Дреев Петр Лукьянович

Меню сайта
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 256
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вехи мои.35-37

 Вехи мои. Веха 35, 36, 37.
Веха 35. Путешествие на «Кукушке».

 

 – «Слушай, Петя! А ведь мы с тобой по жизни путешественники! Вон смотри внизу – Каменецк, а были и Вербочки, и Совхозный, и Каскат, опять наш Каменецк, а теперь вот  и Брацлавка…»,  – прервала мои размышление-думки Татьяна:
 – «А помнишь нашу поездку в Озёрный, на «Кукушке», помнишь, как мы чуть не опрокинулись?» –       
 – «Да, такое не забывается, как не помнить?! Но, «чуть не опрокинулись», это когда Валюха в гости нас пригласила, так сказать, с ответным визитом. А первый раз поехали зимой 1974 года, вроде бы тогда и хорошо было…». –
   «Кукушкой» называли поезд по узкоколейке от станции Шильда до посёлка Озёрный. Пассажирский! Узкоколейку построили в 1958 году, когда из глубинных районов восточного Оренбуржья надо было вывозить целинный хлеб. Большегрузного автотранспорта – явно не хватало. Да и мощностей Шильдинского элеватора для сушки и хранения такого количества зерна – мало. Вот и принято было решение Оренбургским облисполкомом в 1957 году: построить «узкоколейку»  –  опять же дешевизна стройки – несколько разъездов, где будут жить путейцы-железнодорожники, да три ХПП у разъездов… Однако: «Скоро сказка сказывается да не быстро дело делается!» В Шильде затем было построено депо для ремонта и обслуживания подвижного состава (этаких игрушечных вагончиков и дизель-тепловозиков); ХПП в Адамовке с каждым годом расширяется, в складах устанавливаются мощные сушилки. В Озёрном же был построен такой же крупный элеватор, как и в Шильде и довольно крупная нефтебаза. Зимой хлеб из глубинки нашего целинного Адамовского района ( в его состав до 1965 года входил весь нынешний Светлинский район и часть Ясненского района. Он выделился в самостоятельный в 1979 году) вывозился к станции Шильда, перегружался , и дальше в глубь страны, на запад и на Урал, в Сибирь , уже по «большой» железной дороге.
  Впервые я познакомился с «Кукушкой» в осень 1968 – прокатился от Шильды до Адамовки, любопытства ради… «Кукушка» – поезд, всего два-три небольших, больше похожих на игрушечные, вагончика, да дизель-тепловозик, а остальное, всё по-настоящему: гудок, и поезд отправляется, остановка не разъезде, и опять – в путь. От Шильды до Адамовки всего-то 45 километров, а поезд в пути – полтора-два часа.
         Но когда на этой самой «Кукушке», мы поехали с Танюшей в Озерный в 1983 году – и картина, и экзотика была несколько иной… «Кукушка» медленно тащится по  порыжевшей голой степи… Остановилась и минут двадцать стоит на станции Аниховка (в двух километрах от одноимённого села). Люди с сумками и авоськами спешат к вагон-лавке, где идёт бойкая торговля хлебом, кондитерскими, консервами и другим «щирпотребом»… А затем медленно тащится к другому разъезду, 10-му (Джасай)…   Вот именно, тащится!.. Как уточка, вагончики переваливаются то в одну сторону, то – в другую. Пассажиры взвизгивают и ойкают от ощущения, что вот-вот поезд опрокинется… Не исключение и Татьяна… Проснулась проводница – она здесь в вагончике прилегла на скамейке и задремала (уснула)…
 – «Ну что вы визжите? Ну, подумаешь, ляжем на бок, это уже бывало, и не раз. Выйдем все, поднимем вагончик и дальше поедем. Делов-то!!.». –         
    Немного устав от «путешествия», я соскочил с подножки вагончика, пробежался по тропинке вдоль насыпи, и опять… поехали… Экзотика! Незабываемое семичасовое путешествие по Адамовской степи!       
 как и всё временное, железнодорожное полотно  и насыпь – не ремонтировалось с начала эксплуатации, отсюда и «утиная походка» для поезда.
