музее Каменецкой школы. Мы с ним тогда побывали у Священного озера, и добавили его в список памятников природы, побывали и у нашей лиственницы. Впервые тогда на самом серьёзном уровне определили методику математического расчёта возраста дерева (с учётом засушливых лет он уходит за 700 лет).  А в тестовом содержании краеведческого атласа Адамовского района был использован, в основном, мой материал. Александр Александрович называет себя потомственным краеведом. Простой в общении, душевный, кладец ума и остроумия, настоящий русский мужик, он буквально заразил меня своим отношением к природе нашего степного края. Неутомимый, энергичный, неравнодушный… Сумел добиться организации Оренбургского степного заповедника, да еще и организовал возрождение в заповеднике «Оренбургская тарпания» (Орловская степь»)  кулана (лошадь Пржевальского), а ещё сюда запустили несколько киангов (тибетский родственник кулана, более похожий на лошадь, но не лошадь). Благодарит его и  Бузулукский бор за статус Национального парка, а теперь на очереди и организация ещё одного заповедника в Оренбуржье – 13 октября 2014 года Д. Медведев подписал постановление Правительства России о создании заповедника «Шайтан Тау». Его жизненное кредо: «Если не я, то кто же?!». А моим девизом стало: «Люблю и знаю! Знаю и люблю! И чем больше знаю, тем больше люблю!» (Ефремов).   
     В хуторе Вербочки я познакомился с семьёй потомственного донского казака. Глава семьи Наконечников Степан Фёдорович, участник Великой Отечественной войны, носил на лацкане пиджака медаль «За отвагу» (остальные – заменяла орденская планка). Пожилой человек, имел ранения, был контужен… Ему бы отдыхать, а он с утра до вечера пропадал в школе: учил ребятишек столярничать и слесарить (был учителем труда и воспитателем ГПД). Любил ребятишек… С первого нашего появления на хуторе, он взял шефство над нами… Я имею в виду нашу семью… Умело и безобидна убирал он мою амбициозность, амбициозность молодого директора (хоть и временно назначенного). Подсказывал, как вести себя на педсовете, или на родительском собрании… Или – общению с интернатовскими ребятишками… они ведь целую неделю живут не дома, их жизнь доверена директору  школы, и я для них отец родной… А как это? Ведь своих детей у меня ещё не было?! Вот Степан Фёдорович и учил меня быть для них одним из родителей… В общем, ненавязчиво, но учил меня, молодого. Под стать ему и его жена, тётя Нина. Бывали часто мы у них в гостях на вечерних поседелках и… пили чай из самовара… А ещё Степан Фёдорович любил свой сад… абрикосы, виноградник и вишеньки, а во дворе у них – цветник, но это уже хозяйство тёти Нины. Однажды, дело было на день Пасхи, утром в довольно сильный дождь Степан Фёдорович принёс нам пасхальный кулич, его жена, тётя Нина, послала: родных-то у нас тут никого нет, так вот, чтобы не чувствовали мы себя чужими на донской земле. Хлебосольность и радушие донских казаков я с женой знаю теперь не по наслышке…        
     А сколько интересных встреч  было у меня на Оренбургской земле, куда меня послали работать после окончания Россошанского педучилища, да так здесь я и остался жить навсегда… Дурманов Павел Петрович, заведующий облОНО, с нашей группой в 19 человек, направленной в область из Россошанского педучилища в тот 1968 встретился лично. Меня поразило тогда его умение вести беседу (я уже писал об этом), и его знание буквально всех районов края. Вот и меня, узнав, что я уже студент географического факультета, и хотел бы быть учителем географии, направляет в Адамовский район, особо подчеркнув, что там меня очень ждут (?). Знаете, он не говорит ни о суровом, полном контрастов, климате востока области, ни о трудностях быта. А в малых целинных сёлах –  как же без них (?). Он говорит с тобою о том, какие замечательные, доброжелательные люди живут и трудятся в области. О том, что восток края очень нуждается в хороших учителях (вселяет в тебя уверенность в успехе твоей учительской карьеры). О том, какие умные и любознательные ребятишки ждут тебя…        
     Вот так я, окрылённый словами Павла Петровича, ещё не начав работать, уже начал любить Оренбургский край.
     В последствии я лично познакомился ещё с двумя начальниками Главного управления образования области (так стали именоваться заведующие облОНО): это с Поповым Владимиром Васильевичем и Калиной Исааком Иосифовичем.   
