Дреев Петр Лукьянович,
Заслуженный учитель Российской Федерации,
Адамовский район
В конце 19-го века территория современного Светлинского района входила в состав Кустанайского уезда Тургайской области Оренбургской губернии, и на его территории (территория уезда) в Суундукской, Джилкуарской, Кумакской, Аккаргинской и Джетыгаринской волостях не было ни одного оседлого населенного пункта (в европейском понимании) кроме зимовок и летних стоянок киргизских ( казахских) аулов ( исследование известного в то время статиста и этнографа Фёдора Щербины: «Материалы по Киргизскому землепользованию Кустанайского уезда Тургайской области, том 5». Здесь же Щербина Ф. указывает и административные аулы ( в основном это зимние стоянки).Центром административного аула считается тот аул, где находится кибитка (юрта) выборного старейшины или аксакала аула (в основном это был самый богатый человек аула). Административные аулы объединяют несколько мелких аулов (стоянок), состоящих от 10 до 35-40 кибиток. В административном ауле насчитывалось до 150 кибиток (юрт).
Что собой представлял Киргизский аул (казахский) того времени?
Польский художник Бронислав Залесский, отбывающий ссылку с 1848 по 1865 года рядовым солдатом в Орской крепости, был в составе Аральской экспедиции вместе с Тарасом Шевченко, по возвращению из ссылки в Париже в 1865 году издал книгу: «Жизнь Киргизских степей» (точнее будет «Жизнь Казахской степи»), но это такой перевод с французского языка. В ней есть и описание казахского аула того времени:
«Кочующие киргизы, подобно всем скотоводческим племенам, вынуждены были изобрести для себя такое жилище, которое защищало бы от холода и чрезмерной жары, и которое могло быть легко перевозимо с места на место. Этим требованиям прекрасно отвечает их кибитка. Она состоит из вкопанных по кругу жердей, накрытых кусками толстого войлока из верблюжьей или овечьей шерсти. Жерди, образующие у основания решетку, собраны на вершине деревянным обручем в форме купола… Отверстие вверху, служит для выхода дыма из внутреннего очага, а в летнюю жару, когда пищу готовят на свежем воздухе – окном для освещения жилья…
В случае переезда с места на место, такая кибитка (юрта) разбирается в мгновение ока, жерди и войлок скатывают отдельно и грузят на спину верблюдов… Размеры кибитки зависят от достатка хозяина… Войлок бывает и белым, полосы его изящно вышиты; внутри – ковры, развешано оружие… Таким было жилище султана, или бия (бая)…
В степи иногда встречаются одинокие кибитки (юрты), но чаще их бывает несколько . и они образуют аул, маленький поселок в степи. По одному такому аулу можно представить образ жизни киргизов, настолько их существование примитивно и однообразно.
Обычно аул располагается невдалеке от воды и пастбищ, чтобы достаточно долго не двигаться с места. Но как только трава съедена, в тот же час подумывают о перемене стоянки. Старейшина аула, называемый аксакалом, садится на коня и отправляется на поиски места… Выбор сделан… Аксакал дает знак собираться в дорогу, и весь аул приходит в движение…
Когда приходит зима, положение становится тяжелым, просто ужасным. Степняк должен быть закаленным, чтобы ее выдержать. Тогда киргизы ищут защищенных мест: ущелий, холмов, которые предохранят от ветра по крайней мере с одной стороны… более богатые киргизы покрывают свою (юрту) двойным слоем войлока, подгребают снег к кибитке, внутри ее жмутся друг к другу, чтобы согреться… Посреди кибитки в течение дня медленно горит поддерживаемый кизяком огонь…»
Именно из-за хоть какой-то защищенности зимой зимовки (или зимние аулы) имеют постоянность, об этом свидетельствуют казахские могильники (или захоронения).