  А ныне нет уже и узкоколейки (о ней напоминают лишь остатки насыпи, да полуразрушенные мосты через овраги, степные балки, да речушки). Нет давным давно и ХПП, нет и разъездов, и даже элеватор в Озёрном – в  полуразрушенном состоянии. После акционирования предприятий исчезли куда-то железнодорожные фермы мостов (разворованы и сданы на металлолом предприимчивыми ворами) демонтированы рельсы и шпалы. Выкуплен был за бесценок частным лицом и элеватор. Он сейчас используется как склады под зерно и сушилка.  Попробовал один предприниматель использовать насыпь узкоколейки как грейдерную дорогу от Обильного до Озёрного, но не «потянул», нужно поднимать насыпь да и мосты надо заново…   Не нужна стала «железка»?! Но она сделала своё дело, и в памяти людей осталась… Конечно же, я помню своё путешествие на «Кукушке»!
   Но обратно, домой, мы с Таней тогда на «ней» не поехали.  Страшновато как-то! Пришлось уговорить Лёшку (двоюродного брата Татьяны) увезти нас в Каменецк на его «Москвиче».      
 

                    Веха 36. Последнее  «хорошо» в жизни каменчан.     
 

Целина продолжает набирать обороты… Приближается 40-летие начала освоения целинных степей… Год от года преображается и становится всё краше и мой родной Каменецк…
       Хоть и медленно, но идёт строительство жилья в селе: ежегодно одна - две семьи справляют новоселье… Нуждающихся было довольно много; был пока острый дефицит в кадрах и животноводов и механизаторов. Да и старые колхозные саманные домишки и полуземлянки первопоселенцев ветшали; и переселялись из них люди в центральный посёлочек и из-за балки Телеспай, и из сельца у трёх тополей… Последний из него, Далкан Филипп, переселился в 1971 году.
     Строятся двухквартирные, с удобной планировкой, трёхкомнатные дома. Они теперь капитальные; при строительстве использовали кирпич Адамовского кирпичного завода, а также керамзитовые или шлакобетонные блоки, потолочные плиты перекрытия, белый облицовочный кирпич, а также панельные блоки… Сносились теперь полуразвалившиеся полуземлянки-полухатки, а на их месте возводились дома.        
        Двадцать семь новоселий было в Каменецке за два десятилетия! Возводились они и на  Советской улице, и на Молодёжном, и Школьном переулках… Три красивых современного типа коттеджей появилось на Верхней улице (сейчас она называется Новой).С 1976 по 1981 год директором совхоза «Брацлавский»  был Борников Виктор Дмитриевич. При нём оживилось производственное строительство _ строится новый животноводческий городок на возвышенности к западу от села… Шёл и ремонт жилого фонда – совершенно изменился внешний облик домиков «целинной эпохи»: их обложили силикатным кирпичом, а вместо коридорчиков-тамбуров построили красивые светлые веранды.   
       Но я до сих пор  сомневаюсь: а нужно ли было это делать? Может лучше бы обтянуть эти домики по периметру сеткой-рабицей и оштукатурить крепким цементным раствором под «шубу»? Надо бы капитально отремонтировать крышу, усилить фундамент и отлить подушку-откос? Или уж очень жёстко надо было бы требовать качество ремонта. А то у нас так: хочешь как лучше, а получилось как всегда! Русский авось – попробуем?! Время показало, что я в своих сомнениях был прав. Нет? Посмотрите Каменецк сейчас!        
       В середине 70-х годов в селе было построено красивое современное здание детского садика на переулке Димитрова. Столько лет самые маленькие жители села ждали такой подарок, и вот, наконец, совхоз «Брацлавский» сделал его… Оно, это здание, и поныне украшает село, но уже не звучат в нём детские голоса…
           Наступает новое десятилетие… 90-е годы. Идёт к завершению 20-й век. Что век грядущий нам готовит?..      
        Закончено строительство самого красивого, самого современного здания – двухэтажной красавицы школы… И в ту же осень рокот бульдозеров переместился на северо-западную окраину села. Готовится площадка под застройку улицы Верхняя. Планируется построить восемь двухквартирных коттеджей по современному проекту со всеми коммуникациями.      
   В осень 1991 года на Верхней  улице стоят теперь, как на параде, одиннадцать новеньких двухквартирных домов-коттеджей, и жители стали называть улицу – Новой.
      Уже вошло в практику вновь построенное жильё выделять (давать), как правило, животноводам и механизаторам, переселяющимся в Каменецк из других регионов или сёл. Таким образом, пытались разрешить «дефицит» рабочих рук все директора и управляющие отделением. Учителя и иные работники социальной сферы, а также «коренная» молодёжь получала жильё только после того, как его кто-то из «приезжих» уже обжил. Единственное исключение было сделано в конце 80-х, да и то – вторая половина в семье была из «рабочих» и после проведения схода граждан, то есть после скандала.      
