Календарь
« Октябрь 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Вехи мои. 28-31.
Вехи мои. Веха 28 - 30.
Веха 28. Эх, дорога! Пыль да Туман!..
Это сейчас из Каменецка и летом и зимой, и в дождь и в снег можно по хорошей грейдерной дороге в комфортабельном автобусе за какой-то час прокатиться в Адамовку – в сбербанк, в больницу, а то и просто в магазины – и в тот же день вернуться обратно в Каменецк. а ведь было время…
Я хорошо помню свой первый приезд в Каменецк после дождя на открытом «грузотакси» по просёлочной грунтовке. Где-то с 1967-го года началось регулярное автобусное сообщение Адамовка – Подольск… Правда, до Брацлавки автобус из Адамовки ходил регулярно: зимой дорогу расчищал от снежных заносов совхозный бульдозер… Ну а в буранные дни – конечно же, выходной! А вот дальше до Каменецка и до Подольска!..
Осенью, во время распутицы и до самого снега основным транспортным средством каменчан до Брацлавки был трактор «Беларусь» с прицепом – этакая тракторная тележка, наполовину закрытая деревянной будкой-навесом с двумя, тремя деревянными лавками-скамьями для сидения. Вот такой транспорт, забрав из совхозной мастерской рабочих-ремонтников, ждал автобус из Адамовки, чтобы забрать людей до Каменецка и до Подольска, так как туда автобус не доходил (супесь и каменистая почва от Брацлавки сменялась суглинком, уже в дождь не проедешь). Даже после сооружения грейдера в 1975 году, некоторые его участки после дождя становились непроезжими, особенно весной и осенью, так как грейдер ни до Каменецка, ни до Анеевки подсыпан ещё не был.
Но жизнь – это движение, и ехать людям надо было: сегодня в Брацлавку, завтра в Адамовку и наоборот… Вот так мы и ездили: и на комсомольские собрания, и на партийные… На таком же транспорте доставлялись и товары в магазин, и кинобанки (кинофильмы) в клуб; и ремонтников возили, и люди в больницу ездили…
Зимой, когда ещё не было грейдера, когда и мощных бульдозеров К-700 не было, а что мог сделать гусеничный трактор ДТ-75 (бульдозер), когда надо и сеновал очистить, и подъезды к животноводческим помещениям (в первую очередь), и дорогу на Брацлавку после снежного бурана? А это не много не мало, а 15 километров!
Вот тогда транспортным средством каменчан становился санно тракторный поезд: гусеничный трактор ДТ-75, а к нему был прицеп, большие тракторные сани, опять же с деревянной будкой, но на этот раз с дверью; на пол настилали сено или солому… Такой транспорт был у нас в ненастные и снежные зимы 60 и 70-х годов… А уж если холод достал тебя, или захотелось кому-то косточки размять – можно соскочить с саней и пробежаться следом, держась за край «санок»… Но дня через три –четыре после бурана… А бураны были тогда, я вам скажу! Бывало, сорвётся пурга ближе к полудню, откуда не возьмись!.. И к вечеру уже ни зги не видать, ни следа не отыскать; и два-три дня – не успокаивается.
