Я сейчас на заслуженном отдыхе. Есть время приостановиться, призадуматься и, оглянувшись назад посмотреть: а какую жизнь ты прожил? Можно подвести и кое-какие итоги... Оказывается, моя биография довольно-таки богатая и интересная...
Родился я 28 июня 1949 года в селе Перевальное, в центре Воронежской земли, в семье колхозников. Там же окончил восьмилетку. Учился хорошо, и даже очень хорошо, был живым, подвижным и немного хулиганистым подростком. Как и многие мои сверстники любил весной погонять мяч по лугу, где только что растаял снег; летом - излазить все окрестные овраги, изображая из себя геолога; осенью на велосипеде съездить в дикую яблоневую рощу за яблоками и грушами, а зимой кататься на лыжах с крутых холмов.
По окончании школы, по совету директора Виткалова Александра Михайловича, поступил в Россошанское педучилище, где из меня, по его словам: " должны сделать человека, который сумеет чего-то в жизни добиться". В педучилище я увлёкся лёгкой атлетикой и пешим туризмом. В 1968-м году я закончил училище, поступил на заочное отделение географического факультета в Воронежский госуниверситет и, по так называемому "союзному " распределению ,отправился на работу в далёкую Оренбургскую область. Почему именно в Оренбуржье? А выбирать особо не пришлось! Четырем парням из группы - четыре точки на карте: своя Воронежская область, Павлодарская область Казахстана, Кашка-Дарьинская область Узбекистана и Оренбуржье. А далее его величество - жребий. И поехал уважаемый товарищ Дреев в далёкий степной край, аж за Урал!
!5 августа 1968 года я, выпускник педучилища и студент госунивера приступил работать учителем географии, биологии, химии и физкультуры в небольшой Каменецкой восьмилетней школе Адамовского района Оренбургской области.
Всё было новым, незнакомым; и хотелось узнать как можно больше об этом степном крае. Настоящим самоучителем для меня по Оренбургской области стала книга "Орденоносное Оренбуржье". Осенью 1969 года меня призвали в ряды Советской Армии. Служил в авиачастях локаторщиком в городе Красноярск. Адамовский район оставил свой след в моей душе, и после демобилизации, я вернулся сюда. Тем более, что сердце своё я потерял здесь ещё раньше, когда влюбился в каменецкую девушку Татьяну Крылову (она и стала моей женой).
С 1972 года каменецкие школьники стали совершать регулярно,в летние каникулы, пешие краеведческие туристические походы. Сначала трёх- дневные с ночлегами по своему родному Адамовскому району, а затем и многодневные уже не только по Адамовскому, но и по Новоорскому, Кваркенскому, Кувандыкскому районам. Были в Губерлинских горах... Но самым ярким событием в жизни каменецких школьников-туристов - была двухнедельная экспедиция по Башкирии (Кувандык - Зилаир). В Каменецкой школе открываю школьный краеведческий музей.Сначала -это был краеведческий уголок, затем музейная комната. Датой открытия музея с считаю 1975 год.
В 1977-м году Я окончил Воронежский государственный университет. Мне, конечно повезло, что я учился у такого мастистого учёного-географа, как профессор Мильков Федор Николаевич, один из исследователей нашего Оренбургского края. Лекции по экономической географии читал Саушкин Ю.Н. - профессор Московского университета, один из учеников Н.Н.Баранского. Отсюда, наверное, и моя тяга к краеведению. Не случайно, мой дипломный проект назывался: " Использование краеведческого принципа в преподавании географии на примере школ Адамовского района Оренбургской области". По окончанию ВУЗа меня направили работать директором Совхозной средней школы, но через три года я вновь в Каменецкой восьмилетней школе. Опять стал заниматься своим детищем - музеем. Экспонаты для музея поступали и от жителей окрестных сёл, их школьники приносили из туристических походов, и как результат поисково-исследовательской работы. Каменецкие школьники становятся постоянными участниками районных (туристических) и областных краеведческих слётов.Экспозиции музея отражают природу Адамовского района, а также историю и культуру жителей села Каменецк со дня его основания и до нынешнего времени . Экспонатов насчитывается свыше 2500.
