Дреев Петр Лукьянович

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 256
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Дважды Герой Советского Союза Павлов Иван Фомич Часть 3.

ИТАК: Дважды Герой Советского Союза Павлов Иван Фомич.      
        25.06.1922 - 12.10.1950   
 1).Из биографииГероя.

Родился 25 июня 1922 года в селе Борисо-Романовка (колхоз «Красная оборона»), ныне посёлок имени И.Ф. Павлова,  Костанайского района и области (Казахстан) в крестьянской семье Павловых  Фомы Никифоровича и Соломеи  Ивановны. Русский.      
 В деревне Борисо-Романовка  Кустанайской губернии, родился и провёл своё детство (до 1930 года) Иван Фомич Павлов.
 
В 1930-1936 годах жил на станции Теренсай, ныне посёлок Адамовского района Оренбургской области.  В 1931 году поступил в 1-й класс Каинды-Кумакской семилетки (предположительно) директор школы Дужик Михаил Сидорович.  

В октябре 1936 года  выбыл из 6-го класса Каинды-Кумакской семилетней школы. Затем  с родителями (отец Павлов Фома Никитич (Никифорович) и мать Соломия Ивановна) переехал (1936 год) в город Магнитогорск (Челябинская область).  Окончил 7 классов школы № 14 (июнь 1937).   В музее школы № 14 города Магнитогорск, где Иван Павлов учился  в 6-м и 7-м классах и получил свидетельство о семилетнем образовании,  есть   такие сведения:  осенью 1936 года семья Павловых приехала в Магнитогорск.  Ваня учился очень хорошо, о чём свидетельствуют его оценки из  свидетельства:  русский - 4, литература - 5, алгебра - 4, геометрия – 5, физика – 5,  естествознание – 4 и т.д.    
 На Магнитогорском комбинате работали  три брата  матери  Ивана Соломеи Ивановны. Это  предопределило и судьбу  Ивана Фомича: он поступил учиться в Магнитогорский  индустриальный техникум на прокатное отделение…   
     В 1940 году  Иван Павлов учился уже на 3-м курсе Магнитогорского индустриального техникума и учился летать в Магнитогорском аэроклубе (с 12.1939 по 10.1940 г.).       Мы можем найти в материалах музея школы № 14 фамилию начальника аэроклуба А. Ширшакова и летчика-инструктора, Василия Григорьевича Коробейникова (возможно именно он обучал Ваню Павлова пилотированию)       
В музее школы № 14 сохранилось и записанное краеведами воспоминание Калистрата Сергеевича Михайлова – техника  Магнитогорского аэроклуба (работал в аэроклубе в 1938-1940 годах).        
После окончания Магнитогорского аэроклуба в декабре 1940 года по путевке комсомола Иван Павлов был направлен в Чкаловскую  (Оренбургскую) школу военных летчиков (курсант школы с 12.40  по 05.42 г).     

 В архиве МО СССР  в личном деле И.Ф. Павлова находится результат  выпускных испытаний  по технике пилотирования курсанта  Чкаловской авиационной школы пилотов Павлова И.Ф.  и Политическая характеристика на курсанта Чкаловской  школы Ивана Павлова (копия личного дела находится в фондах музея школы № 14 г. Магнитогорск).    
Партийная (Политическая) характеристика.
на курсанта 2-й авиаэскадрильи 1-й ЧВАШП    Павлова Ивана Фомича
Товарищ Павлов Иван Фомич 1922 года рождения, кандидат ВКП(б), в Красной армии с 1940 года, по соц. происхождению кр-н, по положению - учащийся. Образование – среднее, по национальности - русский. Делу Ленина-Сталина и Социалистической родине – предан.  Идеологически выдержан, морально устойчив. Дисциплинирован, за весь период обучения не имел ни каких замечаний. В партийно-массовой работе принимал активное участие, был редактором боевого листка на старте и агитатором звена. Достоин быть пилотом на самолёте ИЛ-2 в штурмовой авиации.
 Военком  2-й эскадрильи         
бат. комиссар (подпись)   
14 мая 1942 года.    
 