         Но, как правило, эти «заселенцы» нового жилья были «временщиками». Как только они находили условия быта чуть получше – тут же уезжали в тот же совхоз «Комсомольский» (Казахстан), или во вновь создаваемые хозяйства в нашем районе: «Адамовский», «Майский», «20 лет целины»  – в них и зарплата поболее, и бытовые условия лучше; Жизнь на центральных усадьбах была интереснее, чем на отделении. Не обошла стороной сия «практика» и Новую улицу. Хотя, по сути, Новая улица должна быть подарком тем каменчанам, кто верен остался этому малому селу на протяжении десятилетий, кто корнями врос в свою малую Родину, преумножая её славу… Тем каменчанам, кто с начала «целины» и по сегодняшний день трудился и трудится на полях и фермах отделения № 4, патриотам Каменецка.
       Так нет же, опять половину квартир по Новой отдали приезжим «перекати поле»!.. Приезжие что?!. Ну перекантуются два-три года, и уезжают… Одним словом – «перекати поле»!.. На моей памяти были и Чистяковы, и Соколовы, и Кравцовы, и Соломенцевы… Были и Доскалиновы, и Ержановы… Где они?
          А вот уроженцы Каменецка, которые заселялись  в этих новых когда-то домах после «перекати поле» – живут и поныне. И их дети живут и работают, преумножая славу села.        
    Я глубоко уверен, что кадровый «голод» можно было решить созданием прежде всего условий для своего местного, доморощенного населения… Давать им новое жильё, трактора, комбайны и автомобили. Своим, доморощенным молодым семьям давать возможность подзаработать на новой технике!..      
       О такой жилищной политике в малом селе Каменецк и о своём видении этого вопроса я неоднократно высказывал  и на партсобраниях, и на заседаниях парткома… Лично разговаривал и с директорами совхоза…          
– «Пётр Лукьянович! Мы сейчас остро нуждаемся в чабанах, в механизаторах. Своих не хватает. Будем привлекать со стороны, значит, и жильё им будем предоставлять…» –  
(О том, что в школах не хватает учителей – ни слова).      
  – «Вот и давайте им будем предоставлять отремонтированные дома. Пусть они себя проявят в работе. А новое жильё будем давать своим, каменчанам. Посмотрите, как добросовестно работают Николюки, Усмановы, Кушербаевы, Исмурзиновы!..   
     Но только Салахутдинова Г.М. – возглавляющая совет ветеранов, да Баймухамбетов Н.У. (член парткома совхоза, директор Анеевской неполной средней школы) меня поддержали.       
  А с Новой улицей получилась до слёз обидная история…Я тоже подал заявление на улучшение своих жилищный условий… Жил я в то время  в доме «целинной эпохи» на Школьном переулке, который к тому же был повреждён прямым попаданием молнии. Но в получении нового жилья мне было отказано; объяснена причина отказа – опять-таки тем, что для работы на отделении нужны «перекати поле».
        Вести борьбу с «системой» было сложно… Учительская семья из Брацлавки даже в областную газету написали с просьбой помочь улучшить «семье с тремя маленькими детьми бытовые условия»… Вот и я, чтобы показать проблему, устроил «показную забастовку» и пригласил в село не только местное «начальство», но и представителей районных органов власти, прокуратуры, провели сход граждан… Но проблему выявили, а как её решить? Проблема осталась проблемой! Начинали уже дуть «лихие ветры» перемен! Девяностые набирали силу…        
      В результате «преобразований» КПСС  полностью утратила свои позиции – её просто не стало; райкомы и парткомы были упразднены. Кеслер Юрий Михайлович был последним на посту Первого секретаря Адамовского райкома КПСС, а Исмурзинов Тунгушпай Уразбаевич – последний секретарь парткома парторганизации совхоза «Брацлавский».  
     Так вот… «приватизировав» квартиры на Новой улице, наши «перекати поле» тут же продают их нашим коренным каменчанам и уезжают…Кто-то прикупил домик в Орске или в Новоорске, кое-кто купил себе новенький авто и даже оказались такие кто уже имел приватизированное жильё в Орске…     
       Моё противостояние оказалось никому не нужным. Мне тогда отказали в новом доме, как потом выяснилось, совсем по другой причине… Надо было не только хорошо работать на своей должности, но и в меньшей степени надо было выступать на заседаниях парткома, на партсобраниях, да и в школу не принимать на работу тех, кто ушёл из совхоза… А то я имел неосторожность подвергнуть резкой критике управляющего отделением «по охране природы в водоохранной зоне реки Жарлы». Он же мне об этом и сказал в приватной беседе.  
