Дреев Петр Лукьянович

Меню сайта
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 242
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вехи мои. Веха 38-40

Вехи мои. Веха 38, 39, 40.

Веха 38. Думы мои об образовании, или о том, куда мы пришли.         
 

 Правильно или неправильно сделано, что ввели в школы этот ЕГЭ – очень сложно судить. У меня – двоякое мнение.    
      Во-первых: с введением ЕГЭ снизился престиж средней школы, как определённого уровня образования. С введением ЕГЭ снизилась ответственность юношей и девушек за результативность своего пребывания в школе. По крайней мере, большая половина школьников до недавнего времени стремилась просто учиться. Им было интересно учиться. Они получали знания по основам наук: физике, химии, географии и другим.  Выпускники средней школы были эрудитами. А ныне  всё подчинено одной единственной цели – сдать ЕГЭ. Чиновники от образования  этого признать никак не хотят. Хотя кое-что и до них доходит!..     
 Во-вторых: во время подготовки к экзаменам за среднюю школу выпускники повторяли программу (основную за среднюю школу): сдавать экзамены надо было по семи предметам и обязательно (а повторение, как известно, мать учения). Сейчас, правда, сделан Правительством (?) России ход конём: возвратилось в школы сочинение (как экзамен), возвратился и средний балл аттестата. А то мы уже имеем поколение молодёжи, для которого стал немодным патриотизм. Некоторые молодые люди начинают уж так хвалить заграницу (Германию, Англию, Францию), что даже противно становится их слушать, а ведь там такие проблемы с тем же уровнем жизни… Только о них никто не хочет знать, об этой второй стороне медали… Теперь нынешнее поколение молодёжи становится ещё и не читающим, а ещё и бескультурным и безграмотным…     
Надо было не  отменять уже отработанную систему экзаменов, а усовершенствовать её. Надо, чтобы учитель чувствовал большую ответственность за свою работу. А то, ведь действительно, учитель в школе сам себя стал экзаменовать и сам себе стал «выставлять» оценку. Нужно было председателем государственной аттестационной комиссии, а то, дополнительно, и одного члена комиссии, назначать директора (или учителя) из другой школы района. Это, я уверен, сработало бы.
    И отмена вступительных экзаменов в ВУЗах привела к тому, что ВУЗ перестал видеть: кто же к ним пришёл на самом деле, Какой абитуриент – эрудированный интеллектуал, или ленивый робот. Вчерашний школьник, сдав ЕГЭ, подаёт результаты сразу в несколько ВУЗов, и поступает не по призванию, а туда, где повезёт с проходным баллом и где позволит плата за обучение (лишь бы получить высшее образование, и не важно, что будет потом с тобой)…        
      Вступительные экзамены всегда показывали уровень подготовки вчерашнего школьника (ведь при подготовке ещё раз штудировалась школьная программа). И неверно утверждение, что выпускник получал при этом лишний нервный стресс. Это псевдореформаторы  и чиновники пытаются оправдать свою  «кипучую» деятельность по развалу страны по западному, хорошо продуманному  и оплаченному сценарию.         
      С «взяточниками» и «взяткодателями», «кумовством», «землячеством» и «знакомством» надо было вести непримиримую борьбу. Вести борьбу с причиной, а не со следствием. Как вести борьбу с коррупцией, если не хотим устранить причину, породившую эту самую коррупцию?     
    Платное образование приводит к бесплатной безработице: не знаем теперь, зачем мы учимся?! Да и учить теперь стали так, что у студентов «отбивают» охоту учиться, особенно в техникумах, училищах, колледжах (в одном из колледжей в группе юношей физкультуру преподавала бабушка в возрасте 68 лет, в основном она рассказывала о развитии советского спорта, круто, да?). Да, я учился, это одно было время, а сейчас, когда стали учиться мои ученики, совсем другое!?