 «…Еще в годы учебы в сельской семилетке Ваня Павлов много читал и слышал о славных трудовых делах магнитогорских комсомольцев. И после окончания школы твердо сказал родителям: «Еду в Магнитку».
После занятий в техникуме он спешил в другой конец города — на летное поле, к самолету. Была у него заветная мечта — стать летчиком. Авиамеханик аэроклуба К. С. Михайлов вспоминает: «В учебе скоро Иван опередил остальных и первым из группы был допущен к самостоятельным полетам. Выпускной экзамен сдал на «отлично» (из книги А.П. Ушакова  «Во имя Родины…»).
.   
Из Материалов Муниципального казенного учреждения «Городской архив» города Магнитогорска:

«…Павлов Иван Фомич (25.06.1922, с. Борисово-Романовка ныне Костанайской обл., Республика Казахстан - 12.10.1950), участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (4 февраля 1944, 23 февраля 1945), гвардии старший лейтенант.  
     С 1932 в Магнитогорске.  Учился в индустриальном техникуме, занимался в аэроклубе.

В Красной Армии с декабря 1940 года. В мае  1942 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков (г. Оренбург). Правильное название военного лётного  училища в то время: Первая Чкаловская военно-авиационная школа пилотов им. К.Е. Ворошилова.
 Документальные подтверждения этого отрезка биографии Ивана Павлова.
  
1. Родился в Борис-Романовка Кустанайского района Кустанайской области – это указано во всех наградных  документах Героя, во всех литературных первоисточниках, в архивных материалах Кустанайской области. Село Борис Романовка  переименовано в село им. И.Ф. Павлова. В школе села есть музей И.Ф. Павлова.  
2.  С 1931 по 1936 год семья  Павловых жила на ст. Теренсай.
а) о пребывании Павлова Ивана в Теренсае упоминает в своих воспоминаниях ПОТЕМКИН Андрей Антонович (он учился в школе с 1931 по 1935):      Дважды Герой Советсткого Союза – бывший ученик Теренсайской школы ПАВЛОВ ИВАН ФОМИЧ учился в Каинды-Кумакской семилетней (ныне Теренсайской) школе с 1931 по 1932год.
б) в Теренсайской СОШ в фондах музея есть фотография учеников школы 30-х годов.  Под фотографией надпись: в 1930-1932 гг. жил на ст. Теренсай  (смотри фото выше).     
в) есть копия справки,  выданной ученику 6-го класса Ивану Павлову (из фонда Каменецкого школьного краеведческого музея).  Копия  была предоставлена мне  учителем Теренсайской школы Рашидом Уразбаевым где-то в начале 1980-х годов.  В справке указано: выбыл из 6-го класса и дата: 3 октября 1936 года выбыл  по случаю отъезда родителей (из 6-го класса).   
  
3. 6-7-й классы Павлов И.Ф. оканчивал в Магнитогорской средней школе № 14. Читаем информацию: «На стене школы №14 г. Магнитогорска Челябинской области появилась памятная доска, посвящённая лётчику Ивану Павлову.                 

    Со школой № 14 дважды Героя Советского Союза связывало не так много. Он проучился в ней всего два года, а после буквально вылетел во взрослую жизнь, поступив в Магнитогорский  индустриальный техникум.  Пионерской дружине школы  было присвоено имя Павлова. Ныне  школа уже давно бьётся за право называться именем Ивана Павлова.  
Инициативу по установке мемориальной доски взял на себя городской совет ветеранов. Администрация школы №14 лишь предложила идеальную кандидатуру. «Это память, традиции, они должны жить», — комментирует Наталья Ветюева, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «СОШ №14» (автор информации Иван Маслов,  23 ноября 2016). Доска была установлена 2 ноября 2016 года.

  4. Копия «Личное дело» дважды Героя Советского Союза Павлова Ивана Фомича (архив МО СССР); копия из фондов школьного музея школы № 14 г. Магнитогорск.
   
5. Из Материалов Муниципального казенного учреждения «Городской архив» города Магнитогорска:   .       
   В Магнитогорске  учился в индустриальном техникуме, занимался в аэроклубе. В Красной Армии с декабря 1940 года.  