«Домашняя утварь – это саба (большой бюрдук из шкуры коня для приготовления кумыса), кожаное ведро – торсын, треножник и железный котел – казан, в котором готовятся все кушанья, несколько металлических (но не европейской формы) кувшинов, сумка, где лежит тесак (нож, называемый «пшак»), сундуки, служащие шкафами для одежды, оружие: пика «найза», кривая сабля, колчан со стрелами, уже начинающий выходить из обихода, мултук, т.е. тяжелое и длинное ружье и прилаженное к нему нечто, вроде колышка… Настоящим же оружием, которым пользуется киргиз,… является нагайка или камча, сплетенная из сыромятной кожи… конская сбруя… седло для него (киргиза) предмет гордости… с металлическими накладками; уздечка украшена побрякушками, металлические стремена отделаны в восточном стиле…
Самой большой роскошью в кибитке считаются ковры, которыми покрывают ее изнутри… Бедные киргизы раскладывают в кибитке войлок (серый) из верблюжьей шерсти…» (Б. Залесский. 1865 г. Париж)
В середине 19 века территорию огромной Джетыгаринской волости заселял род Джагабайлы (три главных рода: Урмантая, Малатау и Аккужа), который (которые) кочевал преимущественно по пастбищам киргизской степи к юго-востоку от Орской крепости ( по Рычкову П.И.).
После введения в действие в 1844 году Положения «Об управлении Оренбугскими киргизами (казахами) Джагабайлинцы стали оседать и основывать аулы по верхнему течению реки Тобол и реки Кумак. Аулы, в основном, состояли из близких родственников Малой орды (Младший Жуз). В конце 19-го века Кустанайский уезд стали готовить к прибытию переселенцев из Украины и центра России.
Предварительно в 1895 году специальной комиссией под руководством Ф.Щербины была проведена перепись всего казахского населения Кустанайского уезда и его хозяйства. Тогда же была составлена схема административных аулов и введена их нумерация (это были, в основном, зимние стоянки).
Для лучшего управления переселенческим процессом еще в 1892 году началось дробление огромной Джетыгаринской волости. Сначала из неё выделилась в самостоятельную Кумакская волость, которая затем разделилась на Суундукскую, Джилкуарскую и собственно Кумакскую волости. А из Джетыгаринской выделилась Аккаргинская волость (территория, прилегающая к реке Буруктал и реке Тобол, т.е. - территория современного Светлинского района)
Границы Джетыгаринской волости с Кумакской, Бестюбинской и Аккаргинской волостями определились соответственно к 1892, 1894 и 1896 годам.
В 1898 году Кустанайской Временной партией по установлению переселенческих участков (такая организация из топографов, землемеров-оценщиков и других необходимых лиц была создана при губернском Переселенческом Управлении в 1896 году).
На карте Кустанайского уезда конца 19-го – начала 20-го века, которую я расшифровал, сопоставляя её с топографическими картами Кваркенского, Адамовского, Светлинского районов Оренбургской области, Джетыгаринского и Камышнинского районов Кустанайской области Казахстана, указаны переселенческие участки, определённые под переселение в волостях: Аятской, Уйской, Суундукской (3 участка), в Кумакской (25 участков), в Аккаргинской (3участка). Но, если в Кумакской волости все участки затем были утверждены, на них были составлены проекты и они стали заселяться русскоязычными переселенцами с 1902 по 1913 годы - в основном с Украины, то в Аккаргинской волости определённые под переселение участки: Аккаргинский № 155, Каракольский № 151, Карашакольский № 152, так и остались лишь определенными. Проекты на них не были составлены и не были утверждены(пока нет никаких архивных доказательств).
Так что русскоязычной колонизации Аккаргинской волости (современной территории Светлинского района) не было. В книге « Списки населенных мест Тургайской области Оренбургской губернии» изданной в Оренбурге в 1910 году по Аккаргинской волости русскоязычных поселений не значится, но указаны киргизские (казахские) аулы (зимовки) (см. стр. 78-80) и места их расположения. Это небольшие аулы, состоящие из 20-40 кибиток, а также административные аулы , в которых насчитывалось более 120 кибиток.