    Глядя на то, какие махинации творятся вокруг этого  «единого экзамена», приходишь в выводу: в ВУЗах теперь будут учиться не умные и способные, а ловчилы, великие махинаторы и те, у кого тяжёлые денежные «торбы». Уже сейчас видно, что выпускники школ – они же ныне студенты математических, технических и гуманитарных ВУЗов имеют низкую грамотность, не знают, кто такой адмирал Фёдор Ушаков, маршал Жуков, и Амазонка у них вдруг потекла по Африке… Как в том анекдоте: «Спрашивают у абитуриента сельскохозяйственного техникума – сколько будет два в квадрате? – школьник рисует квадрат, а в нём «двойку». Экзаменатор удивлен, но виду не показывает. – А два в кубе? – абитуриент, подумав, отвечает –Точно так же, только я куб рисовать не умею!».
   И я уверен, что «великие реформаторы от образования» и в школе вообще никогда не работали, а устоев сельской школы и раньше не знали, а теперь и подавно…
     Иначе почему ни в школах, ни в больницах на периферии, Тем паче в сельской местности нет ни хороших учителей, ни хороших, врачей. Сейчас даже в районной больнице лечиться стало страшновато… Кто заменит уходящих на заслуженный отдых? Просто некому… Шесть лет уже ждёт Брацлавка учителя иностранного языка, учителя математики, а участковая больница «земского» доктора. Правительственная программа, которую я  образно назвал «Миллион подъёмных», не сработала и не сработает в ближайшее время (я в этом уверен!). Чтобы в сельской больнице работал врач-специалист (хотя бы в райцентре Адамовка, не говоря уже о таком селе, как Брацлавка), надо, на мой взгляд, платить ему в полтора раза зарплату больше, чем в любой городской клинике (то самое и учителю). Молодому специалисту в первые пять-восемь лет надо бы ввести коэффициент повышенной оплаты труда. А то, пока что, у учителя-первогодка и врача зарплата – ну
чистый «пшик». 
      По-моему, надо выплачивать тем, кто поехал в сельскую местность по контракту, хорошие «подъёмные» (не менее миллиона рублей), предоставлять им хорошее, комфортное, служебное  жильё, которое перейдёт им в собственность лишь при уходе на заслуженный отдых (по достижении пенсионного возраста). А «подъёмные» можно потратить по своему усмотрению: приобрести автомобиль, или купить себе квартирку на будущее, или…  
     И ещё очень немаловажная деталь: так называемый «губернаторский набор» надо несколько изменить. Направлять на «бюджетные» места из глубинки надо, но с ними надо заключать контракт, где прописать: мы тебя направляем учиться, платим за обучение и проживание тебе стипендию; ты обязан хорошо учиться, и не менее трёх лет отработать в том районе, откуда тебя направляем. Нет – тогда твой диплом считать недействительным, то есть – аннулируется, и выплачиваешь затраты на твоё обучение. Тогда у молодых специалистов не будет даже помысла уехать из села… По крайней мере, до окончания контракта.  Я же работал по распределению три года, а потом так и остался здесь… Примерно такая же программа работает сейчас  в Чувашской Республике. Они смогли, а мы что?     
      А пока… Работа учителя и работа врача вообще теряет престиж… Кто сейчас поступает в педВУЗы? А те, у кого невысокий балл по ЕГЭ. Как они там учатся (с невысоким баллом) – тоже понятно.  Но и, закончив с грехом пополам, ВУЗ       в село и на периферию они не едут. В этом году (2013) лишь два молодых специалиста пришли в школы района. Надо в корне менять систему приёма в ВУЗы на бюджетные места, правда, и бюджетных мест почти не стало. Кругом – одна коммерция. Так что, единственный выход – надо в корне менять государственную политику в отношении села…   А то «деньги сейчас правят миром»!    