Вспомнился мне рассказ Семёна Альтмухамбетова… Он в паре с Федором Ясоновичем Кухтицким в ясный февральский день занимались снегозадержанием на «русском поле» (у лесополосы). Это была зима 73 или 74-го года. Так вот, после полудня ветер стал крепчать; сначала пошла «верховая» метель, а затем и «низовая» позёмка. Трактористы отцепили свои «снегопахи», и на тракторах – Семён на ДТ-75, а Федор на своём «Кировце» направились в посёлок. Вскоре разразился такой буран, что в двух шагах ничего не видать; следов «Кировца» и его самого тоже не видно (он ехал чуть впереди). Как рассказывал потом Семён – он ехал чисто интуитивно, старался не трогать рычаги трактора, чтобы не изменять направление движения, знал, что рано или поздно упрётся в речку Жарлы. Вдруг почувствовал, что трактор поднимается в гору. Стоп! Какая здесь гора?! Остановил трактор, вылез из кабины и… скатился в обрыв. Что это? Речка?! Осмотрелся. Он оказался в кошаре овцефермы… А трактор-то наверху, на крыше базы, на самом краю!!. Да и не заглушил он его. По сугробу взобрался на крышу овцефермы. Слышен слабый звук работающей «Дэтушки»… Но не видать ничего, в метре от себя не видать… По звуку дизеля нашёл свой ДТ, задним ходом потихонечку съехал с крыши и заглушил его. По следам (пока ещё не совсем замело) пробрался в кошару, а затем и в базу. А когда чуть-чуть утих ветер, по столбам (видно стало между порывами ветра провода электролинии) добрался дамой… А трактор стоял ещё двое суток у базы, в километре от села, на верху…
Старожилы мне рассказывали : раньше (в довоенное время, да и после войны), все домики-то были с плоскими крышами и в Каменецке и в Подольске. Бураны были такие, что по двое-трое суток носа из дома не высунешь…Да и дома заносило снегом по крыши (особенно с северо-запада), только трубы торчат, да дым из трубы… После бурана во дворе ещё расчищали люди дорожки, то к скирде кизяка или сена, то к колодцу… А с улицы – кто чистил там?!. Ждали весну. А вот ребятишкам- то раздолье! В каждом дворе были горки с крыши. Вытаскивает детвора санки (они были деревянные самоделы с широкими полозьями), или «ледянки» (специально дедушки делали для внучат) на крышу и катят от трубы на них. А некоторые озорники ещё и в трубу домой кричат: – «Мама! Я здесь! Покатил яяя!..» –
Сейчас, нет! Потише стало! Сил у «небесного хозяина», наверное, поубавилось, что ли, поменьше стало?!
Так вот: после бурана бульдозер дорогу прочистит обязательно. По грейдеру не пробьёт наст снега, так рядом, чуть ближе к речке. К весне пять, а то и шесть таких «бульдозерных» дорог в Брацлавку из Каменецка насчитаешь. Снегозадержание в степи! Дорогу прочистит и… Опять на том же тракторе «Беларусь» поддерживает связь с внешним миром маленькое село Каменецк. Конечно же, до следующего бурана! И опять – санно-тракторный поезд! Кто-то из механизаторов, я уже не помню его фамилии, кажется, Дмитрюк Григорий, придумал установить в будке санно-тракторного поезда металлическую печку, типа «буржуйки». Её протапливали дровами и даже углём перед поездкой в Брацлавку, или обратно в Каменецк, и, действительно, холод не так тебя донимал, а времени на поездку затрачивалось около часа. Кто-то, шутки ради, даже краской на будке написал: «На Брацлавку!».
Когда я вернулся в Каменецк из Ростовской области, а это была осень 1972 года, то уже прокатился на рейсовом автобусе из Адамовки до Брацлавки по поднятому полотну грейдера – он был поднят даже километра два в сторону Каменецка… Два моста – через овраг Аршалы у пос. Станционный (ныне Ново Адамовка) и через речку Актасты (Акташка) у Нововинницка – достраивались военными строителями из г. Ясный. Дорожное полотно от Адамовки до воинской «точки» (в трёх километрах от Нововинницка) уже было отсыпано щебнем. Директор совхоза Урюпин Григорий Иванович заключил с военными договор о строительстве грейдера с его последующей отсыпкой до Брацлавки. Щебень не надо было возить за три-девять земель: в районе Нововинницка и Брацлавки открывают щебёночные карьеры… А на степных балках и овражках, пересекающих дорогу, по которым весной талая вода устремляется бурными потоками в Жарлы, были уложены водопропускники-мостки из железобетонных колец…
Грейдер до Каменецка от Брацлавки подымался в течение тёплых месяцев 1974 года… С утра до позднего вечера урчал и фыркал на дороге брацлавский бульдозер Сергея Фадеева. А в осень 1976 года, к ноябрьским праздникам, были подняты и последние шесть километров до Аневки. На отсыпку дороги щебнем привлекались автосамосвалы присылаемых на уборку «командировочных» автоколонн – благо времени у них до уборки урожая было, как минимум, с месяц… Да и шефы – орские заводы и строительные организации – помогали и с бульдозером, и с экскаватором-погрузчиком...