    Попов Владимир Васильевич… С ним я познакомился при следующих обстоятельствах… Я проходил аттестацию на первую квалификационную категорию в 1995-м году, а защищаться надо было в г. Оренбург, проходя квалификационные курсы при ИУУ. Одновременно я защищал авторское право на свою программу по краеведению. Руководителем у меня была Рындак Валентина Григорьевна.  Вот она, познакомившись с моей программой и другими краеведческими наработками, порекомендовала мне пройти защиту на высшую категорию. А так как сроки подачи заявления уже прошли, надо было подписать заявление лично у начальника ГУО области. Вот я и пошёл на прием к Попову В.В. Встретил меня весьма интеллигентный, тактичный  доброжелательный и располагающий к себе человек. Был уже конец рабочего дня. Он предложил чаю… Начал расспрашивать о нашем районе, о школе и её проблемах, как работается учителям в типовой школе. Стал выяснять суть и значимость  моей программы… Незаметно, в беседе, прошло около получаса… Заявление, конечно же, он подписал, пожелал мне творческих успехов…        
          А вот с Калиной Исааком Иосифовичем я познакомился  у себя в рабочем кабинете… Наслышан он был о нашей Каменецкой школе, о её краеведческом музее, и однажды, в рабочий свой визит в район, решил побывать и у нас в школе. Это было где-то в 1998 году. Вообще он довольно интересный человек и собеседник. Идём, знакомимся со школой, заходим в классы (идут уроки), я представляю ему учителей, ведущих уроки… Одного, другого… даю им очень краткую характеристику, а он, прервав меня на очередном представлении, говорит: представь, мол, мне своих учеников (это что, вопрос на засыпку: знаю ли я своих питомцев?), начинает беседовать с  детьми… На пришкольном участке интересуется урожайностью моркови или картофеля с гектара… И: – «Вот если у бабы Моти урожайность больше вашей… то, каким практическим навыкам вы учите ребятишек, Что вы воспитываете у них?»…  А по дороге в Адамовку вёл беседу о патриотизме сельских школьников и о моих краеведческих изысканиях… На какой-то вопрос я замялся с ответом, начал: – «Да понимаете, знаете ли…», – так он сразу оборвал меня: – « Вы, Лукьянович, не юлите, говорите прямо, как думаете. Я не люблю двояких ответов». С 1996 по 2002 год он был начальником ГУО области. Активно продвигал инновационные технологии в учебный процесс образовательных учреждений области. Иногда его эксперименты шли в разрез и ущерб с установившимися традициями школ, иногда был даже несколько непредсказуемым… Но прохождение проблемных курсов при областном ИУУ стало намного интереснее и самое главное они (проблемные курсы) стали нужны самим учителям. В последствие Калина Исаак Иосифович стал заместителем министра образования России, а с 2013-го года стал министром Правительства Москвы и возглавляет Департамент образования города Москва. И опять он великий экспериментатор по слиянию и оптимизации «элитных» школ с общеобразовательными, так как считает: «если подростков с асоциальным поведением поместить в хорошую социальную среду (прежде всего школьную), то они тоже станут достойными учениками…».
 То, что «качество, доступность, эффективность реализации ребёнком самого себя» в маленьких школах при низком (остаточном) финансировании невозможно, это и козе понятно. Но и очень крупные школы за 2000 учеников  - это практически неуправляемые школы (так я считаю). Нужны оптимальные от 950 до 1400-х учеников школы. А в сельской местности оптимальными и эффективными являются средние школы с наполняемостью не менее 280-и учеников. Не менее! Это проверено опытом.          