    В 10-й класс идут, в основном, те ученики, кому нужно сдать ЕГЭ и затем поступить в ВУЗ (неважно теперь, на «бюджет»  или на «коммерческое место», главное – успеть заплатить деньги). Ныне нужны не глубокие прочные знания за среднюю школу, а именно – сдать ЕГЭ. Вот и проводятся тренинги, репетиторство, натаскивание; а то, что интереса уже никакого у школьников к знаниям нет, то, что таким подходом мы уже подавили этот интерес и теперь подавляем уже саму личность – «реформаторам» и чиновникам от образования, по-видимому, нет никакого дела…
      Сельская школа всегда отличалась от городской (я не говорю, что она хуже, по некоторым параметрам – она много лучше), а сейчас  и подавно… В 10-х классах городов и тогда и сейчас учатся не все, а «избранные» (об этом стараются вслух не говорить). Другие, не «избранные» получают среднее образование (Закон об обязательном среднем образовании мы выполняем) в профессиональных лицеях(бывших ПТУ), колледжах, техникумах, но заметьте: дома, в этом же городе. А в наших средних микро школах мы учим всех (тоже выполняем Закон, и тоже учим дома, на месте; да и как отправить куда-то не совсем самостоятельного 15-летнего подростка).         
                   И планку средне областного балла по ЕГЭ подымают-то городские школы и гимназии (элитные школы), а отнюдь не сельские (об этом тоже вслух не говорят). Да и педагогическая элита собралась в городе… Надо сказать, что и в селе есть и педагоги – мастера своего дела, и талантливые ребятишки-уникумы… Но это больше исключение, чем правило. Только этого видеть никто не хочет… А что? У нас всё сейчас усреднённое!.. Зарплата учителей средняя: директор школы, у которого полторы ставки и высшая категория плюс учитель-первогодок – без стажа и категории, в среднем получается хорошая средняя зарплата. Средний и балл по ЕГЭ (школа гимназия и маленькая сельская средняя школы, где и учеников-то в 11-м меньше десятка, но балл выводят – средний по области)! А потом выдают на «августовском» совещании: – «Вы не дотянули  до средне областного. Позор!».
   

        
      Веха 39. Директор ЗАО, директор школы и глава администрации – партнёры.
     
     
Михаил Иванович Юдин по характеру – довольно сложный человек. Был хозяином своего слова, человеком дела; его трудно было в чём-то убедить, так как он всегда имел свой взгляд на вещи, своё мнение на всё буквально, был, отчасти, хитрован…
      Бывало, надо несколько раз побывать у него в кабинете, чтобы решить какой-либо вопрос, который кажется тебе вроде бы пустяшным. Поэтому я взял за правило: обязательно, два-три раза в неделю бывать на утренней планёрке директора ЗАО… М.И. Юдин даже как-то пошутил по этому поводу: – «Ты, Лукьянович, ко мне на планёрку, как на работу ходишь!». Но, как оказалось на поверку, тактика мною выбрана была правильно. Даже принимал участие в обсуждении вопросов, касающихся сельскохозяйственного производства, высказывал своё мнение… Косились на меня, бывало, специалисты совхозные…
      Строительство моего дома шло довольно быстрыми темпами, но отделочные работы к осени застопорились… Так что о переезде семьи к зиме – нечего было и думать. Да и с директором ЗАО мы договаривались, что перевезу своих домочадцев лишь в том случае, если дом будет сдан под ключ. А пока что – ежедневно на работу приезжаю в Брацлавку на служебном автомобиле «Нива», а вечером – домой, в Каменецк. Заправку моего авто осуществляло ЗАО «Брацлавское».        
