Дреев Петр Лукьянович

Меню сайта
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 256
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вехи мои. Веха 21.22.23.

Веха 21.  Действительный член Русского географического       общества.

 

Будучи студентом Воронежского университета, я слушал лекции таких мастистых ученых географов как: Милькова Федора Николаевича – профессора  и краеведа (один из исследователей Оренбуржья), Баранского Николая Николаевича и Саушкина Ю.С. –профессоров Московского госуниверситета им. Ломоносова, основоположников экономической географии. Москвичей специально приглашали в Воронеж читать краткие курсы лекций по определённой тематике.

Тема моего дипломного проекта была несколько необычной для университета: “Использование краеведческого принципа в преподавании географии на примере школ Адамовского района Оренбургской области”. Работая над проектом, я не только побывал почти во всех школах района, по крупицам собирая материал для диплома, но и разработал проект географического комплекса: кабинет – краеведческий музей – географическая площадка.   
 Свою первую географическую площадку – этакий класс на природе – я построил в 1980-81 году ещё при старой школе Каменецка. На ней  я стал вместе со школьниками вести регулярные наблюдения за погодой, аккуратно записывая данные в дневник (программа 5 класса). Термометры мне тогда подарили на метеостанции посёлка «Озёрный», где я побывал в гостях волею случая (эти записи легли потом в основу моего очерка:  “Климат и времена года Адамовского района”). На географической площадке были построены и макеты: « река и её система», «рельеф Земли» и, даже, «солнечные часы».

Казалось, всё просто, а в областном смотре-конкурсе географических комплексов, куда я отправил пакет документов, Каменецкая школы занимает 3-е место, и я получаю Грамоту Педагогического общества России.

 На одном из областных краеведческих слётов, где я был с группой каменецких юных краеведов (это был 1986-й год, если мне не изменяет память, или чуть пораньше) я познакомился с молодым учёным, уже доктором географических наук, профессором, автором многих книг о природе Оренбуржья и, как он себя называл,  потомственным краеведом – Чибилёвым Александром Александровичем. Он возглавлял тогда НИИ степи и был Председателем Оренбургского отдела Географического общества СССР. Я в то время считал себя активным защитником природы, писал в «районку»  статьи по экологии, вёл исследовательскую работу, совершая со своими « Каментурами» пешие турпоходы. Поэтому мы быстро нашли с ним общие темы для беседы. Александр Александрович  и предложил мне официально стать членом Географического общества, быть его представителем в Восточном Оренбуржье.

Так я стал в 1986-м Действительным членом Географического общества. Дважды, уже как член общества, я участвовал в экспедициях Оренбургского отела по Адамовскому району. Первая экспедиция, под непосредственным руководством А.А.Чибилёва, была по границе нашего района с Казахстаном: от устья Жарабутака (урочище « Белые камни») до Священного озера в долине Тасыбайсая и далее до реликтовой лиственницы. Тогда было сделано описание Священного озера (Святое), которое вошло в новое издание книги Чибилёва А.А. « Природное наследие Оренбургской области». Вторая Экспедиция в наши края была уже во второй половине 90-х.  А.А.Чибилёв собирался переиздать  «Географический атлас Оренбургской области, а также выпустить  «Краеведческий атлас Адамовского района», уточнить реестр памятников природы Оренбуржья. Мы тогда побывали в районе Карабутака: посетили горы Шонкал, ручей Бодымбай, лесопарк на могиле В.М.Комарова, Карабутакские лески.

 Уже, как член Географического общества, я не только вожу своих ребят в походы по Восточному Оренбуржью, не только занимаюсь с ними изучением своего родного края, но и продолжаю публиковать в газете статьи о природе нашего района. О его истории, о людях, живущих в этом степном краю. То есть: веду пропаганду красоты степной природы и о необходимости её защиты.

Проходит полоса 90-х годов. Как везде и всё – идёт реорганизация и Географического общества СССР. Его правопреемником становится Русское Географическое общество; и в 1996-м году я вновь избираюсь Действительным членом общества.

