Меню сайта
Календарь
Архив записей
Наш опрос
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Вехи мои. Веха 18,19,20,Вехи мои. Веха 18 - 20. Веха 18. Пропагандист, агитатор и… комсомолец. Во время учёбы в педучилище нам постоянно, из урока в урок (даже на уроках физвоспитания) втолковывали наши наставники, что учитель на селе должен быть уважаемым человеком, носителем нравственных и духовных идеалов, поборником принципов морального кодекса. У учителя обязательно должна быть активная общественно-политическая деятельность. Вот и мне, как комсомольцу, дали от парткома совхозной парторганизации поручение: быть пропагандистом в Красном уголке животноводов отделения № 4Совхоза «Брацлавский». Я должен был раз в неделю проводить среди чабанов беседы о событиях в нашей стране и за рубежом, т.е. делать обзор газет, или прочитать лекцию (тематика самая разнообразная), а ещё выписать сам себе в помощь журнал «Политсамообразование». Красный уголок – это или отдельное помещение (домик), специально построенное для отдыха чабанов (в Каменецке), или комната отдыха, оборудованная прямо в животноводческой ферме (в Подольске). В Красном уголке на столах лежат подшивки газет и журналов годичной давности, а также свежая периодика. Обязательно висит стенд с портретами членов Политбюро ЦК КПСС; оформлены планшеты, где отражены показатели трудовой деятельности совхоза «Брацлавский» и отделения № 4 (Каменецк),передовиков производства. Здесь же имеются шашки, шахматы и домино… Однажды мне надо было провести беседу с чабанами в Подольске (это было где-то в начале марта 1974 года; ещё была зима)… Управляющий отделением Борис Борисович Буряков в своём кабинете сказал мне: - “Конюх Николай запряжет тебе лошадку в кошеву. Езжай! Заодно, заменишь - на свежие - газеты и журналы. Управлять-то лошадью умеешь?” – Ну, управлять лошадью для меня не проблема, вырос-то я в деревне, с лошадьми знаком, даже на быках приходилось с отцом сено возить… Лошадка была белой масти, по кличке Орлик, запряжена в санки (их здесь называют кошевой, скорее всего, это взято из лексикона оренбургских казаков). Со мной ещё решила ехать и Татьяна – она работала завклубом села Каменецк. Ей надо было заменить стенд с трудовыми показателями и вывесить «Молнию» о соцсоревновании животноводов. Сели мы с ней в кошеву, я взял вожжи в руки, хлопнул ими по крупу коня. – “Но, Орлик, поехали!”- Орлик сразу взял крупной рысью, проехали балку, вынеслись за околицу села… Пока прочищенная бульдозером дорога была в одну колею, а по обочине – высокие сугробы, всё шло хорошо. Но стоило только за околицей открыться степному пространству – наш Орлик «на дыбки», делает резкий разворот и мчит нас обратно к конюшне…Вот тебе и мой опыт управления с лошадью! Конюх Коля решил сам проводить нас за околицу, но на том же самом месте Орлик повторяет свой манёвр , да ещё при развороте и оглоблю сломал у кошевы… Ну тут уж дело принципа! Кто кого должен подчинить: мы – Орлика, или Орлик – нас?! Заменили кошеву со сломанной оглоблей, а Николай надел на Орлика уздечку с шорами; Орлик видел дорогу только вперёд… Через каких-то четверть часа мы уже были в Подольске. Наш Орлик мчался намётом! Вот так вот! Татьяна занялась Красным уголком (газеты, журналы, стенды …), а я, собрав чабанов – их всего шесть человек – рассказал им о наиболее важных событиях в нашей стране. А затем, за чашкой чая, шла задушевная беседа, конечно же, о детях, об их воспитании. В Каменецк Орлик домчал нас с видимым удовольствием, даже понукать не пришлось… Животинка, вроде бы, а своё тёплое стойло знает хорошо. Пропагандист на отделении – это было моё постоянное комсомольское поручение. В период подготовки и проведения выборов депутатов меня и ещё нескольких наиболее активных комсомольцев назначали агитаторами. Мы ходили по домам или приглашали людей в какой-либо один дом, так называемые «десятидворки», знакомили избирателей с кандидатами в депутаты, проводили определённую агитационную работу. Алтернативных выборов в то время не было. Агитаторы уточняли списки избирателей и отвечали персонально за явку на избирательный участок в день голосования. Поэтому агитаторы в день выборов были очень напряжены: а вдруг кто-то не придёт голосовать?! Ведь так и выговор можешь получить от комитета комсомола. Явка должна быть 100 %-ной! Вот и наступил день выборов! С самого утра из динамиков на весь посёлок звучит громкая музыка. На клубе, конторе, магазине, на школе и даже на некоторых домах вывешены Государственные флаги СССР и РСФСР. Люди, празднично одетые, с утра тянутся в клуб, на избирательный участок. Там, в этот день, работает от магазина ларёк, в котором продаются всякие «вкусности». Ближе к вечеру, часам к восьми, агитаторы проверяют по списку проголосовавших избирателей из своей «десятидворки» и выясняют своих «прогульщиков». Был случай, когда девушка-агитатор буквально притащила на участок практически «невменяемого» избирателя, так рьяно он отметил свой день рождения, но, тем не менее, очень жаждал проголосовать за «народного избранника». Однажды одного дедушку – очень своенравного или характерного ветерана войны – уже празднично одетого встретил агитатор у калитки его дома, это было около десяти утра: – “А, вы уже идёте голосовать, а я…” – Наташа-агитатор не успела закончить фразу: – “Что ты? Думаешь, я забыл, что надо идти на выборы? Я уже шел голосовать, а теперь… Ничего, подождете!” – Разворачивается и домой. Переоделся, взял удочки и мимо девушки, которая так и осталась стоять у калитки с приоткрытым от удивления ротиком, мимо клуба, где был избирательный участок, ушёл на рыбалку, на речку Жарлы. На участок он пришёл только за 10 минут до закрытия голосования (голосование тогда заканчивали ровно в полночь, в 24-00). Не так многочисленна была комсомольская организация отделения № 4, всего где-то 25 комсомольцев. Но мы все занимали активную жизненную позицию: были не только передовиками производства, но и принимали участие во всех общественных мероприятиях и села и хозяйства. А тормошил нас всех – наш комсомольский вожак совхоза Тунгушпай Исмурзинов, человек неуёмной энергии… Осень 1974 года. Уборка уже завершена; омёты соломы сталкивали на края полей, но их надо ещё завершить, то есть заскирдовать. Иначе осенние дожди… и всё… Она сгниет, или зимой превратится в мёрзлый ком, единый монолит… Вот тут комсомольцы и приходят на помощь хозяйству. Во главе со своим отделенческим секретарём Исмурзиновым Алдыбеком Ильжасовичем (он же – стогомётчик) в воскресенье занимаемся скирдованием омётов соломы в степи. Обед – в леску на полянке у костра; и задушевные песни… Никто из жителей Каменецка не забудет 1975-й год… Засуха тогда стояла невероятная: с апреля и всё лето не выпало ни капли дождя. В полях убирали необычно малый урожай: что посеяли – то и убрали, может чуть-чуть побольше, а некоторые поля дали даже меньше высеянного. Остро стоял вопрос с кормами: заготовляли тогда сено и солому даже в Алтайском крае. Косили камыш на озере Жетыколь. Действительно, «золотая» соломка была. А мы, комсомольцы, заготовляли так называемый веточный корм: резали серпами молодой тальник в Подольске на Жарлы, сушили потом его на сеновале и сухим складировали в скирду и даже – присаливали. Овечки зимой с удовольствием затем хрумкали его, а вот бурёнки от такого корма – отказывались, и молока не давали. В тот год даже стерню использовали на корм: выдирали её культиватором, затем полю пускали грабли; Валки сталкивали в копнушки, и потом их грузили стогомётом в тележки-прицепы. В Каменецке на сеновале был отдельный скирд из стерни. Каждую весну комсомольцы Каменецка подготавливали полевой стан бригады № 10 (бригадир – Филинчук П.