       Как у меня появилась служебная «Нива»? У меня, директора школы? Как-то в Каменецкую школу приезжал с визитом начальник облУНО Калина Исаак Иосифович – это было в мае 1998 года. Наслышаны были в области о школе; вот и приехал; посмотрел школу, её кабинеты, краеведческий музей, пришкольный участок, теплицу… А потом, по дороге в Адамовку, вёл со мной беседу о краеведческом направлении моей деятельности, об исследовательской работе, о туризме… И уже перед самой Адамовкой Исаак Иосифович пообещал хоть как-то помочь разрешить наши проблемы… Что он имел конкретно в виду, я тогда не понял, Но осенью того же года из Оренбурга Каменецкой основной школе был передан служебный автомобиль «Нива», правда, подержанный…        
       Строительство моего дома было завершено лишь в ноябре 2001года. Михаил Иванович своё слово сдержал, Дом был сдан под ключ. По сравнению с тем жилищем, что у меня было в Каменецке – это казалось нам с Татьяной просторным дворцом. И, главное, дом был очень весёлым и светлым. Во второй половине ноября я перевёз, наконец, свою семью в Брацлавку. Символично, что в этот день шёл тёплый осенний дождик, А весной следующего года я посадил у своего дома – сад!     Михаил Иванович, как руководитель базового хозяйства, оказывал школе, а вернее, мне, как её директору, всяческую поддержку. Но и школа не стояла в стороне от дел хозяйства. ЗАО помогло школе приобрести компьютерный класс (!) и сменить мебель в этом кабинете по программе 50*50 (софинансирование). Михаил Иванович стал обязательным гостем на школьных линейках первого сентября и 25 мая (первый и последний школьный звонок). А ведь до 2000 года он всегда бывал на школьных праздниках в Каменецке! Теперь Брацлавская средняя ежегодно получает от ЗАО хорошие подарки: то цифровой фотоаппарат, то кинокамеру или тренажёр в спортивный зал. Помогает хозяйство и с подготовкой школы к учебному году.        
     Но и школа хозяйству…  Юрий Александрович Карась на школьном автомобиле ежегодно работает на токах ЗАО, Школьный трактор «Беларусь» на лето, во время сенокоса, передаётся в аренду второй бригаде с единственным условием – ремонт трактора в мастерской МТМ ЗАО. Учитель школы Аркуша Павел Александрович в уборку работает комбайнером. А школьники-старшеклассники помогают на току в свободное от учёбы время всю уборочную.         
     Да и картошку на огороде хозяйства убирают в основном школьники вместе с учителями…
    Зато хозяйство решает проблему с удешевлением питания в школьной столовой, выделяя в виде безвозмездной помощи продукты: мясо, молоко, масло, муку…  Захожу как-то в кабинет к Юдину М.И. с предложением:
      – «Михаил Иванович, давайте обговорим вопрос с уборкой картофеля вот каким образом: Двадцать тонн картошки убираем в хозяйство, а двадцать первую засыпаем в своё школьное овощехранилище. Сорок тонн вам – две тонны себе, в школу. Натуральный взаиморасчёт!  Но зато – не надо ЗАО искать рабочих. Вам – это должно быт выгодно. Мы будем убирать, пока всю её не уберём. На учебном процессе это не отразится. Будем работать  классами  по графику». –        
      Михаил Иванович думал над моим предложением  дня два… Но в ту осень мы засыпали в школьное овощехранилище где-то две с половиной тонн картофеля для нужд своей столовой. Мы её заработали!        
         Непосредственно при живом участии Юдина М.И. школе удалось провести очень значительный для школы праздник: 40-а летний юбилей Брацлавской средней в 2004 году. Оргкомитет, руководимый мною, разработал программу и сценарий праздника. На юбилей были приглашены и первые выпускники школы, и те, кто добился в жизни значительных успехов (Попов Н.Н., Насыбулин И.И. – директора крупных хозяйств; Колесник А.И. – полный кавалер орденов Трудовой Славы), и знаменитые труженики полей и ферм, кто своими делами прославил наше село, а когда-то закончил нашу Брацлавскую среднюю. Приглашены педагоги-ветераны и представители районной администрации, наши партнёры и сегодняшние выпускники… На празднике  В день праздника зал сельского дома культуры едва мог вместить всех гостей школы, а также всех желающих посмотреть наше торжество.
         Юбилей школы прошёл ярко и запоминающе. Конечно же, был дан и банкет для приглашённых!  А какие подарки от именитых гостей получила школа! Лазерный принтер, сканер, ксерокс. Комплект мячей  (волейбольные, футбольные, баскетбольные и даже теннисные), видео  и ДВД плейеры, интерактивную доску и, так называемую спутниковую антенну-тарелку, а ещё – большой телевизор ЖК…
 теперь школа может обустроить  демонстрационный видео класс – мою давнюю мечту директора.