Вскоре вышел в свет краеведческий атлас Адамовского района. В его издании  я принимаю участие уже в составе авторского коллектива.  При его составлении использовались фонды Каменецкого школьного краеведческого музея, мои статьи: «О природе Адамовского края», «Из истории заселения степей Южного Урала», а также «Топонимический словарь Адамовского района» который был опубликован в газете «Целина» в1999-м году.

В реестр памятников природы района было включено 34 природных объекта. Теперь он пополнился ещё одним, выявленным тогда экспедицией Чибилёва А.А.: это – Священное озеро, или Святое, в 5-и км по Тасыбайсаю от урочища Подольск. Оренбургским отделом Русского Географического общества был разработан проект и пятого участка Оренбургского степного заповедника «Карагачская степь. Это один из немногих целинных участков, где можно во всей красе наблюдать первородную типчаково-ковыльную степь! Жаль только, что проект так и остался проектом из-за недофинансирования…

 Чтобы привить себе географическую культуру, надо иметь географическое образование, хотя бы в рамках школьного. А пока: школьную географию кромсают и кромсают… Вот вам и патриотическое воспитание! Надо, хотя бы, как можно чаще развивать экологические темы на страницах периодики. Поэтому и появляются мои статьи “SOS”  такие как: «Море слов, или всё-таки  будем спасать Жарлы!», или «Замахнулись на символ края» за подписью Действительного члена Русского Географического общества.  Стала сейчас «Целина» печатать и подборки цветных фотографий о необыкновенной, яркой красоте степных просторов Адамовского края. Жаль только, что не все выписывают нашу «районку», да молодёжь мало в неё заглядывают – всё больше в интернет!

 Веха 22. Я и партийный билет.

Как то после самоанализа своей работы и как учителя и как общественного деятеля, (с самокритикой, поверьте, у меня всё нормально, умею трезво оценить и свои успехи и неудачи) я утвердился в мысли, что могу и должен быть членом коммунистической партии, и буду с честью носить звание коммуниста- как тогда говорили.

Знаю, некоторые члены КПСС далеко не достойны быть коммунистами.  Бывало, что члена партии приходилось «прорабатывать» за пьянство или неподобающие семейные взаимоотношения на партбюро. После таких «проработок» надолго «нарушители порядка» забывали  и о пьянстве, и о своих похождениях «налево». Партийной дисциплине  всё же подчинялись! С партбилетом никто не хотел расставаться!..

1982-й год. Написал я заявление с просьбой принять меня кандидатом в члены КПСС и показываю его Тукаеву Насыржану Бектаевичу – секретарю парторганизации Каменецка. А что? Постоянное поручение я имею – был пропагандистом и агитатором. Как учитель – неоднократно награждался грамотами РОНО и даже облОНО; дважды вручали значок «Победитель соцсоревнования» в 1974 и 1976-м годах…Тукаев Н.Б. заявление моё не принял, объяснив:

- «Чтобы твоё заявление принять и рассмотреть – надо кандидатами в партию  пять – шесть рабочих совхоза, такова установка дана нам райкомом».                    -  «Я что, недостойный  быть членом КПСС? »                                                                 - « Я этого не говорил, но – сам понимаешь…»       

Поехал я к завРОНО Киселёву Николаю Михайловичу, На мою просьбу дать мне рекомендацию для вступления кандидатом в члены КПСС, он тут же написал её, изложив все доводы, почему я должен быть в рядах КПСС и посоветовал мне обратиться к секретарю райкома Сучкову Павлу Ильичу, так как действительно, негласная разнарядка на порядок вступления в ряды КПСС была: должно быть определённое соотношение рабочих-коммунистов и коммунистов-интеллигентов.

