Веха 24. Двухэтажная моя красавица!
Ещё в 1975 году дирекция совхоза «Брацлавский», руководителем хозяйства был Борников Виктор Дмитриевич, за счет собственных средств решила построить в Каменецке новое, капитальное здание школы, и в ту же осень был заложен фундамент.
Старое здание школы было из камышитовых плит (технология «целинного» времени). Под окнами плиты уже стали прогнивать, потолок – провис, крыша кое-где стала протекать. Хотя к этому времени и было в школе электрическое трубное водяное отопление, но в ветреную погоду здание продувалось насквозь. Так что новая школа была просто необходима. Проект начертил совхозный прораб…
Строительство шло очень медленными темпами. К 1985-му году – я уже стал директором школы – здание было возведено лишь под потолочное перекрытие… В хозяйстве сменился директор – им стал Резепкин Иван Алексеевич, мудрый и не расточительный, а даже прижимистый хозяин.
Я столько раз ходил по замершей стройке! Вычертил себе план школы; раздумывал: где будут размещены и какие кабинеты, где – мастерская, где – музей… Стал проверять размеры, прочитал, какие требования предъявляются сейчас к ней, не к зданию, а к школе. И оказалось, что данная школа меня, как директора уже не удовлетворяла. Во-первых: мастерская такая, какой она должна быть – здесь даже не запроектирована; спортзал – это просто приспособленное помещение (пристройка) 5,5*15 м – не получается даже элементарной волейбольной площадки (и без раздевалок); коридор – не просторная светлая рекреация, а, опять, полутёмный и длинный на всю школу, каким он был и в старой.
И во-вторых: где взять нестандартные плиты перекрытия?! Стандартные – короче, то есть они будут лежать на стенах, но это очень уж опасно для жизни детей; если плиты провиснут, а усталость их, по закону физики, имеет место быть, то они начнут давить на стены, обязательно появятся трещины…
В общем, со своими выводами пошёл я к директору совхоза Резепкину И.А.
– «Ну, дорогой ты мой Пётр Лукьянович! А куда мы то здание денем? Сколько средств туда вложили?! – выслушав внимательно мои доводы, отвечает Иван Алексеевич.
– «Если закончить сумеем, то можно комплексно использовать: контору отделения сюда перевести, библиотеку, общежитие; вот вам новый клуб, медпункт, да и…– привожу я последние доводы: – Вот достроим здание, получим коробку, приспособленную под школу. А как мы оснастим её оборудованием? Даже если и будут у нас деньги – школа идёт вне плана, значить и снабжение её технологическим оборудованием и наглядными пособиями будет по остаточному принципу. Но в любом случае – плиты перекрытия надо специально заказывать, нестандартные». –
Ничего конкретного мы с Иваном Алексеевичем не решили…
А вот секретарь райкома партии Иванченко Владимир Андреевич меня поддержал: – «Коробка здания школы может школой так и не стать. Школа должна быть уютной для детей Пора нам строить школы типовые, по проекту! Приспособленных зданий под школы, детсады, ФАПы совхозы уже понастроили. Хватит! Вот уже весной будущего года мы будем закладывать типовую школу в совхозе «Адамовский». Надо нам в Каменецк привлечь крупную строительную организацию. Ведь там не только школа нужна, но нужно и добротное, современное жильё построить для чабанов и механизаторов. Сам знаешь, что на отделении остро не хватает рабочих рук. Будем конкретно решать этот вопрос на ближайшем Бюро райкома!». –
Вот в таком русле состоялась моя беседа в райкоме партии. В итоге – строительство «нетиповой» школы, или «самостроя» было на несколько лет заморожено».
Где-то в конце мая 1987 года вызывает меня Иванов Юрий Ефимович, новый директор совхоза: – «Петр Лукьянович! Тебе надо поехать в Оренбург, найти проектировщиков и заказать проект типовой школы. Стоимость проекта оплачивает совхоз, но надо, чтобы строительство было включено в генплан капитального строительства на следующий год». –
В Оренбурге, в НИИ «Оренбурггражданпроект» мне предложили типовой проект восьмилетней школы на 192 места. Двухэтажная красавица, со спортзалом, столовой, комбинированной мастерской, теплицей… А ещё – пришкольный участок, лесопарковая зона, стадион и даже – четырех квартирный двухуровневый дом для учителей, две – двухкомнатные и две – трехкомнатные квартиры. Сказка! Данный проект, в двух вариантах, был выполнен Московским архитектурным институтом. И, главное, вариант проекта для Каменецкой школы проектировщиками из НИИ вместе с расчётами и изменениями (плоская крыша с мягкой кровлей заменялась на шатровую) будет готов через три недели, что нас вполне устраивало.
Но в план капитального строительства по Адамовскому району нашу школу включили лишь на 1989 год (в1987 году пусковым объектом стала Джарлинская школа, а в 1988 году – Калининская школа обскакала нас).