О грейдере же до Подольска речи, в то время, даже не велось… Так что автобус туда доходил лишь в теплое время года, да и то в хорошую погоду: переехать балку Телеспай в дождь было нереально – раскисшая глина весной, в дождь и в осень. А зимой, во время бурана и даже при малейшем ветерке, дорога заносилась снегом напрочь… Здесь были такие огромные заносы, что… понятно!
Дорожные проблемы долго ещё оставались проблемами… Но «санно-тракторного поезда» на Брацлавку – не стало! Его заменил мощный «Кировец» с тележкой-прицепом…
Сколько раз весенние мощные и бурные талые воды размывали дорожное полотно, указывая, где нужно уложить пропускные водотрубы – их, первоначально, было явно недостаточно!..
Наконец-то, перестала беспокоить каменчан и балка Аксай!,. Наказ – построить мост через неё – давали и депутатам местного уровня и районного, даже областного. И мост построен был! Тот самый, который мы только что проехали. Его сейчас в народе называют «Усачёвский» по имени Усачёва Василия Александровича, это по его инициативе и при его непосредственном участии и был в 1996 году построен этот мост (он был главой администрации Брацлавского сельсовета).
Грейдер сократил расстояние до Брацлавки на целых три километра… Но долгое время не было дороги от развилки (на Аневку) до балки Жанаспай; не было и объездной дороги на Адамовку. Она проходила по переулку Смоленский и по улице Украинской, а выезд на Каменецк – мимо семенного зернотока. Зимой его постоянно заносило, здесь такие сугробы возникали после «работы» бульдозера, такие туннели, что… Опять на двое-трое суток Каменецк отрезан от мира!..
Вскоре и этот участок дороги достроили! Вот если бы ещё и качество отсыпки грейдера щебнем было, а то?!. Аневский грейдер был поперёк ветрам, дующим зимой, и поэтому его постоянно заносит снегом, а весной на целый месяц он становится непроезжим (зачастую и осенью) – тонкий слой щебня просто вдавливается в раскисшее дорожное полотно (такое вот «высокое качество» отсыпки). Ну и кто сможет проехать по раскисшей глине?! Такие же «голые» участки, длиной до двух км, которые становились в сезон дождей «непроезжими», были и на нашем, каменецком.
Капитально возведённым и обустроенным наш грейдер стал лишь в середине 2000-х. Надо отдать должное настойчивости, упрямству и упорству директору ЗАО «Брацлавское» Юдину М.И. и – именно он сумел дорогу сделать дорогой, наладив тесное партнёрство с ДРСУ «Адамовское»…
Я вспомнил время, когда не было ещё и «висячего» моста через речку Жанаспай в Брацлавке не было, а меж берегами речки курсировала в половодье лодка-паром, перевозила людей с одного берега на другой. Был натянут трос, и «рулевой» лодки, пользуясь приспособлением-зажимом, перетягивал этот паром. Бывали случаи, когда лодка опрокидывалась, и пассажиры оказывались в воде… Сушились потом в домике на Украинской…
Я тоже не избежал такой участи в весну 1969 года… Но я до сих пор не могу понять, зачем надо было перевозить шифоньер, купленный в магазине, одному из пассажиров. В воде тогда (правда уже у берега) оказался я, двое «горе-перевозчиков» и мой попутчик до Каменецка. Шкаф , конечно же, уплыл, мало того, но на его пути оказалось дерево-верба (пенёк от него и до сих пор крепко держится за дно, живой), и дальше плыли уже детали…
– «Куда же ты, «япошкин пистолет»!» – в нашем хохоте потонул возглас « незадачливого» покупателя. Конечно же, он был под легким «шефе».