 Тукаев Насыржан Бектаевич, мой коллега, мой первый директор школы, в которой началась моя трудовая деятельность. Он в первый же день моего приезда показал, что казахи очень гостеприимный народ: в этот же день организовал дастархан, угостил традиционным казахским блюдом бесбармаком и познакомил со своими друзьями. От него впоследствии я узнал многое о жизни и быте казахского народа, о его традициях. Когда к нему приезжали в гости его друзья и родственники, он с женой Кляухан Хамзовной приглашали  в гости и меня. Насыржан Бектаевич, как коммунист, имел значительную общественную нагрузку на селе (был секретарём парторганизации), и вот он начал давать мне сначала разовые, а потом и постоянные общественные поручения, то есть, как он сам говорил, приучал меня к общественным делам. Иногда посылал меня то в сельский совет, то в РОНО с делами за себя. Так я вникал в суть и директорских дел, а через год  он назначил меня завучем школы. Одной из моих головных болей стало научить учителей, бывших десятиклассников (а такие тогда были из-за острой нехватки кадров), составлять план-конспекты уроков, то есть подготовиться к уроку (нас же этому в училище учили). За 10 лет работы с Насыржаном Бектаевичем я многому научился. Научился иметь и отстаивать своё мнение, научился проявлять и твёрдость характера. Тукаев Н.Б. всегда поощрял мою инициативу, и поддерживал меня. Когда же у меня возникли некоторые жизненные затруднения, он помог мне (казахи всегда помогут своим друзьям; это не всегда встретишь у нас, у русских). В 1984 году я стал директором моей Каменецкой школы, той школы, откуда начались мои педагогические вехи (Насыржана Бектаевича перевели в Юбилейную среднюю). Мастерству директора я учился у того же Насыржана Бектаевича, директора Юбилейной средней, а еще я всегда буду помнить Звонова Василия Дмитриевича, Невежина Александра Захаровича, Мухамбетова Бакита Саттыбергеновича, Ганеева Исмагула Ибраевича, Матненко Валерия Анатольевича, Цветкова Степана Даниловича, Мокроносову Нину Николаевну… Все они награждены значком «Отличник Народного Просвещения» У каждого из них своя история, свой путь к мастерству, но всех нас объединяло одно – любовь к своему делу, любовь к детям… Вот если бы мне задать такой вопрос: за что каждый из них имеет награду, я бы, не задумываясь, ответил бы так – за труд, за самоотверженный изо дня в день труд,  за стремление делать свою работу хорошо, за стремление добиваться  результатов своего труда…
         Я всегда считал людей, награждённых правительственными наградами, какой то особенной когортой, а уж Героев Советского Союза или Героев Социалистического Труда… Но как оказалось… Константин Владимирович Ерёменко или Михаил Федотович Жуков, или учительница Родина Тамара Фёдоровна, или взять полного Кавалера орденов Трудовой Славы Колесника Анатолия Ивановича из Брацлавки…Что из объединяет вместе и что выделяет из общей массы работяг-целинников?       
Тяга к труду, Стремление сегодня сделать больше и лучше, чем вчера, а завтра – лучше, чем сегодня. Получилось сегодня хорошо, но завтра должно быть ещё лучше! Я думаю – только это! Вот встречались мои краеведы с Тамарой Федоровной, этой красивой, хрупкой и в тоже время интеллигентной, седовласой (умудрённая жизненным опытом) женщиной. Спрашиваем её, за что же она получила Героя – и ответ получаем такой:  – «Да я любила свою работу больше, чем надо!».  Вообще-то целинники – это люди особого склада, особой закалки. Каждый из них  по своему интересен, каждый из них – это своя  история, и обязательно встреча с любым из целинников оставит след в твоей душе…        
 Когда стал вопрос, кого назначить руководить КИТом в совхозе «Брацлавский», не  надо было и думать – Колесника Анатолия (КИТ – коллектив интенсивного труда – новая форма организации труда в сельском хозяйстве, короче, коллективный подряд). Он работать умеет, он сумеет, ему можно было доверить… И его бригада, называемая теперь КИТом, работала, да так, что диву даёшься: когда же люди отдыхают. А работать Анатолий Иванович умел, умел сам самоотверженно отдавать самого себя работе и того же требовал от членов своей бригады. Если один комбайн сломался (и такое бывает), то другие должны сработать за него (коллективный-то подряд). Был случай, когда у одного из комбайна вышел из строя двигатель, так Колесник лично привёз двигатель в мастерскую совхоза, поднял всех слесарей-мотористов, заставил перебрать мотор, сам работал вместе с мотористами и утром комбайн уже вышел в поле …А чтобы подобное не повторилось, чтобы в страду техника не ломалась – зимой основательно её готовили в бригаде Колесника А.И. Зачем ему это надо? А он по другому и не мог. Мы часто приглашали Анатолия Ивановича в школу на встречи с учащимися… «Работать хорошо на земле – это значить землю эту надо любить!»,  –  так говорил нам Анатолий Иванович. Вот таковы они – адамовские Герои Труда!..  