Идёт общешкольная линейка, посвящённая началу 1988 -89 учебного года… Мощно ревут бульдозера, готовя котлован под фундамент школы… Пришлось на час их работу приостановить, мешали… Я и предположить тогда не мог, что ровно через год мы переступим порог новой двухэтажной красавицы!
Проект, правда, был немного урезан: не утвердили на парткоме четырёх квартирный дом для учителей. Дороговато (вернее, жирновато – ведь для учителей же)!..
Строительство школы шло ударными темпами. Строила её строительная организация ПМК-15 «Адамовская», которой руководил Ткаченко Борис Павлович. Уже до Нового года, всего за 4 месяца, полностью готов «нулевой» цикл, и каменщики успели выложить стены по окна первого этажа…
Ю.Е. Иванов, директор совхоза (он сменил Резепкина И.А. в декабре1986 года) вызвал меня к себе в кабинет и говорит: – «Петр Лукьянович, ты директор школы, только ты знаешь – какая она тебе нужна! Вникай во все тонкости строительства, подружись с прорабом стройки Лукьяненко. Он очень толковый и честный мужик, я его знаю. Контролируй ход и сроки стройки. С нового года откроется финансирование на оборудование школы. Здесь ты будешь полным хозяином. Ты, как директор школы, лучше знаешь, что нужно школе. Заказывай, ищи, и привози всё, что нужно по проекту, какие столы там, парты… Финансировать эту статью частично будет совхоз… Транспорт будем предоставлять по первому твоему звонку. Оплачивать будем незамедлительно»… –
Вот такое доверие мне было оказано руководством совхоза!
Это немного щекотало моё тщеславие. Я тщеславие не считаю пороком: раз человек любит себя хоть немного – он будет стремиться к самосовершенству. Раз у него что-то получилось – он будет идти вперёд: завтра должно быть лучше, чем сегодня. Так я понимаю тщеславие! Раз я начал, как директор, строить школу с проекта, с первого кирпичика – значит, школа должна быть картинкой, в буквальном смысле слова. Лучшая школа в районе – вот оно, моё тщеславие!
Те, 1988 – 89-е, да и 1990 годы прочно остались в моей памяти. Не только в моей, но и в памяти всей моей семьи.
Контроль над учебным процессом я практически возложил полностью на завуча школы Усманову Валентину Николаевну. Жена Татьяна – очень ответственный человек, и часть моих забот и о доме, и о школе она взвалила на свои плечи. Таня всегда понимала меня: по своему внутреннему миропониманию она была тонкий психолог, всегда подсказывала мне, как правильно поступить в той или иной ситуации. А раз меня в школе нет – она решала за меня возникающие проблемы, вернее помогала моим коллегам… За 25 лет работы в школе она не получила ни одного нарекания ни со стороны учеников, ни со стороны родителей. А, уходя на заслуженный отдых сказала: – «Самое трудное и сложное – это, когда муж – директор школы, и ты у него работаешь!».
Практически дважды в месяц, а то и чаще, я бывал в Оренбурге, в Орске, в Шильде на оптовых базах и складах, вывозил оттуда технологическое оборудование и учебно-наглядные пособия для кабинетов, а также корпусную мебель, спортинвентарь, станки, портьеры, шторы… Принимал участие в совещаниях по строительству школ и других объектов социальной сферы области, куда меня, как директора пускового объекта приглашали (вызывали) вместе с заведующим РОНО, и секретарём райкома партии…
Приезжая из командировки бежал на стройку, смотрел, что сделано или не сделано за время отсутствия, спорил с прорабом Лукьяненко…
Интересно наблюдать за ходом строительства: вот привезли кирпич, приехала машина с раствором, и, каменщиков не так много, а к обеду уже выстроились межоконные кирпичные тумбы; к вечеру, глядишь, идет монтаж оконных блоков…
С моим «совал нос во все дырки» был даже забавный случай – мне потом рассказали… Уже под конец стройки учителя школы помогали строителям убирать мусор со второго этажа школы, готовя его к покраске. К учителю Михно Лидии Иншаровне обратилась бригадир штукатуров и говорит: – «Странно, мы уже скоро и сдавать школу будем, а вашего директора школы ни разу не видели… Вот в Калинине мы строили, так директор почти ежедневно приходил, спросит, как дела идут. Такой представительный, в галстуке, а где же ваш?».
– «Как не бывает здесь?! Да он не то, что ежедневно, он по пять раз в день здесь, на стройке! Мы его в школе, в старой, меньше видим, чем вы здесь! Да вон же он, по лестнице вниз побежал!» и – отвечает женщине учитель.
– «Да это же прораб из Брацлавки. Да, этот часто здесь, вредный такой, скандальный. Во все дырки свой нос суёт, дотошный. Вот мы внизу панели красили, так он заставил перекрашивать, тон, видите ли, не подходит. Он даже краску сам смешивал, Цвет, видишь ли, его должен радовать. Белую краску банками по счёту сам выдавал!».
– «Вот это и есть наш директор школы, Пётр Лукьянович!»