    Рад и горд был Юдин Михаил Иванович: ещё бы – такой праздник у школы получился и не без его участия! Хозяйство и после праздника продолжало оказывать школе спонсорскую помощь… А ещё правление ЗАО (Совет директоров) ежегодно награждали школьников путёвками в Москву, Санкт-Петербург, Волгоград, по Золотому кольцу… В список группы включали тех ребят, кто помогал хозяйству в уборку, на сенокосе и т.п., кто был активным общественником, отличников учёбы. В группу «туристов» включали ребят и из наших маленьких основных школ… Но утверждали его (список) два директора – директор школы и ЗАО, путёвка-то была наградная! Каждого ученика обсуждали вдвоём!        
     Хорошее тесное партнёрское  содружество школы и базового хозяйства продолжилось и тогда, когда в 2006 году ЗАО «Брацлавское» возглавил Борников Евгений Викторович, бывший ученик Брацлавской средней – выпускной, 11-й класс, он заканчивал уже в АСШ № 2, но мы его считаем своим выпускником. Он наш – брацлавский!, А знали друг друга мы давно, оба – депутаты райсовета с 2001-го года, но познакомились мы значительно раньше…  
 Его отношение к школе было какое-то особое, родственное, что ли – так, по крайней мере, мне казалось… Проводим День Родной школы, Так Евгений Викторович сам присутствует, или обязательно направит в школу своего заместителя Амантаева Совета Дильжановича (кстати, он тоже наш выпускник). И приходили они на праздник не с пустыми руками… В общем, и сам Генеральный директор ЗАО и его специалисты – хорошие, добрые друзья школы. Мне с ними легко было контактировать, а может быть я сумел их убедить в том, что школе необходимо их внимание?!.  
       В 2007-м году селу Брацлавка исполняется 100 лет со дня его основания, а совхозу «Брацлавский» (ЗАО) – пол века… Я предложил провести праздник на территории школы. Но провести праздник надо было так, чтобы он был праздником для всех жителей села, для всех тех, кто своим трудом славил и славит совхоз «Брацлавский» (ЗАО). Был сформирован оргкомитет, в состав которого включили   и меня, как заинтересованное лицо… Наметили дату праздника, и подготовка началась.
      Я в газете «Целина» опубликовал ряд статей, посвящённых истории села Брацлавка и совхоза «Брацлавский»… Дом культуры и его директор Филиппов Владимир  Анатольевич разработали сценарий праздника… Совет директоров ЗАО во главе с его Генеральным Борниковым Евгением Викторовичем решают организационные и технические вопросы…        
      Никогда ещё Брацлавка не принимала столько гостей, сколько их было в тот день… На стадионе школы установлено несколько армейских палаток, установлены большие казахские юрты, стоят украинская хата и русская изба – здесь готовится угощение для гостей: гостеприимство в крови у брацлавцев.
      Брацлавцев тогда приветствовали и фольклорная группа ДК «Целинник» «Криница», и районный танцевальный ансамбль «Сувенир», и казачья группа «Яик» Оренбургского народного хоры, и Заслуженная артистка Мордовии Юлия Учватова… А свои, брацлавские артисты, каковы были! Праздник тогда удался на славу! Долго о нём говорили в округе!   
       А в школу тогда Евгений Викторович передал значительную часть подарков, полученных от именитых гостей, в том числе и звуко-усиливающая аппаратура и современный теннисный стол…А ещё в память о празднике на территории школы осталась асфальтированная дорожка и площадка перед школой!..  