Секретарь райкома Сучков П.И. выслушал меня внимательно и говорит:                 - «Раз написал заявление и есть рекомендации, подавай его в свою парторганизацию. Отказать в приёме заявления – не   могут».                                Вторую рекомендацию дал мне коммунист-фронтовик Гаврилюк Алексей Владимирович – чабан, передовик производства.  Рассмотрели моё заявление лишь через месяц. Коммунисты отделения приняли меня кандидатом в члены КПСС – единогласно.  Утверждение  решения в парткоме совхоза тоже прошло без сучка и задоринки…

     А вот в райкоме партии на Бюро – без малого час пришлось отвечать на вопросы членов Бюро. Особенно много их было у Гузя Анатолия Александровича, директора совхоза «Шильдинский» и члена Бюро райкома. Оказывается: он очень недоволен моим увольнением с должности директора школы в Совхозном… Оказывается: я был для него интересен своей принципиальностью, своим видением вопросов, и мы с ним хорошо дополняли друг друга  (этакие две противоположности), и школа при мне имела определённый успех, и люди меня уважали,  а своим увольнением я дал слабину. Это – непростительно!..                                                                                                       Итоги нашего с ним с ним спора подвёл первый секретарь райкома Локтионов Владимир Петрович.                                                                                                          – “Раз сам осознал, что надо вступить в члены КПСС, раз считает, что будет с честью носить звание коммуниста, значит достоин. Борцы нам нужны. Голосуем!” –                                                                                                                    Проголосовали единогласно, и первым поднял руку – Гузь А.А…  Итак, я – кандидат в члены КПСС!

В марте 1983-го года я из рук Кайды Александра Акимовича, ставшего к тому времени первым секретарем Адамовского Райкома партии, получил партийный билет члена КПСС. Коммунисты отделения избирают меня заместителем секретаря парторганизации, а вскоре я стал членом парткома совхоза «Брацлавский».

На заседаниях парткома тогда решались и обсуждались буквально все стороны экономической жизни совхоза, а также проблемы социальной сферы. И решения парткома и партийного собрания были обязательны для выполнения как рядовыми коммунистами так и руководителями подразделений и директором совхоза. И попробуй  не выполнить?! Парткомы восьмидесятых были тогда реальной силой!

В Каменецке ежегодно весной, после половодья, в низовье Телеспая, в каких -то ста метрах от Жарлы, бульдозером насыпали дамбу-дорогу. Но на следующий же год вся эта дамба из глины талой водой смывалась в нашу речку, заиливая русло. Так не стало плеса у сеновала, (да, того самого, где я нырял в свой первый сентябрь, показывая себя героем).                                Неоднократно я ставил вопрос об этой «дороге» и перед управляющим отделением, и перед председателем сельсовета. Не помогла и статья в газету. Но когда я с этим вопросом выступил на заседании парткома, а затем на партсобрании и потребовал записать решение в протокол собрания… Всё! Плотину-дорогу бульдозером делать не стали, а просто «срезали» обрывчики, вытолкав глину на  «гора» и уплотнили песок на дне балки щебнем… И дорога – есть, и дамбы нет!                                                                                                    Или другая проблема – рукотворные многотонные навозные горы… Именно на заседании парткома приняли решение: не складировать навоз в непосредственной близости у рек и у балок. Из водоохранной  зоны навоз надо вывозить, а оставшиеся кучи – обволакивать. В Каменецке, буквально в 10-и метрах от Жарлы, была огромная куча – результат деятельности овцеводов. Вот её и начали убирать, вывозить на поля.                                                                       Автозаправочную станцию в Брацлавке также решением парткома перенесли значительно дальше  от Жанаспая и обваловали её…

