Меню сайта
Календарь
Архив записей
Наш опрос
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Вехи мои. Веха 1,2,3.Записки краеведа, учителя, директора школы. Вехи мои, или о былом с улыбкой… …Навстречу мне Только вёрсты полосаты Попадаются одне... А.С.Пушкин. Предисловие. Я сейчас на заслуженном отдыхе. Есть время приостановиться, призадуматься и посмотреть назад: а какую жизнь ты прожил? Можно подвести и кое, какие итоги… Оказывается, моя биография довольно- таки богатая и интересная. Родился и вырос я в глубинке Воронежской области, в селе Перевальное. После окончания педучилища стал работать учителем в Каменецкой восьмилетке Адамовского района. Закончил Воронежский госуниверситет. Но куда бы ни кидала меня судьба, я неизменно возвращался в Каменецк. Прикипел, врос корнями в этот благодатный Адамовский край. Здесь я стал директором школы. Здесь, в Адамовском районе, все мои успехи и достижения, снискал уважение людей; мне присвоено звание Заслуженного учителя России и меня трижды избирали депутатом районного Совета. Моя жизнь оказалась неотделима от истории маленького села Каменецк, от истории совхоза «Брацлавский» и, конечно, от истории страны. Впрочем, сегодня, через временную призму, события высвечиваются иначе. Вот и решил, что надо полистать страницы своей жизни. Кому это надо?! Моим друзьям, односельчанам, моим ученикам, а уж моим детям и внукам, так это точно. Веха 1. Звонок из школьного детства. …Прозвенел звонок… Урок физики в 7 классе Переваленской восьмилетки. Все заняты своими делами, а я на «стреме» у двери, ждём учителя. – «Атас! Иван Васильевич идёт!» – и стремглав бросаюсь к своей парте, не заметив, что Миша Шевченко уже подвинул на край подоконника большой горшок с фикусом как раз рядом с учительским столом. И вот фикус на полу, земля на столе, а тут ещё и я со всего маху растянулся – это подножка от Мишки, и Иван Васильевич уже в классе. – Всё, Петя! И откуда у тебя столько энергии?! Когда же ты угомонишься, наконец? Марш за родителями! – А вот это уже серьёзное наказание. Наш физик и завуч школы Морозов Иван Васильевич всегда считал, что отчитывать ученика надо обязательно при родителях. – «Иван Васильевич, а может, я всё уберу, и фикус посажу обратно!.. Не надо мать!.. Это всё Мишка!» – слезно канючу я. – Ладно, убирай! – и тут же: – Отвечать домашнее задание будешь… – «Ну, всё! Пронесло!» – обрадовался я. Зачастую мне прощались разные шалости, потому что я всегда учился хорошо, с невыученным домашним заданием на уроке не появлялся. Но бывали истории и покруче... Однажды, уже в конце учебного года, мы с Митькой Сердюковым в школьном саду нашли гнездо курицы-несушки. Набрали в карманы яиц, а на перемене давай их метать через дорогу в цель – круг на стене школьного сарая. В это время по дороге проезжал какой-то мужчина на двуколке, рысцой. Одет представительно, светлая рубашка, галстук, а на голове шляпа… Меня тут же осенила идея – попасть яйцом в колесо двуколки. Раз! – попал! Но второе яйцо почему-то угодило в шляпу!.. Шуму было!.. Оказалось, это уполномоченный из района ехал проверять качество прополки свеклы. Мать-свекловичницу вызвали с поля в сельсовет, Меня – тоже. Я, конечно, покаялся перед уполномоченным: – «Всегда попадал, мол, в цель, а тут оплошал. Извините, пожалуйста, я почищу…» – Но, когда мать хворостиной пониже спины стала заставлять меня просить прощение на коленях, уполномоченный почему-то спросил: – «Наверное, хулиган и двоечник?! – – Нет, учусь я на одни четвёрки и пятёрки! – Да брось ты! – улыбнувшись, сказал он. – Я-то думал, раз хулиган – значит двоечник. А ты оказывается просто мальчишка… – Ох и досталось мне тогда от матери. У неё чуть что – первым делом хворостина! А отец был добряк. Бывало, заменит стекло в школьном окне, разбитое мною мячом, и скажет: – «Всё, больше не бей, а то сам вставлять будешь!» У нас в школе была стенгазета, которая называлась «Отличник и Крокодил». Всего две колонки. Так я умудрялся попадать в ту и другую одновременно. Никто тогда и подумать не мог (в том числе и я сам), что я стану учителем, да ещё и заслужу звания «Отличник просвещения» и «Заслуженный учитель Российской Федерации». Учительский талант во мне распознал классный руководитель