  Героями  я бы назвал всех адамовцев-целинников, разве что наград они не имели, а надо бы…  Нурпеисов Серик вместе с семьёй приехал к нам в Каменецк из Челябинской области  где-то в 1984 или в 85-м году (в общем, давным давно). Стал работать трактористом в КДБ, а зимой – на «грейфере»… Мы с ним как-то сразу подружились. Может быть потому, что у нас было что-то общее: мы с ним оба – «приезжие», оба любили работать добросовестно. А ещё, мы оба были очень неравнодушными к происходящему). Проходят годы… и Серика назначают бригадиром КДБ, а затем и руководителем комплексной полеводческо-кормодобывающей бригадой. И, надо сказать,  его бригада всегда была одной из лучших в хозяйстве. Почему? Да потому, что бригадир умел работать с полной отдачей и того же требовал от своих трактористов и комбайнеров. Своим отношением к труду, к семье, к своим детям он снискал уважение каменчан.
    В 2000-м году  переел в Брацлавку руководить Брацлавской средней школой. И через два года моего друга Серика переводят бригадиром 2-й комплексной бригады отделения № 1, в Брацлавку (КДБ уже все были реорганизованы). А наша мужская дружба приобрела как бы особый стержень: мы оба были каменчанами (!).
    Вот что такое НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК?! Так сразу и не ответишь на такой вопрос. Но я настоящим человеком, не задумываясь, назову Серика Нурпеисова. Вот нет в нём какой-то фальши, что ли… Он всегда выручит тебя в трудную минуту, подставит своё плечо, поможет, чем сможет, не отвернётся, не пройдёт мимо, если тебе плохо. Не лукавит, скажет то, что думает, так, как оно есть на самом деле… В общем, о таких говорят: настоящий друг… Умеет с людьми находить  общий язык…    
      Нам с ним уже за 60…Но оптимизма нам не занимать!!  Почему мы такие вот неуёмные?! Может быть потому, что в своё время правильно определились со своими вторыми половинками?! У Серика  Марьян под стать моей Татьяне. Это наши надёжные тылы!
      Вот поэтому и смог Серик Нурпеисов, простой крестьянский парень из Челябинской глубинки пройти на Адамовской целинной земле путь от тракториста до управляющего отделением № 1 ЗАО (ООО) «Брацлавское». Это о нём можно сказать: есть такой парень!..          
    А вот ещё две интересных портретных зарисовок… Журавлёв Степан Иванович, директор ЗАО «Майское» один из самых «твёрдостоящих на ногах» руководителей самого успешного ныне сельхозпредприятий района.  Со Степаном Ивановичем мы знакомы ещё, когда он работал в школе и возил своих ребятишек на районные соревнования по лыжам (он был мастером производственного обучения и преподавал физкультуру). А ещё он вел секцию по вольной борьбе. Так что у него вообще борцовский характер. Когда в 90-е совхозу «Майский» пришёл полный крах, Степан возглавил это, казалось бы, безнадёжное хозяйство. Как борец, набычившись и, приняв бойцовскую стойку, ввёл в совхозе жёсткую трудовую дисциплину, сумел ликвидировать бытующее тогда воровство, путём экономии, доходящей порой до абсурда, за 20 лет руководства вывел хозяйство в лидеры не только в районе, но и по области (в десятке самых лучших сельхозпредприятий). Как только в районе (в кулуарах) не называли Ивановича: и скрягой, и жадным, и «Плюшкиным», и «купцом» и даже «кулаком»… Но ныне – это единственное хозяйство, которое не имеет задолженности по кредитам и по налогам. А, наоборот, помогает другим структурам… Вот вам и скряга, или «Плюшкин»!  Надо было достроить роддом в Адамовке – пожалуйста, получи район беспроцентную ссуду со счёта хозяйства «Майское». Надо отремонтировать крышу клуба в Майском,  опять Степан Иванович с протянутой рукой помощи. Журавлёв –мужик прижимистый, даже зарплата у него в ЗАО несколько ниже, чем в других хозяйствах, но люди то от него не бегут… И засушливые годы сумел пережить бес особого натяга… Десять лет мы с ним общались, как депутаты райсовета… Общались, как друзья-товарищи, порой спорили с ним по некоторым вопросам, но, безусловно, это очень интересный человек…