   2). На фронтах Великой Отечественной войны…
Калининский фронт.
В июне  1942 года в 6-й гвардейский отдельный штурмовой авиационный полк 3-й воздушной армии Калининского фронта, базировав­шийся на одном из подмосковных аэродромов, прибыл выпускник Чкаловской военной авиационной школы пилотов сержант Иван Павлов.  
Смотрим  историю 6-го гвардейского штурмового авиаполка (боевой состав и подчинение):  приказом Народного комиссара обороны СССР № 352 от 06.12.1941 года 215-й шап  был преобразован в 6 гшап. С 20.08.1941 по 10.10.1941 полк входил в состав 47 смешанная авиа дивизии.  
С 21.02.1942 года 6-й гшап в распоряжении командующего ВВС Калининского фронта.  
В мае - июле 1942 года полк действовал в составе 211 сад (в июне) переформированной в 212 шад 3-й воздушной армии.     
Позже до сентября (18.07.1942 — 28.10.1942) 6 гв.ШАПолк  в подчинении 264 ШАД 3-й ВА В середине октября полк стал действовать как самостоятельная боевая единица в составе 3 ВА (6 гв. отд. шап)).
С мая 1944 года до окончания войны – в составе 335-й штурмовой авиационной дивизии.                
1). Ржевско-Сычёвская  наступательная операция в полосе Калининского и Западного фронтов (30 июля-23 августа 1942 года).        
 Здесь, под Ржевом (у рощи Круглая), принял сержант Иван Павлов своё боевое крещение.  Его первый бой описал в своём очерке  Ушаков А.П. (книга  Во имя Родины). Можно  об этом прочитать и на сайте airaces.narod.ru›all7/pavlov_i.htmКРАСНЫЕСОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ.     
 После прибытия в полк «… Павлов по установленному для новичков в полку порядку прошёл серию вывозных полётов. Вскоре состоялся первый его бой и первая встреча с врагом. В паре с опытным лётчиком лейтенантом Дубенсковым он вылетел на воздушную разведку. Самолёты набрали высоту и взяли курс на северо - запад. Внизу мелькали перелески, извилистые ленты рек, поля. Но вот под плоскостью самолёта показалась охваченная огнём деревушка, зигзаги окопов и ходов сообщения, окутанные дымом. Сбоку и спереди стали вспыхивать и рассеиваться белые густые облачка.
   Заградительный зенитный огонь, - пояснил по радио Павлову ведущий. - Внимание, следуй за мной!       
    Штурмовик ведущего резко пошёл на снижение, изменил курс и нырнул в облака. Копируя действия Дубенскова, то же самое сделал и Павлов. Когда лётчики вышли из облачности, разрывы зенитных снарядов остались далеко позади.     
    Через 15 минут полёта пара штурмовиков появилась в районе рощи "Круглая", где, по данным разведки, противник накапливал крупные резервы. Задание Дубенскова состояло в том, чтобы сфотографировать этот район, а Павлов должен был прикрыть ведущего, если он будет атакован истребителями противника.     
      Строго выдерживая курс и высоту, Дубенсков включил фотоаппарат, объектив которого запечатлел замаскированные танки, автомашины и артиллерийские орудия. Задание было выполнено, и можно было возвращаться на свой аэродром.        
     Внезапное появление пары советских штурмовиков заставило врагов броситься в щели и укрытия. Впервые Павлов увидел противника и не выдержал... 
     Пикируя, он открыл огонь из всех пушек и пулемётов. Эта первая штурмовка вызвала боевой азарт у лётчика. Он видел результаты своей атаки, сполна оценил силу и огневую мощь вверенного ему боевого самолёта. Однако после посадки командир эскадрильи сделал Павлову строгое внушение:      
      - Вы оставили своего ведущего без прикрытия, нарушили боевой порядок, кроме того, рисковали собой и машиной…».
   
  В 20-х числах августа 1942-го группой лётчиков он отправился в боевой полёт: разбомбить в районе Ржева эшелон с живой силой противника. Отбомбились по цели благополучно. Настолько удачно, что даже на повреждённом   своём  «ИЛ – подбил немецкий истребитель «МЕ-109 Ф»…        Гвардии сержант И.Ф. Павлов, за проявленную отвагу и мужество в боях под Ржевом  был награждён орденом Красного Знамени (26.08.1942).  .    

  Летчику, гв. ст. сержанту Ивану Павлову на данный момент было чуть больше 20-и…                  К этому времени совершил 29 успешных боевых вылетов, в результате которых  уничтожено: 6 орудий ПА, 12 автомашин с боеприпасами и войсками, 3 танка, 6 повозок с боеприпасами, подавлено 8 точек ЗА.     
Смотрим записи в  наградном листе :      

 В составе группы  разрушил 2 переправы в районе Варюпино и Милюково. 28.08.42  самолёт Павлова при выполнении боевой задачи в районе Ржева был подбит  немецкими истребителями и на повреждённом самолёте сумел уничтожить немецкий МЕ-109.  Сам получил тяжёлую контузию и на повреждённом ИЛ-2 сумел приземлиться на  своём аэродроме.   

 2). Великолукская наступательная операция — с 24 ноября 1942 года по 13 декабря 1942 год.                           
 