Сушились мы у печки, в домике Басистой тёти Маруси…
«Висячий мост» – достопримечательность Брацлавки – появился в 1973 году, при Урюпине Григории Ивановиче. Один из строителей моста, Басистый Анатолий вспоминает: – «Уже до половины моста настил настелили, как тросы, а их было два, оборвались и я, вместе с мостом, резко опустился на дно Жанаспайки. Хорошо, что строили мост зимой, и снег, на дне речки, смягчил удар… Тогда натянули уже четыре троса, а не два, и достроили мост. Успели! Вода уже начала в Жанаспае прибывать. Мост выдержал тогда испытание большой водой и ледоходом». –
Вздохнули люди Брацлавского сельсовета (и каменчане, разумеется) с облегчением: теперь забудем о весенних неудобствах. Но Жанаспай, время от времени, напоминал о былых «целинных» годах, о том, как люди обходились без «висячки»! Однажды лёд на Жанаспае оборвал натяжной трос моста – вот где силища! Это было весной 2000-го. Хорошо помню тот обрыв моста, и всего-то он провис на каких-то 10 сантиметров ниже, чем надо… А ещё лучше помнит те минуты Зам начальника погранзаставы «Брацлавская» Шевченко Владимир Николаевич: он находился уже на середине моста, когда лопнул трос начало крушить настил от левого берега, пришлось оставшуюся част моста ему пересечь за считанные секунды…При острой необходимости перебирались по нему в ту весну лишь «чересчур смелые», как туристы на переправе: перебирая ногами по нижнему канату-тросу, а руками – по верхнему… Но в лето мост опять был готов! Гости Брацлавки считают для себя обязательной – прогулку по нашей «висячке»…
в память о той лодочной переправе остались на берегу вкопанные в землю колья-рельсы, на которых тогда крепили направляющий трос! Да ещё сохранился на берегу Жанаспая домик тёти Маши Басистой, в котором сушились иногда «незадачливые» пассажиры парома…
Старожилы Брацлавки помнят и так называемый «Воробьёвский мост» на выезде из села, на балке Игисай…Это же надо сооружить мост из камня-песчаника со сводом, который не только долгое время служил для дороги, но и сейчас стоит (дороги здесь нет давным-давно, грейдер прошёл чуть в стороне), стоит, как памятник мастеровому человеку России…
Веха 29. ЛЭП шагает в Каменецк!..
Электроэнергия в село, в жилые, а также на все производственные участки, подавалась от местной электростанции. Что она собой представляла?
1968 год… Солидное саманное здание (бывший склад рядом с сеновалом, у речки), а в нём на невысоком бетонном основании два мотора-дизеля «Ванкувер» немецкого производства с генераторами. Эти двигатели местные жители называли «немцами». Так и говорили: – «О, немец заработал!». – Одновременно оба они работали лишь во время уборки… От электростанции по улицам села «шагали» столбы, по которым были натянуты провода.
Уже в 1969-м для электростанции построили новое, будем считать, капитальное здание из шлакобетона с перекрытием из железобетонных плит. В одной половине – станция, а в другой – столярная мастерская или, как её все называли в селе: «плотницкая»; плотником в ней работал инвалид Великой Отечественной войны Оверин Александр Никитович. Однажды, уже под осень, мы с Лёшей Грязновым по каким-то делам были в Брацлавке. Надвигалась гроза… Не хотелось бы попасть под ливень, тем более, что мы были на мотоцикле. И хотя едали мы с приличной скоростью, всё же ливень настиг нас в каких-то 800-х метрах от электростанции… Мигом промокли до нитки! Но сумели на нашем «ИЖ-56» дотянуть до станции… Промокшую одежду сушили уже на «немцах»!