     Администрация сельского совета тоже не была в стороне от школьных нужд. Её глава, Урюпин Владимир Григорьевич, помог в создании лыжной базы школы – теперь на лыжах катаются и младшие школьники, и старшеклассники, то есть – от мала до велика. Именно через администрацию мы смогли пополнить школьную мастерскую инструментами. Кабинеты трудового обучения Каменецкой школы были  лучшими в районе, а теперь вот и Брацлавская школа может с гордостью показывать  свои, хоть для мальчиков, хоть для девочек. Администрация сельсовета в середине 2000-х выделила N-ую сумму, а учителя Аркуша П.А. и Горшкова Р.Р. сумели  на них закупить для кабинетов всё, что считали нужным…
       Брацлавская средняя школа,  ей уже ведь за сорок (зданию), а капитального ремонта нет и не видать… Я не мг без брезгливого содрогания заходить в санузлы школы; столовая (кухонный зал) требует срочного ремонта, а также канализация, водопровод, электроосвещение… Ужас!,, Понятно, что школа денег на такой ремонт не имеет… Но я – депутат райсовета… Ведь, когда избирали – я на встречах с избирателями говорил о своей предвыборной программе так:
 – « Депутатами хотят быть все руководители хозяйств, организаций. Они могут многое обещать: газ, дорогу, мост… Директор школы – не может ничего, в школе для этого средств нет… Но если в депутатском корпусе не будет учителя и врача, то социальные вопросы, вопросы связанные со школой, больницей – просто некому будет ставить».
   Люди мне тогда поверили. А теперь?! Петр Петрович Тейхриб ответил мне, когда я обратился к нему, так:   
        – «Капитальный ремонт Брацлавской школы пока не получится, таких денег не найдём… А вот по участкам… В общем, составляй сметы, посмотрим, не сидеть же сложа руки!»       
   Теперь в школе капитально отремонтированы санузлы и канализация.  Отвечает требованиям СанПина электроосвещение и кухонный зал столовой. Проведен новый водопровод! Всё это сделано в течение трёх лет!
 Но это всё пока «одёжка» школы. Теперь я полностью согласен с тем, что от личных взаимоотношений с руководителем хозяйства, с главой администрации села зависит многое в школе, прежде всего её облик, а если хотите, то и уют в школе. Прав был Михаил Алексеевич Дергунов, ох, как прав!..     
     Школа должна быть уютной и для своих учеников и для тех, кто работает в неё. Школа – это второй наш дом! Школу надо любить! Всем!  
      Теперь, посмотрев через временную призму на себя, и как на учителя, и как на директора школы, я знаю: почему так настаивал Юдин Михаил Иванович, чтобы именно я принял должность директора Брацлавской средней. Потому, что мы могли работать с ним в тандеме, на равных, одной командой! Как он сказал мне однажды:  – «Тебе, Лукьяныч, укажешь на дверь, а ты в окно! Тебе укажешь на окно, а ты в дверь! Так что, давай-ка лучше вместе будем! В одни двери входить!»
  
              

 

             Веха 40.  «Изюминка» Брацлавской средней, или – её «лицо».
 

Теперь о «начинке»… Так обрела своё «лицо» Брацлавская средняя школа или нет?! Что стало её «изюминкой»?        
      Когда в 2003 году была введена ставка заместителя директора по патриотическому воспитанию, я пригласил на эту должность Исмурзинова Тунгушпая Уразбаевича: в прошлом – комсомольский работник; затем – парторг совхоза «Брацлавский», старший лейтенант запаса. Я хорошо знал его, прежде всего, как добросовестного исполнителя порученного ему дела. Переговорив с ним о его должностных обязанностях, как зама по патриотическому воспитанию, я предложил ему подумать и предоставить мне план его действий… Думал он недолго, дня два и – согласился.    
       Первое, что он сделал, приступив к работе – это возобновил «Пост № 1» и «Вахту Памяти» в дни воинской славы, а также организовал в школе кружок «Юный пограничник», шефом которого стала погранзастава «Брацлавская». Тем более, что заместителем начальника заставы был Шевченко Владимир Николаевич, выпускник нашей школы. Сейчас он майор, начальник Первомайского пограничного отделения нашей области.    
     В Адамовке уже был открыт кадетский класс. Что-то похожее хотелось бы иметь и в Брацлавке. Но что?! Я что, если попробовать не кадетский класс, а разновозрастное объединение ребят?! Точно! Военно-патриотическое объединение подростков _ клуб?!  ВПО мальчишек и девчонок, а через него поставить всю работу по патриотическому воспитанию в школе?!