М.) к весенне-полевым работам: белили, мыли, чистили колодец-стакан, убирали территорию... И ещё один год врезался напрочь в моей памяти – 1987-й. Хлеба в тот год уродилось ну очень много. В совхозе «Брацлавский» – самая высокая урожайность в районе! Значительно больше плановой! На некоторых полях – больше 18 центнеров с гектара. К 10 сентябрю убрали чуть больше половины полей и… тут зарядили дожди… Через день, да каждый день… Хорошо помню ячменное поле вблизи Каменецка. Его скосили на «свал», но подбирать не дают дождики. Учителя школы вместе с учениками ходили «спасать его»: переворачивали валки. Даже пятиклассники! Но перевернёшь его (валок), вроде бы уже и просох он, надо пускать комбайн подбирать – как опять дождик заморосил, будь он неладен! Раза три мы ходили на это поле с «помощью»; с горем пополам – всё же убрали его! Тогда у всех жителей села каждый день – комсомольский субботник! В ту осень трактора «Кировцы» таскали на тросах – буксирах комбайны по полям… А еще, сбоку грейдера тракторами «волочили» автомобили, гружёные зерном, на буксире, по оси в колее (грейдер – то весь раскис!) Убирали необычайно высокий урожай, но в итоге (в зачётном весе) брацлавцы остались с «пшиком» – зерно-то было никуда не годное – мокрое… Вот таковы они, мои комсомольские субботники! Даже будучи уже директором школы в селе Каменецк, я продолжал выполнять поручение парткома – быть пропагандистом отделения № 4. К тому времени я был уже членом Коммунистической партии и был заместителем секретаря парторганизации отделения. В 1988 году мне вручили Свидетельство от обкома КПСС о занесении меня на областную Доску Почёта как лучшего пропагандиста района. Веха 19. Каменецкий школьный краеведческий музей. С сентября 1972-го года в Каменецкой восьмилетней школе стала утверждаться кабинетная система обучения. Вот и у меня появилось сразу два кабинета: химии-биологии и географии-истории. В своём комплексном кабинете географии-истории я начал оформлять краеведческий уголок, который затем и стал родоначальником школьного музея. Ребята – мои ученики – стали приносить в школу предметы обихода своих родителей, дедушек и бабушек. Первыми музейными экспонатами стали: монета 1785-го года (екатериновский медный пятак), коноплечесалка, которую в музей передала Внук Александра – житель села Каменецк. А затем и те предметы, которые мы нашли в Подольске во время нашего первого турпохода: колокол, керосиновая лампа и школьный звонок; конечно же, приносили школьники и старые газеты, и домашние фотографии. Я всерьёз занялся изучением истории села Каменецк и Адамовского края. Вскоре краеведческий уголок в кабинете занял всю стену; и мы его образно стали называть музеем. Годом рождения музея считаем – 1976 год. Три года я, волею судьбы, не работал в Каменецке, а был директором Совхозной средней школы. Но об этом – отдельная история. Это была отдельная веха моей жизни. Когда я вернулся в свой Каменецк, мой музей был в том же состоянии, в каком я его оставил. И снова он стал оживать. Стал пополняться новыми экспонатами (просто – надо знать, что искать): только подлинных стало уже более тысячи. Оформлялись тематические экспозиции, по ним стали проводить экскурсии для своих односельчан, для учащихся своей школы. Экскурсоводами были члены краеведческого кружка. Насыржан Бектаевич оказывал всегда поддержку и нашему кружку и нашему музею. На занятиях кружка мы изучали историю своего края, историю села, приглашали участников Великой Отечественной войны, старожилов села; встречались с передовиками производства, со специалистами отделения – записывали их воспоминания. Писали письма в архивы, музеи, школы… А сколько фотографий находится в фондах нашего музея?! Это: и фото различных красивых уголков природы нашего района, и исторических зданий (интересных), (те, что фотографировали в походах), и те – которые присылали нам, а главное – это портреты людей, ибо люди – главная наша