«Свет» в село электростанция подавала с 6 часов утра до полуночи (24 -00). Ровно в 23 ч.55 мин. Свет в домах каменчан мигал три раза – это предупреждение, а ровно в полночь посёлок погружался в полный мрак. Если где и мерцал в окне огонёк, то это горела керосиновая лампа. В то время она – обязательный предмет в каждом доме. Керосин продавался по четвергам в магазине. В послеобеденное время люди спешили к трёхкубовой бочке на задворках магазина, где продавец мерной литровой кружкой отпускал сей продукт (керосин).
Итак, в полночь село погружалось во мрак… А если у кого-то из жителей села свадьба, проводы в армию, или какое другое важное событие?! Тогда берёшь «чекушку» водочки (или самогоночки), идёшь и просишь Антоновича или Васильевича – они были дежурными мотористами на станции – продлить «свет» до двух часов ночи (а больше нельзя!). Нехорошо, конечно, но что оставалось делать?
Днём на электростанции тоже был перерыв… Так что работала она по принципу: стало темнеть – спать – стало светать и обед!
Когда я впервые приехал в Каменецк, то на всё село было всего три телеантенны – этакие, внушительных размеров, телевышки – у Ляшенко Б.Т., у Кухтицкого Ф.Я. и у Андреева П.И. О качестве телеприёма я судить не берусь, да и телевизоры-то были «чёрно-белые». Зато у многих по коньку крыш вились спирали радиоантенн: ламповые радиоприёмники и радиолы были практически в каждом доме.
Также жители Каменецка могли слушать радиопередачи – проводное радио было проведено всем сельчанам. Объявление по радио о каком-нибудь важном событии в жизни района, например: о состоявшемся Пленуме райкома партии, или о решении Бюро райкома комсомола можно было сделать из районного узла связи. Иногда из Брацлавки можно было сделать объявление об отмене занятий в школе из-за мороза или бурана. Но бывало, что метель начиналась, когда уже занятия в школе шли. Тогда мы с Тукаевым Н.Б. шли на конюшню, запрягали лошадку в сани и вместе с конюхом, на лошадке отвозили учеников за балку (оттуда было трое ребятишек), а затем – в посёлок у трёх тополей.
Зато на всё село было всего два телефона. Один из них установлен был в конторе отделения, а другой – у работника узла связи Мущенко Н.И. Телефонная связь была проводной, и дядя Коля обслуживал линию связи от Брацлавки до Подольска.
Из электроприборов каменчане широко использовали настольные лампы, а у некоторых жителей появились и электроутюги. Мне самому пришлось сначала пользоваться утюгом, который нагревался на плите, когда она топилась. А если – нет, а погладить рубашку надо, летом, например?.. Тогда грей на примусе, только прежде, чем гладить, проведи утюгом по любой тряпице, а вдруг сажа на нём: утюг – то нагревали на примусе… Электроутюг я всё-таки купил, потом в магазине «хозтовары» в Адамовке… Электроплиток у каменчан не было, зато все хозяйки пользовались таким нагревательным прибором, как примус. Керосинки и керогазы к этому времени уже ушли из быта (я потом так и не смог их найти в школьный музей). Так как эти нагревательные приборы работали на керосине, то самым ходовым товаром он и был. Как ныне – природный газ.
В Каменецкой школе из технических средств обучения были фильмоскопы (для демонстрации диафильмов), эпидиаскоп (диапозитивы или слайды демонстрировать), был даже кинопроектор КПШ-4 для демонстрации учебных фильмов и кинороликов. Но киноаппаратом из учителей Каменецкой школы никто не умел пользоваться. Нам же, выпускникам Россошанского педучилища, выдали даже удостоверение кинодемонстратора. Поэтому я сразу же в свой первый учебный год организовал кружок юных кинодемонстраторов. На кружке я учил своих учеников правилам техники безопасности, изучали узлы киноаппарата, и мои кружковцы получили навыки управления аппаратурой. На уроках они помогали учителю теперь демонстрировать фильмы по теме урока (кинофильмы получали из районной школьной фильмотеки). Усманов Зарлык затем окончил училище в городе Энгельс и мог работать на широкоформатной установке. Он стал киномехаником в Каменецком сельском клубе и «крутил» кино, пока и не демонтировали киноустановку в середине 90-х.
