Что такое личность?! Я считал и считаю, что ключевой задачей школы является: обеспечить воспитание всесторонне развитой личности. Обучение и воспитание в школе неразделимы были и должны быть. Кто не согласен – почитайте историю педагогики с древнейших времён и до наших дней. Правда, на современном этапе «чиновники от педагогики (и большие и маленькие) пытаются подменить понятия: обучением пусть занимается школа, а воспитанием – кто угодно… Ничего не выйдет, господа хорошие (!).
Так что же такое личность?! «Быть личностью – значить иметь активную жизненную позицию, осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятых решений, не бояться принимать решения и держать за них ответственность перед собой ми обществом…» ( Фридман Л.М.) Личность, по моему убеждению, понятие – социальное. Она (личность) возникает не сама собой, а формируется и развивается в результате культурного и социального развития. Глубина и богатство личности предполагает глубину и богатство её связей с окружающей средой и другими людьми (личностями). Взаимосвязь с социумом, жизнь в нём, взаимодействие с природным сообществом для личности определяется в установлении своего рода отношения к внешнему миру. Объектом внимания личности становится и сама личность…
Со страниц газет и других средств массовой информации, с экранов телевизоров и в социальных сетях не сходят слова: «экономический кризис», «экологический кризис», «экономические проблемы, « экологические катаклизмы» и т. д. Действительно, и экономика мира, и экологическая ситуация на современном этапе имеет очень тревожные симптомы, и человеком, как личностью, воспринимается всё осознаннее, и выход из создавшейся ситуации требует существенных социальных и экономических преобразований и колоссальных капиталовложений (эта аксиома не нова, и я здесь никаких «велосипедов» не изобретаю).
Мы постепенно убеждаемся, что вопросы охраны окружающей среды является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека, В силу этого необходимо каждого человека сделать «географически» грамотным, Каждого человека сделать «патриотом» («патриот», по-гречески, означает: человек, преданный своему отечеству, любящий и защищающий свою Родину). Что значить быть географически грамотным? Это значить научиться не только совершать поступки, которые могут принести сегодня экономическую выгоду, но и уметь строить «географические» прогнозы не только на ближайшие 5-10 лет, но и долгосрочные на 30-50 лет, научиться признавать ошибки, и самое главное уметь их во-время исправить…
И невозможно переоценить здесь роль краеведения, так как патриотизм начинается с того маленького уголка, где ты родился. Знакомство с красотой природы окрестностей своей малой родины, её разнообразием и богатством, с историей своего родного края, с самобытностью его населения вызывает чувство гордости за свою малую и большую родину и ответственности за её сохранение. «Любить свой край родной – значит хорошо знать его!» (Ефремов Ю.К.)
Патриотизм идёт через историю, филологию, экологию, краеведение… Через весь комплекс дисциплин, формирующих у поколения образ окружающего мира.
Так что же такое личность? Личность в моём понимании? «Быть личностью – значить иметь активную жизненную позицию, не бояться быть патриотом и гражданином своей страны, уметь способность принимать решения и нести за них ответственность…» – таково моё понимание личности.
|