Виткалов Александр Михайлович, который затем стал директором школы. Увидев однажды, как я помогаю второкласснику делать домашнее задание (тогда я учился в выпускном классе, был вожатым и уже немного приутих), он сказал: – «Слушай, Пётр, а поступай-ка ты в Россошанское педучилище, не пожалеешь. Там из таких, как ты – людей лепят. А я помогу тебе подготовиться». И действительно, Александр Михайлович очень мне помог: достал программу для поступления и хорошие учебники, по которым учился сам, и даже подготовил меня к собеседованию на профпригодность. Особенно помог он мне подготовиться к зачёту по пению и физкультуре. Ведь ни учителя пения, ни спортзала в школе не было, и эти предметы практически не велись. Учитель пения, приходя на урок, включал радиолу, ставил пластинку, пел сам, а мы подпевали за ним и за это получали оценку. А на спортплощадке – мы её называли «выгоном» – был один турник да поле для игры в «выбивалу» (иначе – русская лапта). Когда я сообщил родителям о своём выборе профессии, то отец не сказал ни да, ни нет: – «Сам решай, сынок. Тебе жить». Мать же была категорически против: – «Вон, в Гончаровку, в среднюю школу. Осень и весна – есть велосипед; зимой и пешком походишь, не далеко. Или на тракториста учись, Вон Толик Токарев, друг твой, туда хочет. Там общежитие есть». – Одним из главных её аргументов было: – «Трудно будет нам тебя учить, не потянем: строиться в осень начнём, дом-то нам нужен!» – подвела итог в разговоре мать. Но 1 августа пришла к нам старшая сестра Валентина и сказала: – « Поехали в Россошь, поступай куда хотел, Поживёшь пока у дяди Терентия, Муж Иван уже договорился». Я не знаю, о чём она потом разговаривала с мамой, но препятствий больше не было. Как, впрочем, и согласия. Я, практически, сбежал из дома поступать в педучилище. В кармане 10 рублей, которые дала сестра Валентина, да 5 рублей, заработанные мной на пастьбе частного скота. . Веха 2. Государственное распределение. Ещё в конце мая выпускники Россошанского педучилища 1968 года знали, что им предстоит Всесоюзное распределение. Уже были известны районы огромной страны Советов, где им предстоит работать не менее трёх лет. Вот сданы государственные экзамены, прошли выпускные вечера и уже третий день заседает государственная комиссия по распределению молодых специалистов. По сложившейся традиции, последними распределяются юноши. В нашей группе их только четверо (и 28 девушек). Решили: пусть судьбу решит жребий. И стали тянуть спички разной длины. Витька Колпаков – мой сокурсник и друг – вытащил самую длинную спичку: Кашкадарьинскую область Узбекистана; Коля Козырев из группы "Г" (мы с ним земляки, из одного района) тащит спичку с обломленным концом – Павлодарская область Казахстана; Ивану Сербину досталась самая короткая спичка, он должен остаться в своей Воронежской области (а поехал в Павлодарскую). А мне – половинка спички – Оренбургская область. Так что, когда нас вызвал заместитель председателя госкомиссии Василий Андреевич Акименко, ему осталось лишь поздравить нас с готовым решением. – «Ну, уважаемый Пётр Лукьянович, где бы вы хотели начать свою педагогическую деятельность из предложенных вам Минобразованием СССР мест по трудоустройству?» – когда с таким вопросом обратился ко мне председатель комиссии В.А Акименко, я бодро ответил: – « В Оренбургской области России!»… В Оренбургскую область нас в том 1968 году поехало 19 человек. Меня, как единственного юношу, назначили старшим группы, и Василий Андреевич подарил мне атлас железных дорог СССР со словами: – «Ну, до Оренбурга не заблудитесь!» На станции Россошь нам устроили торжественные проводы! И никто не знал, что ждало нас в том далёком краю! За окном поезда сменяют друг друга пейзажи милой ВОРОНЕЖСКОЙ земли. Дубравы чередуются со степными участками. Уже убранные поля обсажены пышными лесополосами; промелькают села и небольшие городки, утопающие в зелени садов… Чуть замедлив ход, поезд по железнодорожному мосту пересекает реки, по берегам которых лесные уремы: Хреновской бор, Хопёрский лесной заповедник, Ртищевская роща… В Саратовской области, в Заволжье, я впервые увидел размах целинных степей. Это бескрайняя равнина, которая кое-где нарушается неглубокими