На заседании парткома принимались всё-таки взвешенные и обдуманные решения. Как-то дирекция совхоза выступила с инициативой: своими силами запрудить в районе Аккудука речку Жанаспай; сделать водохранилище, так как необходимо поить скот: там, на пастбище, можно разместить до трех гуртов КРС.   Я, предвидя последствия такого  «нововведения», - уже были размыты Тасыбайские плотины, , выступил с резкой критикой: всё же я – географ и эколог…  Cлоем  ила и глины занесло тогда озерца и плёсы по балке до самого Священного озера,  и сооружены плотины были также скороспешно.                                - “Такие  проекты, -  утверждал я на заседании парткома: - “должны исходить от специалистов, с предварительными расчётами, с геодезической сьёмкой местности;  надо провести нивелирование, изучить геологию местности”.   Меня тогда поддержал лишь один член парткома – директор Анеевской школы Баймухамбетов Насыржан Уранбасарович. Но партком всё же решил: надо воздержаться пока от такого проекта (где категоричность?).  Однако , дирекция совхоза поступила по принципу: «Победителей – не судят!». Возвели всё-таки плотину! Но в первую же весну избыточная талая вода сбросилась в речку Жанаспай.  Но не через отвод, а с верховья пруда, через поле. Продукты размыва: плодородная почва, много сот тонн глины – всё это осело  по руслу речки, заилив плёсы почти до самой Аневки. Прорыв тогда заделали, но каждую весну, именно здесь, через поле, сбрасываются излишки талой воды… Вот вам и «Победителей не судят!». Вопрос: так прорывает, или нет водохранилище на Аккудуке? Ведь тело плотины стоит целым?!                        Бездумное вмешательство человека в природу – всегда чревато последствиями. Сама природа обязательно через 30-50 лет скажет:                                                         – “Люди, со мной так нельзя! Что посеешь – то и пожнёшь! Подумайте, что останется после вас вашим внукам!” –                                                                                                              А партбилет? Храню его сейчас как дорогую реликвию в своём архиве, буду показывать красную книжицу и говорить своим внукам:                                             - “В так мы жили, вот такая была наша страна…  Не уберегли державу! А вот так  сейчас вы живёте в «новой» России.  Что же вы с ней делаете?! Эх!”- 

   Веха 23. Второе назначение на должность директора.

 Идёт подготовка к новому очередному учебному году. 31 августа 1984 года. Я готовлюсь к проведению урока Мужества (проводились тогда такие уроки в День Знаний, 1 сентября). Приходит посыльный из конторы отделения и говорит: – «Пётр Лукьянович, Вас к телефону, из Райкома партии!» – и как-то странно на меня смотрит…

Оказывается – мне потом рассказал управляющий отделением Куанов Султан Дильжанович – его, управляющего, попросили пригласить к телефону директора школы Дреева Петра Лукьяновича, а на его слова: – «У нас директор школы Тукаев Н.Б.», – ответили – «Это было вчера, а сегодня попросите к телефону Дреева П.Л.»!

Прихожу в контору, телефон-то у нас один на всё село, – управляющий протягивает мне трубку:  – «Тебя! Владимир Андреевич Иванченко (он стал секретарём райкома партии)»!

– Слушаю Вас, Владимир Андреевич! » –   Мы с ним знакомы ещё по комсомолу, он в 70-е годы был первым секретарём райкома ВЛКСМ. 

 – «Так, Пётр Лукьянович! Завтра ты проводишь линейку, посвященную Дню Знаний! С сегодняшнего дня ты – директор Каменецкой восьмилетней школы». 

 – «А где Насыржан Бектаевич?»  –

 – «Он уже директор средней школы в пос. Юбилейном. У тебя завтра будут представители Роно и представят тебя уже как директора школы. Поздравляю тебя! Давай, дерзай!»  –

Я немного опешил…  – «Владимир Андреевич, Вы хоть бы со мной посоветовались, что ли?.. Я уже был в этой шкуре! »…

 – «Я это знаю, – прервал он меня. –  В общем, так:  партия сказала: надо! Всё, до свидания!» – положил трубку.

 – «Да понял я…» – в замолчавшую уже трубку произнёс я. А что ещё можно сказать мне, члену партии?! Тогда у коммунистов согласия не спрашивали. Надо – и всё! Вот и Тукаев Н.Б. уже сегодня в Юбилейной средней, принимает её! Наверное, грозились партбилет отобрать, если не согласится, Тогда так было…

Управляющий мне:  – «Ну, Лукьяныч, что? Можно поздравить?!»   – «Можно, с ярмом на шее…»  – без энтузиазма  пожал протянутую мне руку…

Дома о разговоре с секретарём райкома рассказал Татьяне. Особого восторга от моего назначения у неё не было… Опять на те же грабли… Мы хорошо знали, что такое быть директором… – «Вот скажи мне, Танюша, зачем Насыржан Бектаевич поехал вчера в Адамовку, в РОНО? Вот и попал под раздачу… Поехал в «20 лет целины», в среднюю школу». –

1 сентября 1984 года свой очередной учебный год я встречаю уже как директор Каменецкой восьмилетки или (как стали её тогда называть), Каменецкой неполной средней школы.