В 1984 году меня назначают директором Каменецкой, теперь уже основной школы, но я продолжаю увлекаться краеведением сам и продолжаю водить своих "Каментуров" в многодневные туристические походы. Создаю свою авторскую программу по краеведению "Наш карай родной" и защищаю на неё авторские права городе Оренбург.Написал учебное пособие в виде географического очерка "Природа Адамовского района" и напечатал его к районной газете "Ленинское Знамя".Написал ряд статей по истории и экологии края для районной газеты.
В 1989 году было построено новое здание Каменецкой основной школы: типовое, со спортзалом, столовой, и комбинированной мастерской. При школе построена типовая теплица и оборудован стадион. Школьный музей размещается в просторном помещении, открывается зал Героя Советского Союза Истая Ищанова. Мне, как директору школы , пришлось заниматься её строительством, что называется с её первого кирпичика и до пуска в эксплуатацию; наполнить её современным оснащением. При школе закладывается пришкольный участок (который затем стал одним из лучших в области), школьная зелёная зона, сосновый небольшой борок и школьный дендрарий. В школьный музей приезжают на экскурсии школьники практически из всех школ района, из соседних школ Джетыгаринского района Казахстана. Он становится известен в области. Школе присваивают имя Героя Советского Союза Истая Ищанова (1996 год) , а мне - звание Заслуженного учителя Российской Федерации (1997 год).
Я продолжаю заниматься заниматься научно-исследовательской работой. Составил Топонимический словарь Адамовского района, в котором объяснил происхождение 197 топонима .
В 2000-м году меня назначают директором Брацлавской средней школы. И здесь, несмотря на занятость директора средней школы, я пробую находить время для краеведческих исследований. Вместе с Исмурзиновым Т.У. открываем краеведческий музей в Брацлавской средней школе,в котором проводятся экскурсии для школьников, а также встречи с интересными людьми.
Вообще,на интересных людей мне везло.Я лично знаком с такими краеведами района, как Чернов В.Д. (первый директор Адамовского краеведческого музея),Цветков С.Д. (директор Майской средней школы, внёсший большой вклад в пропаганду знаний о нашем стерном крае), Плохотниченко А.Ф. (основатель музея совхоза "Майский"),Еременко К.В (Герой Социалистического Труда). Участвовал (как соавтор) вместе с Чибилёвым А.А -доктором географических наук - в издании краеведческого атласа Адамовского района, сопровождал экспедицию НИИ степи во главе с Действительным членов Русского географического общества Сергея Жданова к 750-летней лиственнице.
За свою трудовую деятельность я неоднократно награждался Почётными Грамотами районного отдела образования, областного отдела образования, Министерства образования России, Грамотами райкома партии, стал лауреатом премии губернатора Оренбургской области; бал награждён значком "Отличник просвещения РСФСР, а в 1997 году мне присвоено звание "Заслуженный учитель Российской Федерации.Я старался быть общественным деятелем и просто служить людям. Может быть поэтому односельчане трижды избирали меня Депутатом районного совета?
Сын продолжил дело отца: по окончании педвуза работает в одной из школ города Новотроицк. Дочь работает на одном из предприятий города Новотроицк.
С 2011 года - Я на заслуженном отдыхе. Теперь подвожу итоги этого отрезка жизненного пути, и продолжаю заниматься ... КРАЕВЕДЕНИЕМ!
В настоящее время составляю Топонимический словарь Восточного Оренбуржья (левобережье Урала) и работаю над Энциклопедией Адамовского района (как соавтор).
Петр Дреев - Заслуженный учитель Российской Федерации, Действительный член Русского Географического общества. 2014 год.
|