Вся остальная «электроцивилизация» стала приходить в село в начале 70-х годов, когда в Каменецк пришла государственная электрификация.
Это произошло где-то в 1970 – 1971-х годах… В это время шла электрификация железной дороги Карталы – Орск – Оренбург. В пос. Шильда была построена крупная электроподстанция и отсюда была проведена ЛЭП в совхоз «Брацлавский», на центральную усадьбу. А уже из Брацлавки провели ЛЭП в Каменецк и Подольск.
Интересно было теперь прогуляться по улицам Каменецка после полуночи. То там, то здесь ярко светились окна домов! Свет-то теперь – круглосуточно! Да и по улицам села горели фонари, излучая тёплый свет… Социальные условия каменчан стали кардинально меняться.
Брацлавский рабкооп – так называли тогда торговое предприятие, которое объединяло магазины Брацлавского сельсовета – стал привозить (конечно же по разнарядке райкома КПСС) электробытовые приборы: телевизоры, стиральные машинки, электроплитки, электросамовары и другие товары. Правда, надо было записаться на эти предметы быта предварительно на очередь, да и то этим электродефицитом, в первую очередь, обеспечивали чабанов и механизаторов… Свой первый телевизор – черно-белый «Электрон» – я приобрёл в начале 1973 года и привёз его из Адамовки. А холодильник «Орск» – купил в декабре 1975 года. И то мне его «перепродал» чабан Мусралинов Молдыбай (спасибо ему!); этот «дефицит» ему был распределён, как премия по итогам года, а уже был холодильник, это – второй (?). Пылесос мне подарил отец, участник Великой Отечественной войны. Его ему вручили, как ценный подарок в честь 35-летия Великой Победы.
Но уже к концу 70-х спрос на «электродефицит» резко упал. Уже можно было по пальцам пересчитать – у кого нет холодильника, телевизора или стиральной машинки. Да и соседний Казахстан помогал каменчанам, так как этот «дефицит» там можно было свободно купить.
В каждом доме с 1974-го года была уже и газовая плита, шла «баллонная» газофикация, так что примусы теперь можно и в музей сдать.
Стали переводить и печное отопление на электрическое… Но это было потом, с конца восьмидесятых… А сначала… Сначала Каменецкую школу, восьмилетку, перевели на электроотопление: поставили в одном углу здания электронагревательный котёл, а от него по периметру школы провели трубы. Школьники получили долгожданное тепло! Потом, когда в 1975 году построили в селе детский садик, то на его крыше уже и печных труб не предусмотрели. А зачем? Сразу же в здании монтировали электроотопление… Чуть позже, в 1977 году и каменецкая молодёжь ликовала: в клубе-то необычно тепло стало!
И люди теперь стали в своих домах избавляться от двух «голландок». Каким образом? В топку печки-«голландки» монтировали водяной котёл, вода в нем нагревалась, а дальше по периметру дома по трубам (при правильном уклоне). Вот и не нужна стала вторая печка. Вроде бы всё по-прежнему: надо и дрова, и уголь заготавливать. Но, главное, теперь-то можно топить одну печку, а ещё её можно было соорудить не в самом доме, а в коридоре-сенцах, или в веранде. Пыль, зола и чад не разносится уже по всему дому…
Где-то в лето 1985 года обратился я к директору хозяйства Резепкину Ивану Алексеевичу с просьбой: – «Иван Алексеевич! Две печки топить поочерёдно; пыль , зола, грязь по всему дому… Да и времени у меня, как директора школы, сами понимаете – в обрез. Жена тоже в коле работает, и двое ребятишек школьников у нас. Помогите, пожалуйста… Выпишите трубы, сделать паровое отопление». –
Директор совхоза с пониманием отнёсся к моей просьбе. Только совет дал дельный: – «Ты, Лукьянович, выпиши чуть больше труб и вынеси печку с котлом в коридор или веранду. Так и пыли, и золы будет меньше, а то какая разница: одна или две печки, раз они в доме».