Крепкий сплочённый коллектив единомышленников – залог успеха в работе школы. Значит надо работать с кадрами. По возможности, надо свести на нет, а то и совсем ликвидировать, текучесть учителей… Школе нужны увлечённые своим делом, влюблённые в неё люди. Мне, как директору, надо заставить, нет – надо убедить – работать коллектив с полной отдачей сил… Каменецкая неполная должна быть ничуть не хуже средних, а идти вровень с ними…

Краеведение должно стать визитной карточкой Каменецкой школы. Нашим девизом будет:  «Растим патриотов малого села!». На педагогическом совете школы мы принимаем концепцию краеведения: теперь, даже на уроках русского языка используем принцип краеведческого подхода  преподавания  – у нас и диктанты, и изложения были краеведческого направления. На уроках математики решаем задачку: не из пункта «А» в пункт «Б» выехал автомобиль, а из пос. Адамовка в гор. Оренбург, расстояние между которыми 410 км... Это намного же интереснее и, главное, «не сухо». Биолог стал заниматься природным краеведением, а литератор – литературным. Пригласил на работу в школу мастерового человека (он же – художник-самоучка) Михно Виктора Дмитриевича преподавателем труда, рисования и черчения. Он помогал мне оформлять музей и стал моим помощником при организации и проведении туристических походов «Каментуров».

И работая учителем, и став директором школы, знал всегда, что я, прежде всего, государственный защитник детей, их прав. Никогда не проявлял несправедливости к детям (помнил слова своего наставника по педагогике: «Дети фальши не любят»)…

В любом, даже малом, конфликте каком-нибудь я скрупулёзно разбирался и никогда не обижался на своих учеников, ведь они же – дети!  Мы, учителя, должны учить их, вести за собой; самим быть примером для подражания,  – а нам, взрослым, ох как трудно это дается. Дети могут и солгать, но не со зла, а просто они так видят ситуацию, или хотят так её видеть…

 Каменецкие школьники знали, что вранья я не терплю. Я обязательно уличу их в этом, и что лучше всего им признаться в своих проказах и рассказать всё мне, их директору; или, как они меня все называли, их Лукьянычу, откровенно, как было на самом деле. Знали, сорванцы, что тогда я оттаиваю…

В классическом  конфликте:  «учитель – ученик» я всегда  находил компромисс и, не обижая учеников, помогал учителю разрешить ситуацию; ведь практически всегда конфликт провоцирует учитель. Иногда приходилось мне, как директору, извиняться за учителя перед детьми, их родителями. А  потом проводить беседу с учителем, объясняя ему суть конфликта. Беседовал и с родителями. Не надо из «искры» раздувать «пожар», а погасить конфликт желательно бы в самом зародыше.   Считаю, что никогда не надо следовать правилу: учитель всегда прав. « Дети – есть дети, а учитель их наставник»  – примерно так сказал великий педагог  Песталоцци… В этом я тоже вижу работу директора школы…

И, когда в 1986 году меня наградили значком «Отличник народного просвещения РСФСР», мои нынешние и бывшие ученики, и жители Каменецка, поздравляя меня с наградой, говорили: – «Правильно, ты это заслужил, Лукьяныч», – я чувствовал какую-то неудовлетворённость. Да, я, наверное, умею работать, но надо ещё что-то. Но что? Ладно, поживём – увидим! Будем работать!

Значительно больше меня моей награде были рады мои домашние: друзья, родственники, любимая жена Татьяна и, конечно же, дети – как же, их папа – отличник! 