1) По реке Тобол: от верховьев речки Босбия до урочища Жаилма – это небольшие аулы и административный аул № 1 (Казахстан)
2) Урочище Кулыколь (2или 3 небольших аула ), аул Талдыколь , и административный аул № 2 (Казахстан)
3) По реке Тобол от Жаилмы ниже по течению – несколько мелких и адм. аул № 3 (Казахстан)
4) В урочище Айке, урочище Ащикарасу (Аккаргинский аул) – адм. аул № 4 объединял около семи аулов.
5) урочище на Жетыколе (Жайляуколь), урочище Косколь (Кос-Копа), урочище Карасор (Аккудук) – адм. аул № 5.
Эти же населённые места указываются и в исследовании Щербины Ф. (1898 год, смотри его «Материалы по киргизскому землепользованию» Кустанайский уезд Тургайской области, том 5, стр. 114). Здесь же Щербина дает характеристику почв, растительности и гидрографии; обращает внимание на возможности землепользования: почвы тяжелые, суглинки, каменисто-солончаковые; указывает на состояние качества питьевой воды. Для Аккаргинской волости в целом же характерно: скудность почвенно- растительного покрова и слабая обводнённость грунтовыми водами, хотя- обводнённость пастбищ – удовлетворительная (много озёр). Обращает Щербина Ф. внимание и на наличие обширных солончаков.
В Оренбургской губернии в начале 20-го века в её восточной части (на Урале) усиленно велись геологические изыскания, были найдены золотоносные кварцевые жилы (такая была найдена и в Аккаргинской волости): стали открываться шахты и карьеры. У Блаковской золотоносной кварцевой жилы было в 1914-м году основано поселение, как поселок золото – старателей «Блаковский прииск». (Золотые прииски, основанные на востоке Оренбургской губернии: Айдырлинский – в 1904 году, а затем в 1914 году - Синий Шихан, Катлаван, Блаковский и Кумакский). На Блаковском прииске ещё сохранились развалины строения для дизельных установок, которые использовались для подъема руды из шахты, а поршневые кольца двигателя долгое время хранились у местного жителя (их видел П.И.Веретенников, директор Кваркенского музея в 90-х годах). Посёлок прииска просуществовал до 1938 года (в справочнике территориально-административного деления Оренбургской области за 1939 год такой посёлок не значится).
Это был единственный русскоязычный населенный пункт в Аккаргинской волости в дореволюционное время.
В 1919 году Аккаргинская волость вошла в состав Адамовского района Кустанайского уезда Челябинской губернии, а в 1925 году Аккаргинская вновь вошла в состав Джетыгаринского района того же Кустанайского уезда (Кустанайская область).
В 30-е годы прошлого века в бывшей Аккаргинской волости , теперь уже Джетыгаринского района, был основан ещё один русскоязычный населённый пункт: пос. «Союзхромит». Здесь добывалась хромсодержащая руда карьерным и шахтным способом (были шахты от 50 до 100 м в глубину). В хромитовом руднике добывали комплексную хромсодержащую руду, а также минералы: уваровит, серпентин, оливин, бастит и хромит. В 1939-м году у рудника существовал посёлок горняков «Союзхромит». Основан он был, вероятно, в 1926-1929-е годы (наименование посёлка - советское), расположен был рядом с прудом-водохранилищем, в 6 км южнее пос. Тобольский. Закрыли рудник, вероятно, в 1947-48 годах как неперспективный (в справочнике за 1939 год ин числится, а за 1949 год – он не значится). Бывшие шахты и карьеры в настоящее время – затоплены, а на месте посёлка не найти даже развалин, всё заросло травой.
Но в 1932 году и Адамовский район и Аккаргинская волость (она вновь была выделена из Джетыгаринского района) вошли в состав Актюбинской области Казахстана. В этом же году волость, как административно-территориальная единица была упразднена
Оренбургская область обрела свои современные границы лишь в 1934 году. Территория бывшей Аккаргинской волости вновь присоединена к Адамовскому району Оренбургской области. Появились новые административно – территориальные единицы: область, район, сельские , аульные, поселковые и городские советы.