историческая ценность. И ещё – мы очень тесно сотрудничали с редакцией нашей «районки». На страницах газеты часто появлялись публикации по материалам Каменецкого школьного музея, по результатам нашей поисковой работы. Так, мы на страницах газеты рассказали о боевом пути каждого из проживающих в то время в нашем селе участников Великой Отечественной… Школьный музей, я считаю, не должен замыкаться в своей «скорлупе». Материалы, собранные в нём школьниками об истории , о людях села, должны стать доступными для всех жителей района, а это возможно лишь через районную газету и через экскурсии, организуемые прежде всего для школьников района. Это неотъемлемая часть патриотического воспитания. Всё надо «прощупать» своими руками. Патриоты зачинаются с детского сада! А ещё – каменецкие школьники на занятиях кружка (увлечённых настоящим краеведением уже была добрая половина моих учеников) готовились к участию в различных краеведческих викторинах, слётах, конкурсах… И, надо сказать – практически всегда успешно! В 1985 году нашему краеведческому музею официально присваивают звание «школьный музей», а меня награждают Почетной грамотой облОНО. К этому времени музей уже располагается в отдельной классной комнате. В мае этого же года школьники из Каменецка участвуют в областном слёте юных краеведов, посвященном40-летию Великой Победы с мини-экспозицией «Наш земляк – Герой Советского Союза, Истай Ищанов». И… сенсация! Школьники из маленького степного села Каменецк становятся лауреатами областного слёта, а школьный музей занимает второе место в смотре – конкурсе школьных музеев области, опередив музеи школ городов Оренбург, Орск, Акбулак , уступив лишь Александровской школе. Когда в 1989-м году открылись двери нового здания школы, краеведческий музей получил как-бы новый импульс для своего развития: стало возможным открыть два зала: в одном из них расположился собственно краеведческий музей, а во втором – мемориальный музей Героя Советского Союза Истая Ищанова. В этом зале можем теперь проводить экскурсии по трём экспозициям: о Герое Советского Союза гвардии сержанте Истае Ищанове – человеке из легенды, об участниках Великой Отечественной войны – наших земляках; и отдельная экспозиция посвящена истории Каменецкой восьмилетки – она называется: «В школе имени Истая!». Да! Каменецкой школе в 1989 году распоряжением Совета Министров РСФСР присвоено почётное наименование «Школа имени Героя Советского Союза Истая Ищанова». Школа стала именной! Единственная школа в районе! Так оценили нашу поисково – краеведческую работу. Это неоспоримое признание наших успехов. Над оформлением музея работал талантливый человек, художник-самоучка Виктор Дмитриевич Михно (в то время он работал учителем рисования и черчения). Виктор Дмитриевич в течение двух лет готовил (оформлял) экспозиции для нового школьного музея, нарисовал замечательные картины: «Лиственница – старожил» и «Бой на берегу Днепра»; оформил панораму «Адамовская степь». Открытие нового музея состоялось осенью 1991 года. Столько гостей в школе было разве что 31 августа 1989-го года, на открытии самой новой школы! Среди почетных гостей – ветераны Великой Отечественной войны, старожилы села, секретарь райкома партии Иванченко Владимир Андреевич, заведующий РОНО Дергунов Михаил Алексеевич, директор совхоза Иванов Юрий Ефимович, председатель сельсовета Усачев На открытие музея приехали представители от райкома комсомола и парткома совхоза; пришли передовики производства и ветераны труда… Сценарий праздника был составлен на местном материале, а школьные артисты с таким энтузиастом исполняли исторические сценки-события, что до сих пор в памяти гостей остался тот каменецкий праздник … Запомнили люди и открытие Гайского медно-колчеданного месторождения геологом Рудницким И. и подвиг разведчицы Марии Корецкой, и как провожали на фронт подольчане свою землячку Лысенко