          Ну, вот и спустили меня с небес на землю! И никто не захотел помочь учителю-правдолюбцу… Да ладно! Время нас рассудило и расставило все точки над и… Расставило всё по местам… 
   Ни КПСС, ни мощной державы, ни отделения… вернее, – села теперь… Эх, время!.. Но будет правильным другое: эх, люди!.. Руководители, мать вашу!..

                     Веха 37. Моя Брацлавская средняя школа.      
 

На другой день после разговора в кабинете Юдина Михаила Ивановича заведующий РОНО Дергунов М.И проводит производственное совещание всех работников Брацлавской средней, на котором представил меня, как вновь назначенного директора школы и пояснил, почему именно меня… Совещание шло в довольно резкой и жёсткой форме.
      В своей краткой вступительной речи я сказал:  – «Вы меня хорошо знаете. Я люблю делать дело, и своей цели всегда добиваюсь. Так что буду работать и от вас буду требовать того же. Будем работать на результат. Сработаемся!»  –
      Так с 1 августа  2000 года я стал директором Брацлавской средней школы. Назначен!..
        Даже беглое ознакомление с ней (со школой) показало, что у школы накопилось ряд проблем, и их предстояло решать уже мне. Знаю хорошо поговорку: « Встречают по одёжке, а провожают по уму!» Так вот, надо подготовить школу к началу учебного года – завершить ремонт и  провести свою первую торжественную линейку уже как директору средней. По опыту знаю6 много гостей будет именно на этой – первой… А как её провести, эту первую, этот День Знаний, когда в школе нет даже нормального магнитофона, не говоря уже об усилителе с микрофоном. Что, «бубнить будем себе под нос»?! Поделился я своей микропроблемой с женой, и Татьяна дала мне дельный совет:  – «Тебе так скоро смогут помочь только хлопцы Борниковы. Они – выпускники Брацлавской школы. Езжай-ка ты к ним в «Регион-Урал», в Шильду! Они точно помогут!» –      
 – « А, действительно, что я теряю? Помогут –  хорошо, не помогут – ладно! К Юдину обращаться с этим вопросом – стыдно, он и так помог школе с ремонтом. Компьютерный класс подарил, и с обновлением мебели обещал помочь. Поеду!»  –
      Поехал я к брацлавским бывшим выпускникам...
 С Евгением Викторовичем Борниковым         я встретился в его офисе в Шильде (он исполнительный директор фирмы «Регион-Урал». Ш –«Евгений Викторович! Я к вам, как к выпускнику Брацлавской средней… У меня к вам вот какая возникла просьба»,  – и рассказал ему о своих первых бедах, как директора школы…
 – «Ведь понимаете, на этой моей первой линейке будет практически вся Брацлавка! Так всегда бывает при смене руководства…» –    
  – «Твою проблему, я думаю, мы сможем решить, не волнуйся ты так. А что ещё нужно школе?» – 
 – «Да вид крыльца школы вообще безобразный, надо бы листа два профнастила.»  –
        Наступило 1 сентября 2000 года. День Знаний! На площадке перед школой собрались не только школьники, а их было 275 человек, но и их родители. А ещё – много, много гостей…   
      И громко музыка звучала, и приветственные речи динамики нового музыкального центра разносили по округе далеко за школьную ограду, и радовал глаз обновлённый вид школьного крыльца…
  Молодей Евгений:  сказал – сделал! Другие проблемы были намного посерьёзнее. Внимательно прочитав акт инспекторской проверки школы за 1977 год (весьма нелицеприятный), я составил план своих директорских действий…
       Прежде всего надо было решить вопрос с аттестацией и курсовой переподготовкой учителей. В школе только Каляда Н.П. имеет первую, я – высшую, да несколько учителей – вторую категорию. Хотя у многих  из моих коллег педагогический стаж за 20 лет и более, а когда были последний раз на курсах повышения квалификации, некоторые даже забыли…        
       В школе ведётся разнообразная внеклассная работа, а результативность её – нулевая даже на районном уровне, не говоря уже об участии в областных мероприятиях (конкурсы, викторины).       