– «Этот да, часто здесь! Вот опять с Лукьяненко о чём-то спорят. А мы, честно, и не знали что это директор школы!» –
Я строго следовал «указанию» Юрия Ефимовича : «Заказывай, ищи и привози всё, что нужно школе»… Надо сказать, что с оплатой счетов со стороны директора совхоза и со стороны главного бухгалтера Бебко Александра Федоровича задержки не было. Иванов Ю.Е. понимал, что оснастить школу за такой короткий период (всего год), задача – «сверхтрудная»… Поэтому я получил так называемую «зелёную улицу». Из Оренбурга, из Орска, из Шильды привозил оборудование и мебель для столовой, кабинетов, спортзала… Был вхож во все склады оптовых баз… Каким образом? Ну, приходилось заниматься и «коммерцией» типа: я – вам, вы – мне. Но ведь важен результат! Еду в Оренбург, заезжаю в Орск в магазин учебно-наглядных пособий на улицу Медногорская, отдаю свою заявку, беру у них для Оренбурга. В Оренбурге забираю свой товар, товар для Орска – не будешь же гонять машину полупустой – заезжаю ночью в Орск, выгружаю товар для Орска и забираю подготовленный груз для себя. Вот такая коммерция! О другой же я просто умалчиваю (Ну, там – чай, масло, мука и…).
В тот 1989год педагогический коллектив школы работал без отпусков. И учителя, и ученики, и техперсонал, вооружившись отвертками и ключами собирали школьную мебель, расставляли её по местам…Не заметили, как наступил и день приёмки школы – одно из двадцатых чисел августа. Школа была принята с оценкой «хорошо», хотя без замечаний не обошлось… Жители Каменецка могли иногда наблюдать такую картину, проходя мимо новостройки: директор школы перекидывает с места на место деревянные бруски у спортзала, а рядом стоит прораб стройки и наблюдает.
– «Что, Лукьяныч, клад ищешь, или что потерял?» – спросит кто-то из любопытства.
– «Да нет, ищу бруски или гнилые, или с корой, чтобы «грибка» потом не было.» –
Или… На крыше школы, как альпинисты, обязавшись верёвкой с молотками в руке, несколько рабочих. Они прибивают шифер, а я внизу наблюдаю, чтобы на каждом листе было по четыре гвоздя (было чаще всего лишь по два). Зато и двадцать лет спустя ни шифер ветром не сорвало, ни «грибок» в полу не завёлся…
А в день приёмки, председатель комиссии Борников Виктор Дмитриевич сказал: – «ДА, на сегодняшний день Каменецкая школа самая оснащённая, самая богатая школа района, лучше даже средних!» Конечно, большую роль в этом сыграл совхоз «Брацлавский» Не было бы такого повседневного внимания со стороны директора хозяйства Иванова Ю.Э. к стройке – школа бы не состоялась. А так… Давайте проведём краткий экскурс по ней!
Мастерская – блестят новенькие инструменты: Столярные и слесарные наборы на каждого ученика; токарные, сверлильные, заточные, а также фуговальный и фрезерный станки, новенькие верстаки… Полностью оборудованы кабинеты географии и биологии, а в кабинете химии к каждому столу подведена проточная вода. Можно проводить все лабораторные работы по физике, для этого есть все условия. А такого кабинета домоводства и такой библиотеки нет ни в одной восьмилетке района! В столовой школы – вся посуда из фаянса; ложки и вилки – из нержавейки; современное технологическое оборудование, даже есть – электрополотенца. На всех окнах висят портьеры, шторы и тюль. Есть в школе лингафонный кабинет и радиоузел; школа получила современные, на тот момент, технические средства обучения… Не успел я приобрести в каждый кабинет цветные телевизоры – финансовый-то год закончился…
В Каменецке тогда, в 1989 году, типовая современная неполная средняя школа. Именно – типовая!
1 сентября 1989 года. На окраине села стоит двухэтажная красавица школа. А в школьном дворе полно гостей! Пришли буквально все жители Каменецка. Пришли и детсадовского возраста малыши, пришли и люди преклонного возраста… Были гости из Брацлавки, Адамовки и из окрестных сёл…
Самый торжественный момент: мне, директору школы, Заслуженный Строитель России, бригадир каменщиков Аркадий Васильевич Калинин вручает символический ключ от дверей новостройки. Заливисто звучит школьный звонок, и первыми переступают порог новой школы первоклассница Николаева Наташа, звеня школьным звоночком, а за нею Мухамбетова Сагира Тургановна ведёт за ручку своих «цыплят»-первоклашек. Они первыми сели за новые парты в новой школе!
Такого подарка от государства и ох своего совхоза маленькое село Каменецк, затерянное в «медвежьем углу» Адамовского края, конечно же, не ждало… Просто не верится!..
Но для жителей Каменецка был ещё один подарок – осенью этого же года закладываются фундаменты восьми двух квартирных домов (к 1 сентябрю уже были заложены фундаменты трёх домов). Целая улица! И назвали её -НОВАЯ!