Марию, и как приехал на освоение целины в Адамовский район Иван Бровкин… А юные экскурсоводы музея – восьмиклассники Куванова Айслу и Дреев Дмитрий провели экскурсию по залам музея… Каменецкий школьный музей стали посещать школьники почти всех школ района и не только… Приезжали и из Берсуата, Тасыбая, Комсомольска Джетыгаринского района. Здесь есть что посмотреть: экспонаты есть – просто уникальные: кинжал сарматского времени, орудия труда первобытного человека, зуб мамонта, каменная баба… Да и сама Каменецкая школа стала как бы музейным комплексом… А возможности для посещения этого уникального в своём роде музея у школ района сейчас есть: почти каждая школа имеет школьный автобус. А вот есть ли у школ желание заниматься настоящим патриотическим воспитанием?! Сегодня, а не завтра?! Поисково – краеведческая работа каменецких школьников – это вторая наша «изюминка», о которой стало известно на уровне района и области (первая – это пешие походы «Каментуров»). А юные краеведы из маленького степного Каменецка, второй раз представляя наш район на областном краеведческом слете, становятся участниками научно-практической конференции и награждаются дипломом 2-й степени в номинации «по залам школьного музея» (экспозиция была посвящена 44-летию Подвига на целине) и ценным подарком. Вот так!! И, надо сказать, мои ученики, которых я возил тогда в Оренбург на слёты, держались на равных с горожанами, хотя они были из самой глубинки. Уверенно отвечали на вопросы жюри Ковалевич Ирина, Дреева Наташа, Исмурзинова Аксара и Куанов Асылбек. А выступление Ковалевич Ирины записали тогда на Оренбургское областное радио, и скоро о нашем музее знала вся область. Вот так Каменецк! А в школе училось всего-то 60 ребятишек!
Веха 20. Как могут назначать на должность. 1977 год. Закончилась моя учёба в Воронежском университете. Блестяще (на «отлично») защитил дипломную работу, сдал государственные экзамены, и вот я – полновесный теперь географ – диплом теперь в руках. Где-то в 20-х числах июля меня вызывает зав. РОНО Владимир Иванович Мосензов. Поехали мы в Адамовку вдвоём с женой. Вот заходим к нему в кабинет, о чём будет разговор – мы не знали, да и его секретарь, Наташа, была не в курсе… Владимир Иванович с ходу: - “ Ну что, Пётр Лукьянович, закончил учебу?! Ну-ка, покажи диплом. Да! Это хорошо, что приехал с женой. Вот, поедешь директором в Совхозную школу. Там директор уходит на пенсию!? “ - “ Владимир Иванович, это очень неожиданно! Надо хотя бы с женой посоветоваться. Да и рано мне ещё директором быть; дети у нас маленькие, сыну – всего полтора годика, дочка ещё в садик ходит! А что такое быть директором – знаю, работал уже ”. – “Работал? Где?! Да, в Каменецке завучем был, знаю. С женой? Вот и советуйтесь здесь, раз вместе приехали. Кем она там у тебя в Каменецке работает?! Завклубом?! В Совхозной школе будет библиотекарем работать. В общем, вопрос решён. С райкомом партии - согласовано. Тебя знают!” - “Владимир Иванович, мы не готовы к переезду. Нет… Ну, через год-два… В Каменецке нам с детьми родители помогают, там детский садик открылся”. - “А в Совхозном - уже отличный детсад - есть! Возьмут обоих ребятишек, я обещаю; и с жильём вопрос будет решён, там капитально дом ремонтируют или новый построили, для директора школы… Ну а ты что молчишь, Татьяна Александровна, кажется? Совхозный – это не отделение, а центральная усадьба совхоза «Шильдинский» всё-таки! Да и школа-то средняя; и мужа твоего – повышаем!” - “ Да нет! Я знаю, Что такое переезжать, мы жили уже в Ростовской области,” – отвечает моя Татьяна заведующему РОНО. Владимир Иванович достаёт из ящика стола таблетку валидола, кажется, положил её на язык, запивает водой. – “Ну что ж, нет, так нет! Да что я тут вас уговариваю! Не хочешь, не надо! У меня не хватает семьдесят пять учителей на новый учебный год, пиши заявление на увольнение! Будешь – семьдесят шестым! Всё! Вы – свободны!” Вышли мы с Танюшей из кабинета. У неё слезы в глазах – она вообще не любит, чтобы кто-то разговаривал с ней на повышенных тонах… Секретарь, Наташа, узнав в чём дело, говорит: - “Да его с утра вызывали в райком, пришёл оттуда чернее тучи, вот и бесится, Уже, перед вами, подписал заявление одному такому несогласному…” Сели мы с женой на скамеечку в сквере Победы, обговариваем ситуацию… - “Ну увалит он меня, куда я пойду работать? Ни на трактор, ни на лошадь я не сяду. Ведь я, кроме как учительствовать, ничего не умею!” …И почему бы не быть просто учителем географии в Каменецке… Наверное судьба у нас такая, что приходится что-то выбирать…Татьяна у меня очень мудрая женщина… - “Знаешь, Петя, наверное надо ехать! Не получится у нас что-то там – вернёмся назад!” Когда, часа через два мы с Таней вновь зашли в кабинет к В.И. Мосензову, он не дал мне даже рот открыть: –“ Ну что, Решили! Молодцы! Завтра, Пётр Лукьянович, будь в отделе к 11-и 00. Поедем, школу будем принимать будешь!.. Но сначала нас ждёт Сучков Павел Ильич, секретарь райкома партии”. На другой день, ближе к обеду, - собрание педколлектива Совхозной средней школы, где завРОНО представляет меня уже как директора школы. И в тот же день Владимир Иванович знакомит меня с председателем сельсовета Варенье Виктором Васильевичем, секретарем парткома Вакуленко и директором совхоза «Шильдинский» Гузём Анатолием Александровичем. Порешали проблемы, связанные со школой, особенно, с ремонтом школьного интерната; а также решили вопрос с детским садиком (детсад-то ведомственный) и с жильём. Правда, с жильём не всё вышло так гладко, как было обещано (но это у нас в порядке вещей: пообещать и не сделать, или просто протянуть «резину»). Уже прошла «августовка», а дом так готов и не был.27г августа я зашёл к В.И. Мосензову в кабинет и положил ему ключи от школы на стол: - “ Владимир Иванович, Мне перевозить семью некуда Жилья – нет! Я даже согласился бы на квартиру в двухэтажке! Но раз нет жилья – я никуда не еду. Сейчас я уезжаю в Каменецк; благо, учителя на моё место там ещё не приняли! ” Через три дня меня приглашают к телефону. Позвонил председатель Совхозного сельского совета Варенье В.В.: - “Пётр Лукьянович! Вам предоставляем двухкомнатную квартиру в двухэтажке. Уже побелили и покрасили, через два - три дня можно - вселяться. Ждём, вас! “ Линейку, посвященную нового учебного года, в Совхозной школе провела Завуч – Галеева Флюра Михайловна, 2-го сентября я уже в кабинете директора совхоза Гузя А.А. с просьбой о предоставлении мне транспорта под перевоз семьи и домашнего хозяйства. А 3-го сентября - провожу день знакомства сучащимися, их родителями и со … школой. Так я стал директором Совхозной средней школы по приказу завРОНО по согласованию с райкомом партии. С работой директора школы я уже знаком, по Вербочанской восьмилетней. Но прошло уже семь лет, и многое изменилось; и потом: средняя школа – это не восьмилетка. Средняя школа – это успешная сдача экзаменов и получение аттестатов зрелости (так тогда говорили) за среднюю школу – это статус на порядок выше восьмилетки. Средняя школа – это школьная производственная бригада; начальное профессиональное обучение; тесное взаимодействие с совхозом »Шильдинский»; взаимопонимание директора школы и директора хозяйства; это – летний производственный лагерь учащихся. Средняя школа – это высокопрофессиональный костяк учителей по основным дисциплинам, и работа директора школы по сплочению педагогического коллектива. Средняя школа – это практически взрослые, семнадцатилетние сформировавшиеся личности в выпускном классе и семилетние малыши – в первом. В Совхозной средней школе вместе с совхозчанами в средних и старших классах учились ученики из Новоульяновска и Мещеряковки. Жили они в интернате, а это – ещё одна, дополнительная боль директора школы: знаю хорошо по Вербочкам… Бытовые вопросы были решены: дети - определены в детский садик; жена вышла работать в школьную библиотеку; да и квартира, предоставленная нам в двухэтажной многоквартирке, очень даже ничего, понравилась. Проблемный вопрос – педагогические кадры. Остро стоял вопрос с преподаванием русского языка в средних классах… Владимир Иванович – заведующий РОНО – разрешил мне, если сумею уговорить, взять себе в школу учителя из Коскульской восьмилетки. Директор хозяйства Гузь А.