      Так у нас с Исмурзиновым Т.У. родилась идея, которую и стали претворять в жизнь брацлавские школьники. Такого в районе не было… Так родилось ВПО «Тюльпан», которое стало ядром патриотического воспитания. Погранзастава, шефы нашего ВПО – с ними у нас установились очень тесные взаимоотношения – помогли приобрести комплект формы для «юнармейцев». Впоследствии школа закупила учебные автоматы Калашникова, пневматические винтовки и пистолеты. Теперь мы могли тренироваться в сборке и разборке оружия и учились меткой стрельбе; даже проводили внутри школьные соревнования по биатлону (?). Построили настоящий стрелковый тир! Пограничники заставы – частые гости в школе. Приезжают к нам и офицеры  Адамовской пограничной комендатуры, и Орского погранотряда. Учат наших ребят «строевой», знакомят с боевым оружием, берут с собой на стрельбы наши шефы-пограничники.       
      Да, теперь мы можем участвовать во всех районных соревнованиях по военно-патриотическому направлению, в игре «Зарница» и побеждать…Выглядим не хуже кадетского класса Адамовки! А то и лучше! ВПО «Тюльпан» объединяет до 70-и мальчишек и девчонок с 5-го по 11-й классы. Чем не подростковый клуб?!  Имеет ВПО свой Устав, свой Гимн и своё Знамя!    
       Проходит районная акция «Вахта Памяти» или «Пост № 1» – Брацлавка лучше всех! Проходит районный смотр «Нам этот мир завещано беречь!» – опять Брацлавка в лидерах! Теперь наша школа представляет район на областном слёте патриотических клубов! В районной игре «Зарница» – ВПО «Тюльпан» опять показывает лучшие результаты… Оренбургское пограничное Управление проводит в Бузулукском районе слёт «юных друзей пограничников», и опять наша школа представляет уже Адамовскую пограничную комендатуру на этом слёте (Адамовский, Кваркенский и Светлинский районы).  Министр образования области Ковалёв Александр Вячеславович за такую постановку патриотического воспитания вручает школе Грамоту и денежную премию в 30 тысяч рублей…   
       Да, организация  ВПО «Тюльпан» – это правильное направление в военно-патриотическом воспитании школьников. Это, действительно, та «изюминка», которую я искал для Брацлавской школы. На одном из заседаний педсовета шёл разговор о системе воспитательной работы в школе, о её программе… Я тогда убеждал своих коллег в том, что всё «воспитание» должно строиться вокруг «патриота». Девизом школы должно стать: «растим патриотов»! А скажите мне, что может быть важнее в воспитании личности?  В воспитании гражданина России? Разве ведение здорового образа жизни – не ПАТРИОТИЗМ? Разве человек с характеристикой: порядочный – не ПАТРИОТ?         
       С Исмурзиновым Т.У. состоялся у нас и такой разговор:   
      – «Уразбаевич, мы  с тобой уже не молодые люди, скоро уйдём на заслуженный отдых. А что останется в память о нас в нашей школе?  Знаешь что, давай-ка займёмся организацией школьного музея здесь, в Брацлавской средней… Тем более, что опыт по созданию школьного музея у меня уже есть. Понимаешь, у меня многие спрашивают о судьбе Каменецкого краеведческого музея, а некоторые, прямо говорят: надо мол, перенести его сюда, в Брацлавку. Но, понимаешь, Каменецкий музей – это музей Каменецкой школы, а не мой личный, его создавали ученики той школы. Надо, чтобы и в Брацлавской школе был музей. А вокруг музея – строить всю поисково-краеведческую работу. Давай-ка мы с тобою, Уразбаевич, наметим основные направления в создании музея. Я буду выдвигать идеи, ну а тебе вместе с твоим «Тюльпаном» придётся их претворять в жизнь. Сначала давай при ВПО создадим поисковую группу (краеведческий кружок)», – тут я вопрос поставил жёстко, – «Или через год открываем музей, или… сам понимаешь!» –   
      В общем, подыскали мы с Уразбаевичем помещение-класс под музей, заказываем Карасю Юрию Александровичу и Аркуше Павлу Александровичу  необходимые витражи, и… работа закипела.   