15 съезд ВКП (б), прошедший в 1927-м году, определил курс на коллективизацию крестьянских хозяйств, и уже к лету 1928-го в стране было 33 тысячи колхозов; к концу 1929 года, на октябрьском Пленуме ЦК ВКП (б) был взят курс на сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств
1930 год. В это время реализуется решение ЦК ВКП(б) о сплошной коллективизации. Она предполагает и коллективизацию кочевых народов ( в том числе и Оренбургских казахов). Казахи – скотоводы кочевали по обширным жайляу Тургайской степи, а зимой возвращались к зимним стоянкам (аулам). Они уже, по примеру соседей из русскоязычных поселений, стали строить вместо юрт на зимних стоянках (в аулах) полуземлянки из резаного дерна. Так стали основываться уже постоянные поселения на месте крупных аулов. В них и были организованы колхозы, а затем в эти аулы стали заставлять переселяться казахов из близлежащих мелких аулов. В некоторых маленьких аулах были организованы бригады (структурные подразделения колхоза), так как не все казахи хотели переселяться. Так или иначе, а кочевых казахов-скотоводов заставляли оседать на земле (основывать постоянные сельские поселения), вступать в колхозы и заниматься не только скотоводством, но и землепашеством. Шла насильственная коллективизация кочевых народов (исторических кочевников). Стал меняться их жизненный устой.
На территории нынешнего Светлинского района в то время было организовано лишь два колхоза: 1) колхоз имени Кирова с центральной усадьбой в ауле Коскуль - в него вошёл аул Кайракты (как бригада колхоза);казахи из других мелких аулов Айке-Челкарского сельского совета переселялись в эти населенные пункты ( их заставляли переселяться. 2)колхоз «Буруктал», его центральной усадьбой стал аул Буруктал (был расположен чуть западнее нынешнего поселка Целинный на реке Буруктал). В колхоз вошли, как бригады, аулы Аккудук и Аккарга. Казахов из малых аулов Жетыкольского сельсовета также заставляли переселяться в эти, как бы вновь основанные сельские поселения. (Данные о колхозах здесь приведены, ориентируясь на справочник административно-территориального деления Чкаловской области 1939 года).
В 1939 году часть семей из аула Аккудук переселилась в одноименный колхоз на территорию Брацлавского сельсовета (ныне Адамовский район).
Колхоз им Кирова по отчетным данным РАЙКОМЗЕМА в 1940 году засевал яровыми около 1015 га пашни, а колхоз «Буруктал» - 500 га (данные на 30 апреля 1940 г.). По данным справочника адм.- тер. деления Чкаловской области за 1949 год Айке-Челкарский и Жетыкольский сельские советы были упразднены (уже не значились). Колхозы им. Кирова и «Буруктал» в порядке укрупнения других колхозов или из-за низкой производительности и маломощности вошли в состав более мощного (экономически) соседа – колхоза «По стопам Ленина» Аниховского сельского совета (колхоз «Буруктал) и колхоза им. Ворошилова (центральная усадьба колхоза - пос. Джасай) – того же Аниховского сельсовета, (колхоз им Кирова). Населенные пункты бывших Айке-Челкарского и Жетыкольского сельсоветов в этом справочнике (за 1949 г.) уже не значатся, хотя по воспоминаниям старожилов, они существовали еще вплоть до целинной эпопеи (1954год) Они – эти крохотные села на месте бывших аулов – были в то время или как пос. бригад (полевые станы), или как пос. животноводческих ферм (например: конеферма колхоза им . Ворошилова в районе аула Аккарга). Несколько семей там проживало лишь в летнее время.
1954 год. Основание целинных сел.
Следующий этап освоения современной территории огромного Адамовского края , в состав которого входила и территория нынешнего Светлинского района, связан с «целинной эпопеей».
В весну 1954 года и в весну 1955 года в Оренбургскую (тогда Чкаловскую) область прибыло свыше 11 тысяч «добровольцев» на целину из, в основном, западных и центральных районов страны. Ехали не только сельчане, но и из городов ( в том числе: из Пензы , Горького, Самары, Оренбурга, Орска). Это в основном были комсомольцы и молодёжь. Одни ехали за романтикой, другие – в надежде получить новое, добротное жильё; были и такие, которые ехали подзаработать…
Уже к осени 1955 года в Оренбургских степях поднято свыше 1 миллиона га целины и основано 11 новых совхозов(!), в том числе и на территории нынешнего Светлинского района: в 1954 году – совхозы «Озерный», «Тобольский», «Восточный», «Адамовский», а в 1955 году «Буруктальский» и имени 19-го партсъезда.