– Но тогда нужен и кирпич на печку, да и веранду надо утеплить…
– Сколько надо? Две тысячи штук кирпича? Иди, выписывай, дом-то совхозный!
Вот так мог решать бытовые вопросы умный, хозяйственный и дальновидный руководитель.
Так что в зиму 1985-го года я топил уже одну печку. Пыль, зола, грязь и смрад оставались в так называемой кочегарке, а не «витала» по всем комнатам. А с зимы 1992 года мы с Татьяной вообще забыли как топить печь, как заготавливать, сушить и колоть дрова… Как сеять уголь, а потом полчаса отмывать свои руки, шею и лицо от чёрной угольной и серой зольной пыли… Дома в Каменецке переводили на электроотопление. В первую очередь, конечно, дома участников Великой Отечественной войны и ветеранов совхозного производства, чабанов(?) и механизаторов…
До перевода Каменецка на газовое отопление оставалось ещё долгих двадцать лет!
Веха 30. Колодец, коромысло и водопровод!
Родной мой Каменецк! Как многое меня с ним связывает! Вон, на окраине, стоит водонапорная башня, как раз напротив моей бывшей «двушки»… А появилась она…
С самого основания Каменецка его жители рыли колодцы и пользовались колодезной водой. Но в одних - вода была с отличными питьевыми качествами, в других же – в воде чувствовался какой-то привкус. Такую воду люди называли «солёной» и ее использовали, главным образом, для скота и своих «огородчиков»: поливали цветы в палисадниках…
У некоторых каменчан колодец был вырыт прямо во входном коридорчике-сенях как, например, у Кухтицкого П.Я. (посёлок у трёх тополей), у Витвицкого В.И., у Мущенко М.М. (в Подольске). На все село славились качеством воды колодцы Мущенко Н.И. (за балкой), Филинчук Ольги,Гуминюк Алексея и Макагон Евдокии – и вода в них неглубоко, всего шесть – восемь метров, и пьёшь воду – не напьёшься.
Стенки колодцев выкладывали или песчаником, или бутовым камнем по кругу и без какого-либо раствора. Такой колодец был и на территории школы. Воду из колодца доставали с помощью воротка. Колодцев-журавлей в селе не было (глубина-то какая?!). Это не у меня на родине, где глубина в колодце до воды каких-то два метра.
У некоторых из сельчан были и скважины с ручным насосом-рычагом (у Юрченко Василия, у Ковальчука Андрея). Скважину под такой насос бурили вручную.
О каком огороде у дома можно было вести речь?! Ведром и кружкой разве много польёшь?! Да и ведро с водой надо ещё от колодца принести. Носили ведра с водой и в руках, и на коромысле…
Но огороды у каменчан всё же были (вернее – огородчики). Ещё в пору основания села украинцы, а потом и подселившиеся к ним русскоязычные, разрабатывали в пойме реки Жарлы свои «огородчики», сажали огурцы, помидоры, морковь, свеклу…
В конце 60-х, в Каменецке под огороды заняты были участки поймы на первом плёсе – за сеновалом и напротив развалин золото промывочной фабрики. А от бродячего скота и водоплавающей птицы огораживали эти «огородчики» примитивным проволочным заграждением, пускали понизу даже проволоку-колючку. Чтобы удобно было черпать воду из реки, строили невысокие мостки, выступающие на один – два метра в воду.