       Обсуждаем с Тунгушпаем Уразбаевичем: какие должны быть экспозиции, какие материалы должны быть там помещены, какие экспонаты надо для этого искать… Сбором экспонатов занимался мой зам по ГПВ (гражданско-патриотическое воспитание). Через ВПО «Тюльпан» была налажена поисково-исследовательская работа. Частыми гостями у школьников стали: ветеран Великой Отесественной войны Резепкин Иван Алексеевич, труженики тыла, участники локальных войн, ветераны труда Бабиенко Владимир Мефодьевич, Макагон Григорий Иванович, Каляда Николай Иванович,  полный Кавалер орденов Славы Колесник Анатолий Иванович и первоцелинники. Школьники записывали воспоминания старожилов села…  И, действительно, через год  музей в Брацлавской средней школе был открыт! Это был 2008-й год.     
      Музей теперь становится центром поисково-исследовательской работы школьников. Советом музея разрабатывается тематика исследовательских работ и темы даются классным руководителям для краеведческих исследований с классом. Из «тюльпановцев»  были подготовлены экскурсоводы музея Колесник Павел, Дмитрюк Анна, Исмурзинова Альфия, которые проводят экскурсии в музее для школьников и гостей Брацлавской школы.      
      ВПО «Тюльпан» успешно участвует в акции «Исчезнувшие сёла района», «Тюльпановцы» пишут их историю, а на месте Подольска устанавливают памятник – самый первый из подобных памятников в районе. Памятник Аккудуку установила уже Анеевская основная школа, а брацлавцы были  гостями на церемонии открытия памятного знака погибшему селу. Айя Шаварина со своей исследовательской работой: «Истай Ищанов – наш Герой!» на областном слёте юных краеведов, который проходил у нас в Адамовском районе, занимает второе место по области, уступив городу Кувандык. Брацлавская школа принимает теперь самое деятельное участие в областных краеведческих конкурсах и викторинах и представляет наш район весьма достойно.  
 Аркуша Павел Александрович организовал в школе кружок «Юный спасатель» Школа приобретает для такого кружка полную экипировку и снаряжение (конечно же, помогли наши спонсоры). Теперь и эти ребятишки занимают в районе лидирующее положение: в 2009 году брацлавские «Юные спасатели» представляют наш район на областных соревнованиях, и они оказались в пятёрке лучших команд Оренбуржья. Это был 2009-й год!.. А ведь было время, когда о Брацлавской школе просто-напросто забыли…        
     Теперь можно проводить на базе Брацлавской средней  и такие значимые мероприятия, как районные семинары замов директоров школ по патриотическомувоспитанию, семинары старших вожатых и даже районные совещания директоров школ с тематикой : военно-патриотическое воспитание учащихся (есть, что посмотреть и есть, чему поучиться!)… Теперь в Брацлавке проводятся районные соревнования «Юных спасателей»,  и школьников по туристической подготовке «Снежинка» и «Подснежник». Были организовано и проведено несколько научно-практических семинаров для учителей начальных классов района по теме: «Памятники природы района».   
     Итак, «изюминкой» Брацлавской средней стал военно-патриотический клуб подростков «Тюльпан», объединивший школьников разных возрастов. Это была уже хорошая внутренняя «начинка» школы. Жаль только, что в 2011 году, в целях оптимизации финансовых ресурсов (?), ставку замов по патриотическому воспитанию сократили по распоряжению областного Департамента образованием (?) – умнее ничего не могли придумать.
    Из школы ушёл увлечённый своим делом Исмурзинов Т.У.. Он, один из трёх адамовцев , награждён медалью «Патриот России». Это награда от Всероссийского государственного историко-культурного центра при Правительстве России… А что взамен? Ведь краеведом может стать лишь великий энтузиаст. Это проверено опытом...
             Упущенного времени – не вернуть, особенно в деле воспитания… Потом сами себе пытаемся локоток укусить, но так не бывает… Назовите того, кому это удалось?! Но одно радует: музей в Брацлавской школе есть; это наш с Уразбаевичем музей. И он исчезнет лишь тогда, когда не станет школы. А не станет школы – не станет и села (?).  Что же мы оставляем своим потомкам? Какое наследство?!