    В акте отражён и низкий  уровень знаний учащихся (результаты контрольных работ).  Но что интересно: в школе довольно значительное число «хорошистов» и «отличников», а за всю историю школы было всего три «серебряных» медалиста: Авдеев Владимир (1967), Макагон Люба (1988). И Аркуша Андрей (1988). Просмотрев журналы за 9-й (пред выпускной) класс, я находил там, в ведомости даже круглых «отличников», но в 10-м (выпускном) они почему-то утрачивали свои позиции (уже имели по три «четвёрке», или  на  «отличников» не подавали заявку на заслуженную медаль(?)). Так,  стоп!.. А что у нас в прошлом учебном было? Каляда Виталий закончил 10 класс (пред выпускной теперь) на «отлично», с одной «четвёркой» по немецкому языку. Взял его успеваемость в 11 классе (выпускном) под личный контроль и получилось – школу он заканчивает в 2001 году с «серебряной» медалью.       
      У меня – твёрдая убеждённость: каждая школа должна иметь своё лицо, свою особую «изюминку», тем более – средняя. Вот у Каменецкой школы её лицо – это краеведение, это школьный музей, это «Каментуры»; у Речной школы – это лыжи… А что должно быть у Брацлавки?.. Была у неё когда-то знаменитая на всю область школьная производственная бригада. Но в 2000-х её деятельность возобновить – практически не реально.  Хотя – как знать?!. Можно попробовать работу на пришкольном участке с садом, решив водную проблему… Тоже вариант!.. Стоит подумать...
     А пока – надо восстановить былую славу школы по спорту, ведь были же здесь результаты и в лёгкой атлетике и по лыжам… Непростой разговор с физруком школы идёт в таком русле… 
      – «Александр Петрович! Мы принимаем участие в различных районных соревнованиях. Это хорошо… Но школе нужен результат. Иначе, зачем участвовать?! Для «галочки»? Давай определимся: в каких видах спорта мы можем завоёвывать места на уровне района. Вот в этом направлении и будем вести секции, спортивные кружки и … тренировки. Команду к соревнованиям надо готовить серьёзно, а не ехать «спонтанно»! Хоть в чём-то, но мы должны быть первыми».
    Как-то, помню, приезжают школьники с соревнований по волейболу и Александр Петрович мне: – «Надо теперь бороться за 5-е, 6-е место» –     
        – «Нет, Петрович, надо бороться за 3-е, 4-е место, за призовое. А что 5-е, что 10-е – значения не имеет. Всё! Автобуса не будет! Так и передай своим спортсменам!» –
 Знаю, что не прав. Но как переломить ситуацию?! Так и плестись в хвосте?  Понял тогда А.П.Лисовский, что ехать на соревнования надо с волей к победе, что к ним надо жёстко готовиться? Или, нет? Но постепенно, из года в год, Брацлавская средняя начала отвоёвывать позиции в спорте: 2-е место по волейболу, 2-е по баскетболу, а затем и первые места по лыжным гонкам, по кроссу… Появились результаты в спорте!    
   Итоги инспекторской проверки 2002 года стали предметом серьёзного разговора на педсовете школы. За те два года, которые прошли после моего назначения, кое-какие подвижки к позитиву, но они явно незначительные… Выводы всё же были сделаны… Вместе с педколлективом мы наметили поэтапный план движения вперёд. Теперь коллектив меня стал поддерживать, хотя, правда, надо сказать, некоторые вопросы приходилось мне решать жёстко, как говорится: через колено надо ломать. Кому, спрашивается, это нравилось?
      Школа проходит процедуру аттестацию и аккредитацию… Аттестация идёт сложно: нужно выполнить ряд условий, предъявляемых областным департаментом образования школам и прежде всего аттестации и образованию учителей. Но с этой задачей мы сумели справиться: педагоги школы проходят курсовую переподготовку и защищаются на вторую и первую квалификационную категорию, а затем и на высшую. Ко второму периоду аттестации почти все учителя школы (92 %) имеют высшее педагогическое образование, и совсем не стало «специалистов» без «педагогики».
         Аккредитация школы также проходит в «штатном режиме». При проведении контрольного среза знаний нет теперь «завальных» контрольных работ. Нет и явных успехов – качество «хромает». Были, конечно же, и «неуды». Как же без них! Но их, можно сказать, мало!  