Под картошку распахивали какую-нибудь балочку-лощину или степную западину – они лучше увлажнены. Я тоже распахал такую балочку весной 1973 года, но картошки там не накопал – овечки по ней прошлись…
Где-то весной 1973 года на северо-западной окраине Каменецка пробурили скважину с хорошим запасом высоко качественной воды, поставили водонапорную башню и стали вести водопровод в село…
Уже глубокой осенью того же года жители Каменецка пили воду с центрального водопровода. Через каждые 50 – 60 метров стояли водоразборные колонки… На следующий год, в лето , закончили последние две нитки водопровода – по переулку Молодёжный и от переулка Школьный до конца улицы Советская.
Но ни в один дом, даже в школу, водопровод не проложили. Я долгое время не мог понять, почему ни директор школы Тукаев Н.Б. , ни председатель сельсовета Астаев В.П. не проявили инициативу по поводу установки колонки на территории школы, и носили тогда бедные школьные технички воду за сотню метров, или из колодца (это ближе). Хотя всего-то: надо прорыть траншею под трубу каких-то с десяток метров?! Оказывается, всё дело во взаимоотношениях директора школы и управляющего отделением, которого надо было просто лично попросить (он любил это). Так что до цивилизации Каменецку было ещё ОХ (!) как далеко…
Однако, с появлением центрального водопровода каменчане стали несколько менять свои жизненные устои. «Огородчики» а своего дома были до этого очень редким явлением. «Зелень» там, да огурчики с помидорчиками для себя выращивали Мущенко Николай, Котляр Николай, дядя Вася Витвицкий, то есть те жители Каменецка, у которых во дворе были колодцы. У новых домов целинного времени колодцев, увы, не было (не считая тех, кто пробурил себе скважину под насос-рычаг). Воду приходилось таскать на коромысле…
С появлением же водопровода у водоразборной колонки в «трассу» люди стали делать «врезки» и выводить «летники», проводили воду к себе во двор и стали сажать «огородчики» у дома, во дворе: лук, огурцы, морковь, томаты и тому подобное. Благо, теперь можно поливать, вода-то рядом!
Забросили теперь сельчане огороды в пойме реки. Зачем за ними теперь ухаживать, когда вот он, огород, рядышком, в своём дворе! Да и картошку в степи по балкам перестали сажать. Вода теперь есть, можно и полить её, и прополоть вовремя, если она будет рядом с домом. Я был первым, кто распахал под картошку пустырь за своим домом, на задах ( управляющий отделением Буряков Борис Борисович, понимая ситуацию, не возражал, а очень даже был за !).
Весной 1974 года, вместе со мной, рядом с домом посадили картошку мои соседи Юрченко Василий, Кинебаев Бахчан и Гуминюк Лида. Осенью мы взяли довольно солидный урожай. Всё! Почти все каменчане стали сажать картошку рядом с домом!..
Но и с водой возникли проблемы… Всё очень просто: теперь её стало просто не хватать. Расход-то какой! Из возникшей ситуации стали выходить следующим образом: до обеда одна сторона Каменецка с водой, а после обеда до позднего вечера – другая… Но эта проблема возникать стала уже с 1977 года.
В 1991 году, когда в селе были построены домики на Новой улице со всеми коммуникациями – жители Каменецка узнали, что такое ВОДА в доме!
А вот реалии скорого будущего… Лето! Стоит жара, пить ужасно хочется, жажда замучила… В таком случае надо иметь, на худой конец, бутылочку минералки… Так как ни одной водоразборной колонки в селе не будет в скором времени. А колодцы-то уже сейчас заброшены, на них нет ни цепочки, ни ведра, ни даже воротка… А зачем? Уже сейчас вода подводится в каждый дом сельчанам. Скоро наступит время, когда колонки на улице не нужны станут. Скоро все каменчане узнают, что такое цивилизация по-настоящему. Так будет, я знаю! А действительно ли знаю, как будет?!
|