балками и какими-то речушками. Непонятно куда текущими. А всё остальное – это единое хлебное поле, а на нём огни, огни, огни… Ночной поезд мчал нас в середине августа, уборка хлеба была в полном разгаре, поэтому и видели мы настоящее чудо из перемещающихся огоньков. Такое видел я впервые! Жатва в Воронежской области не шла ни в какое сравнение с этой. Когда мы проехали Уральск и переехали реку Урал, девчонки мои приуныли. За окном поезда – идеально ровная рыжая степь, кое-где чахлые посадки из полу засохшего карагача и акации. А тут ещё поезд медленно тащится, подолгу стоит на станциях-разъездах, ожидая встречного (от Уральска до Соль-Илецка идёт однопутка). Разъезды здесь – это небольшие селения с десяток или два домиков с плоскими мазанными жёлтой глиной крышами за исключением одного или двух под шифером. Здесь, по всей видимости, живут железнодорожники-путейцы и размещена сама станция. Практически отсутствуют насаждения. На разъездах с непонятными названиями: Алгабас, Чингирлау, Амангельды идёт бойкая торговля вишней. Оказывается, её проводники везут и с Украины, и с Воронежской области, чтобы продать здесь, в Казахстане по 5 рублей и более за ведро… Чтобы как-то отвлечь моих попутчиц от грустных мыслей, я стал рассказывать всё, что знал и об основании Оренбурга, и о Пугачёве, и о гражданской войне на Урале. Благо, я заранее прочитал об Оренбуржье всё, что сумел найти в библиотеке училища. Здесь, в поезде, мы познакомились с казахами и впервые услышали интересную, но совершенно непонятную для нас речь. Не знал я тогда, что моя жизнь в дальнейшем тесно соприкоснётся с жизнью этого народа, среди них я найду хороших и верных друзей, а мои внуки с гордостью будут носить казахскую фамилию. – «Да вот, – говорю я с шутливой бравадой, – «У вас невест не хватает, я и привёз красавиц из Воронежа. Но сначала нам надо в Дом Советов…» – он подробно объяснил, как доехать и шутливо добавил: – «Вот там вас всех и просватают, – и, глядя на меня, добавил: – «А тебе уж точно найдут невесту, и обязательно – оренбургскую казачку!». И оказалось, как в воду глядел! В отделе образования нас встретил сам заведующий облОНО Дурманов Павел Петрович. Он, прежде всего, кратко рассказал нам о славной истории орденоносного Оренбуржья. Особо подчеркнул, что славу области создают и преумножают люди, простые труженики полей и ферм, заводов и фабрик, и что в Оренбуржье дружно живут плечом к плечу и трудятся более полусотни национальностей. А у нас, учителей, особая миссия – нести свои знания и культуру и детям и взрослым. И опять перед нами выбор, кто в какой район поедет. Павел Петрович показывает каждому из нас два-три района на карте, кратко характеризует их… Меня очень удивило знание Дурмановым своей области, его эрудиция, умение вести беседу в нужном ему направлении; как бы подталкивал тебя к принятию нужного ему решению… – «Итак, Пётр Лукьянович, вот на карте Ташлинский район, а вот Адамовский, Там очень ждут учителя географии и биологии. Адамовку у нас называют столицей целины», – вводит в курс дела заведующий облОНО. На мой вопрос: « А где же здесь Уральские горы (карта-то была административная)?» – этак хитровато прищурившись, ответил: – «А вот Адамовка и ест Урал!». Его секретарь тут же оформляет нам направление в районы и объясняет, как доехать до места назначения. Когда очередь дошла до меня, она улыбнулась и сказала: – «А вам, молодой челочек, ехать до Уральских гор поездом восемь часов до станции Шильда. Ваш поезд ближе к ночи, так что успеете всех своих девчонок проводить». Первыми уезжали девчонки на запад и на север области… Как сложилась судьба всех тех воронежских девчат в Оренбургском краю, не знаю, но про мою землячку Зою Донцову могу сказать вполне определённо. Мы с ней учились вместе с первого класса, поступили в Россошанское педучилище и вот приехали сюда, в Оренбуржье. Она сорок четыре года проработала в Домбаровском районе (более половину из них в посёлке Голубой Факел) учителем начальных классов, учителем математики, и добрый десяток лет – директором школы. Как и я, она нашла здесь свою судьбу, своё счастье. Мы, по сути, рядом прожили жизнь, а за сорок пять лет так ни разу и не встретились. Обидно и стыдно, чёрт возьми |