Надо сказать, что завуч школы, Каляда Надежда Петровна, основной упор в своей деятельности уделяла именно качеству успеваемости. В этом наши с ней стремления полностью совпадают. Она проводит мониторинг качества Знаний, вместе проводим административные контрольные работы по темам, по итогам четверти, семестра, года; разрабатываем свои тексты, ведём контроль над дополнительными занятиями учителей с учащимися… Надежда Петровна контролирует консультации в период подготовки к экзаменам… То есть  добросовестно выполняла свою работу и была мне хорошим помощником. Молодец!       
     Вторая половина 200-х в жизни школ была весьма непростой. Началась реформа системы образования, или как её модно стали называть «модернизация». Интересно, зачем «модернизировать» лучшую в мире, в недавнем прошлом, систему?! Где-то недавно (не помню уже) я читал, или слышал, что в Великой Отечественной войне одержал победу советский Учитель с его системой патриотического воспитания. И главное, кто её модернизирует?!  И как?!  По принципу, надо разрушить сначала до основания, а затем?! Но, так или иначе, а слом системы начали...   
    Школа теперь приобретает так называемую самостоятельность – становится «МОУ» со своим собственным Уставом и локальными актами. А так ли это на самом деле (Уставы школ почти ничем не отличаются друг от друга, вот вам и самостоятельность (!)). Изменяется финансирование школ – вводится подушевое… Меняется система оплаты труда работников школы… Меняется и принципы аттестации выпускников – в жизнь школы вводится ЕГЭ. Сначала его апробируют как пробный, а затем он становится обязательным по русскому языку и математике. По остальным предметам – экзамен в форме ЕГЭ, но по выбору учащихся. Но их можно было сдавать (если нужен для поступления в ВУЗ), а можно и не сдавать(?)! ЕГЭ прочно приживается в 11-м, а в 9-м вводится ГИА (тренинг по ЕГЭ, что ли?).  Но вид экзамена в форме ГИА – ЕГЭ в миниатюре!        
     Результаты первых ЕГЭ меня, как директора школы, совершенно не радовали. Всё-таки низкая результативность… Низкий балл… Если и были «четвёрки» и «пятёрки» то на низшем пределе… Были и неудачи – надо пересдавать было ЕГЭ. А если, не дай бог, не пересдашь ? Значит надо менять систему подготовки: к нему надо готовиться, начиная с 9-го класса, как можно чаще проводить «тренинги», консультации и дополнительные занятия. Положительные результаты? Да, мы поднялись на планку выше. Уже есть 71-75 баллов даже 91 балл (у Шавариной Риты по русскому языку, у Поповой Насти по биологии). Да и медалистов прибавилось в Брацлавке: «золотыми» стали Караван Федор (2006) и Лисина Вера (2009). «Серебро» получили Суентаева Руфина (2008) ,Шамова Женя и Колесник Павел (2011) и Сактаганова Лазат (2012). Но средний балл по школе (по предметам) продолжал оставаться пока низким. Причина? Слабая подготовка, или слабо готовили? Скорее всего, то и другое…  
   Были, конечно, и «неуды» по ЕГЭ, но это у тех, кто в 11-й класс пришёл с «нулевым» базисом знаний. А как же? У нас всеобщее среднее обязательное образование. Мы учим всех, кто пришёл (не взять его в 10-й не имеешь права, противозаконно). Раньше таких учащихся «со справкой» выпускали из школы, а не с аттестатом… Ты такого ученика в 10-й класс пытаешься не брать. Уговариваешь его и его родителей. Объясняешь, что ему лучше получить начальное профессиональное образование, он уже отлично управляет автомобилем и трактором и комбайном, из него будет отличный токарь или слесарь, а вместе с профессией получит и среднее образование. А десятый что?! Надо учить (зубрить) физику, русский, математику… Он уже два года «сидел» в 7-м, два раза сдавал экзамены за 9-й… Не сможет он усвоить программу средней школы (не всем же дано, генетически не заложено, но об этом нельзя ведь говорить). Так нет же, идут такие ученики и их родители  (а то и дедушки) в администрацию района, обращаются в прокуратуру, а там… Так, закон не выполняем – административный штраф (довольно внушительный)!..    И приказ – принять! А если принял такого ученика – потом разнос школы на «августовке»: не можешь работать уважаемый директор школы. Могут и выговор объявить, а могут и с работы уволить! Опасно стало работать на такой должности!..