Вместе с организацией совхозов были основаны и «целинные» села – самые настоящие поселки-городки, оазисы в степи… Строились центральные усадьбы и строились усадьбы отделений совхозов.
Так, центром совхоза «Озерный» стал поселок Озерный на берегу озера Жетыколь, а одним из центров его отделений (отд. № 4) стал поселок Казанча. Как посёлок центральной усадьбы совхоза «Адамовский» строился пос. Целинный, а центрами его отделений стали посёлки Первомайский (отд. № 3) и Полевой (отд. № 5). Центром совхоза «Тобольский» стал поселок Тобольский, основанный на берегу реки Тобол, а центрами отделений стали: основанный на месте развалин бывшего здесь когда-то золотого прииска Блак - поселок отд.№ 2; пос. отделения № 3 - на месте бывшего аула Кайракты (к этому времени здесь была лишь МТФ колхоза им. Ворошилова); поселок отд. №2- на месте бывшего аула Коскуль (здесь был небольшой летний посёлок овцеводов - ОТФ колхоза им. Ворошилова). На востоке области выросли: красавец-поселок Восточный (центр с-за «Восточный») и поселки отделений: отд. № 3 – Актюбинский, Ковыльный (отд.№ 2), Гороховский (отд. № 1), Высокогорный (отд. № 3) и Степное (пос. отд. №4 - на месте бывшего здесь когда-то аула Аккарга). Центральной усадьбой совхоза «Буруктальский» стал поселок Гостеприимный, а как центры отделений были основаны поселки Ряжский (отд. № 1) и Смоленский ( отд. № 2); как центральную усадьбу совхоза имени 19-го партсъезда строили поселок Степной и как поселки отделений строились Рудниковый (отд. № 1) и Веселовский (отд.№ 4; в 1978 году отделение отошло к Ясненскому району, стало центральной усадьбой вновь организованного совхоза «Веселый»).
Целина вдохнула новую струю в размеренное дыхание степи. Среди целинных просторов выросли самые настоящие городки – целинные сёла. В них строились школы, больницы, медпункты, клубы, пекарни, столовые и бани. Интенсивно строилось жильё…
Появились в начале целинной эпохи и такие небольшие поселения, как посёлки животноводческих ферм. Так в справочнике административно-территориального деления Оренбургской области за1960 год значатся такие поселения как: кошара совхоза «Адамовский» (пос. Казаринский), пос. животноводческой фермы совхоза им. 19-го партсъезда. В крупнейших хозяйствах на востоке области появились небольшие поселения в 4-6 дворов и на полевых станах. В справочнике за 1960 год значатся : участок № 1 и участок № 3 совхоза «Тобольский», участок № 2 совхоза «Адамовский».
Интенсивное строительство поселков целинных совхозов, его потребность в дешёвых строительных материалах «заставило» Адамовский райком партии искать выход из строительного «тупика». И выход найден был: в совхозах наладили выпуск самана (опыт уже был; в колхозах из самана строили буквально всё), и начали выпускать камышитовые плиты, соорудив для этого небольшой завод. Для рабочих этого заводика был основан небольшой поселок, состоящий из десятка двух и четырех квартирных домов (барачного типа). Располагался этот поселок, который в справочнике за 1960 год как «поселок Камышитовый завод» в 1 км западнее ц.у. с-за «Адамовский» . Ещё один камышитовый завод размещался прямо в пос. Озерный на берегу Жетыколя. Лишь вначале 80-х, отпала надобность в этих заводах. Но тогда они были просто необходимы. Выручали они на том, первом этапе первоцелинников. И сейчас еще стоят домики из тех камышитовых плит, обмазанные (оштукатуренные) глиной, да ещё обложенные затем силикатным кирпичом и в Брацлавке, и в Каменецке, и в Озерном.
|