А. без лишних вопросов дал мне автобус, но с условием: если не привезу учителя, то транспортные расходы – за мой счёт. Я не помню уже, каким соловьём я разливался перед девушкой, какой рай я обещал в перспективе учителю, если она согласится переехать из Коскуля в Совхозный, но уговорить её я сумел… Не мешкая, помог собрать вещи, погрузить их в автобус. Привёз я девушку в школу и поселил её в двухкомнатную квартиру (для учителей совхоз в двухэтажке всегда резервировал квартиру для таких вот случаев, тем более, что там уже жила старшая пионервожатая). Ни разу не пожалел я, что привёз тогда Гаврилову Ольгу Борисовну в школу. Учитель словесности была, я вам скажу!.. Таких литераторов ещё поискать надо!.. Учитель русского, как говорится, от бога! В мае 1979-го года встал вопрос о закрытии Новоульяновской начальной школы. Гузь А.А., вызвав меня к себе в кабинет, стал решать вопрос о возможности расширения школьного интерната с тем, чтобы принять ещё шестеро ребятищек начальных классов из Новоульяновска. Решение о закрытии школы уже было принято, так как там с апреля месяца не было учителя (уехал на учебу и не приехал). Интернат расширить можно было, если ещё одну – две комнаты отремонтировать и присоединить их к уже имеющемуся помещению (интернат был расположен в здании старой школы). Так, на моей памяти, ликвидировалось село Новоульяновское, как неперспективное: медпункта - нет; магазина тоже – нет (раз в неделю сюда приезжала автолавка), а теперь и школа закрылась. Часть жителей села переселили в Мещеряковку, построив для них там дома, другая часть – решала проблему с переселением самостоятельно. А в осень 1979го года в интернате Совхозной школы проживало двенадцать учеников старших классов из Мещеряковки и четверо малышей из Новоульяновска (малыши прожили в интернате учебный год, затем их родители были переселены, а село Мещеряковка – перестало существовать). Проработал я директором Совхозной средней школы ровно три года. Как и говорила в своё время Танюша: - “Не заладится – вернёмся в Каменецк!” – так и получилась: ниточка судьбы вновь свела меня с родным для меня, Каменецком. Почему уехал? А, не заладились взаимоотношения с руководителем хозяйства Гузем А.А. У нас с ним у обоих непростые характеры – как говорится: “коса на камень”. Особенно не сошлись мы с ним – в отношении к школьной производственной бригады. В итоге, из-за разного к ней подхода двух руководителей – она распалась. Да и прибыли школе от её работы – никакой! Летний производственный лагерь школьников размещался на полевом стане 3-ей бригады, на берегу пруда, а объект труда – совхозный огород. А на чём возить туда ребят? На тракторной тележке?! Оставил ли я какой след в Совхозной школе?! Трудно сказать. Но, бывшие мои ученики: Валера Фокин, Дима Ховрин, Абай Жумабеков, Наташа Чаус, да и другие – оказывается помнят меня, при встрече интересуются моей работой, успехами самочувствием… Значит – оставил! Но опыт директорский здесь я, несомненно, приобрёл. В Каменецкой школе я продолжил заниматься своим любимым делом: школьным музеем, пешим туризмом и краеведением. Ниточка судьбы водит и водит меня по спирали, но на каждом витке всегда стоит моё маленькое село Каменецк. Свою карьеру и путь к признанию меня и как учителя и как директора школы я связываю с Каменецкой восьмилетней школой. Скорее всего: Каменецк – это моя судьба!
|