Дочь, наверное, именно поэтому Каменецкую школу с одними «пятёрками», получив свидетельство о восьмилетнем образовании «с отличием», затем получила и высшее педагогическое образование. Долгое время Наташа работала воспитателев детского сада в Екатеринбурге, а потом  восемь лет –методистом Адамовского Центра детского творчества. Она у меня – «трудоголик», так отзываются о ней все руководители организаций, где она работала и работает сейчас…

А сын Дмитрий, закончив сначала Адамовский техникум сельского хозяйства, начал трудовую деятельность в маленькой Андреевской школе нашего района. Заочно окончил Орский пединститут. Ныне довольно успешно работает в одной из средних школ города Новотроицк. Уже успел получить Грамоту областного Департамента образования. Ему нравится работа учителя! Он продолжил дело отца, продолжил нашу учительскую (я надеюсь) династию.

Жена Татьяна также стала работать в школе: сначала – воспитателем интерната в Совхозной школе, затем воспитателем группы продлённого дня в Каменецкой. Здесь же стала вести домоводство у девочек и преподавать немецкий язык (хорошую базу знаний по иностранному языку заложил Тукаев Н.Б.). Житейскую мудрость Таня приобрела, наверное, по наследству от матери Крыловой Марии Никитичны; вот и тянулись ученики к ней… Её душевное тепло, как магнит, притягивало детские души. Школьники всегда делились с Татьяной Александровной самым сокровенным, просили её мудрого совета.

Вот не было у Татьяны педагогического образования, да оно ей и не нужно было – она педагог по сути… Именно таким педагогам – место в школе! Плохо, что мы не распознаём такие таланты и не посылаем именно таких учиться в педагогические ВУЗы.

 В школе должен быть сплочённым как ученический, так и учительский коллектив. А сплачивает коллектив общие дела, пусть даже и самые малые.

Помню, как однажды в школе мы проводили акцию «Живи родник!». Инициатива шла от районного Центра творчества детей. Каменецкие школьники (краеведы) вспомнили о роднике Петра Лысого; по рассказам старожилов в нем была хорошая питьевая вода, и сюда «по воду» ходила добрая половина жителей Подольска. Был в Подольске и родник рядом с озером, который всегда весной очищали чабаны и скотники.  Вот и решили тогда ребята очистить и возродить эти два подольских родника. Собрав группу старшеклассников, взяв лопаты, вёдра и даже кайло, я и учитель труда Михно В.Д. на тракторе «Беларусь» с тележкой   отправились в Подольск. Родник чабанов ещё жил, там было поставлено бетонное полукольцо, а из-под него весело журчал ручеёк, устремляясь в речку Жарлы. А вот родник Петра Лысого полностью заилился, на его признаки указывал лишь кустики осоки, росшие на том месте. Хорошо, что нам его местоположение показал Алексей Владимирович Гаврилюк, ещё, когда жил в Подольске. Стали его откапывать…Оказалось, ещё сохранился деревянный сруб колодца…

А на другой год в акции «Живи родник» участвовали уже учителя Каменецкой школы. Мы тогда не только очистили, обложили камнем-песчаником эти два родника, но и сумели найти ещё один мощный боковой выход грунтовых вод на казахстанском берегу Жарлы. Интересно было и учителям увидеть, где начинается постоянный водоток главной районной реки, и что это не исток нашей Жарлы. Он много выше по балке Тасыбайсай – озерца и мочежины по днищу балки соединяясь меж собой пока невидимыми капиллярами, наконец-то, в районе Подольска, в каких-то10 метрах ниже устья балки Желанды выходят мощным ручейком – артерией – рекой.

Вот такое общение с природой помогает учителям лучше понимать душу ребёнка, видеть её… А понимать и видеть детскую душу учителю просто необходимо. После поездки в Подольск на родники в школе была выпущена газета – молния, где и отразили школьники итоги акции «Живи родник!».

Мои ученики, участники той самой акции, долго потом говорили с таким теплом и уважением: – «Вот! Мы начали, а наши учителя продолжили!». Обращаю внимание на слова: «НАШИ УЧИТЕЛЯ!».