После первого награждения 28.08.42 г. и по 01 12 42 года сержант Павлов И.Ф. сделал ещё 29 успешных боевых вылета.  Так 07.10.42  лётчик Иван Павлов  в составе группы, впервые углубившись на полный радиус действия «ИЛ-2», добыл ценные разведданные в районе г. Белый-г. Ржев. 19.11.42, выполняя разведку в паре с другим «ИЛ-2»  в районе г. Великие Луки-ст. Локня, уничтожил 2 паровоза и до 12 жд вагонов с продуктами и боеприпасами чем сорвал их доставку противнику и задержано движение по ЖД. В одном из боевых вылетов  им был сбит истребитель «МЕ-109».  За этот период  кроме вышесказанного им уничтожено:  автомашин с грузом -32,  паровозов - 2, вагонов -10, повозок с боеприпасами – 13 живой силы  противника – до 130 чел..
04.12.1942 старший сержант, старший пилот Иван Фомич Павлов награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
  «За проявленное мужество и качественное выполнение боевых заданий» - сказано в Наградном листе (подписан ком. 6-го ГШАП подполковником Чубенковым).

 3). Ржевско-Вяземская наступательная операция — со 2-го марта 1943 года по 31-е марта 1943 года (3-я воздушная армия поддерживает  наступление правого фланга  Западного фронта)...

     С декабря1942 года по  20-е мая 1943 года старшина (с 12.12.42) Иван Фомич Павлов совершил ещё 19 успешно выполненных боевых вылетов. В этот период  он получил звание мл. лейтенанта и стал командиром звена. 3.03.43, Павлов произведя разведку в районе нас пункта Оленино  (в 50-и км к западу от Ржева) обнаружил смешанную колонну войск противника до полка пехоты, автомашины, до 10 орудий, до 80 гружёных повозок… В результате нанесённого штурмовой удара противник понёс значительный материальный урон.  В марте 1943 г. Павлов по спецзаданию командующего в плохих метеоусловиях перебросил 15000 патронов для блокированной группы  партизан. 9.05 43 года , произведя разведку в районе Невель-Городок-Витебск  Павлов обнаружил в одном из населённых пунктов скопление автомашин – предположительно штаб Н-части войск противника… Звено Павлова из 4-х ИЛов  нанесло штурмовой удар… В результате уничтожено: легковой автомобиль, штабной автобус, 3 крытых автомобиля и до 15 человек живой силы…      
 В архиве МО СССР  в личном деле И.Ф. Павлова находится  краткая автобиография,  подписанная самим Павловым, и стоит дата 20 мая 1943 года (копия личного дела находится в музее школы № 14 г. Магнитогорск).            
        В апреле 1943 года Иван Фомич Павлов назначен командиром звена… 
За отличное выполнение боевых заданий с декабря 42-го и по май 1943 г., и проявленное при этом высокое мужество в боях мл. лейтенант Иван Фомич Павлов
  02.06.1943     был    награждён 2-м орденом Красного Знамени.     
 (02.06.1943)                     
Наградной лист подписал командир 6-го ГШАПолка гв. майор Заклепа.

   В июле 1943 года Иван Фомич получает очередное звание лейтенанта… 
 
В архиве МО СССР  (сайт Память народа) через картотеку награждений обнаружен мною  интересный документ - наградной лист к ордену Ленина.  Представление  подписано:
1) командиром 6 Гв. Моск. ШАП гв. подполковником Заклепа и нач. штаба  Гв. МШАП гв.  майором Чугуновым 30 августа 1943 г.
2) – командующим 3-й воздушной армией Генерал-майор авиации Папавин подписал представление (наградной лист) 7 сентября 1943 г.
  «…После 3-го награждения (орденом Красного знаменем Павлов совершил  с июня 1943  по сентябрь 1943 года  30 успешно-выполненных боевых вылетов (12 -  в качестве ведущего по разгрому немцев в районе Духовщины). Будучи ведущим группы с 13.08.43 лично им  уничтожено: танков -2, миномётов -3,  орудий ПА-5, автомашин 15,  повозок с боеприпасами -60,  взорван склад с боеприпасами. Руководимое им звено не знает потерь во вине личного состава…» ( из наградного листа на орден Ленина)..     
  
     Орден Ленина  гв.  лейтенант И.Ф. Павлов получил до получения  Золотой Звезды Героя… Обратим внимание: в фолдах школьного музея  школы № 167 г. Москва есть  фотография И.Ф. Павлова, сделанная где-то в марте 1944 года .   
  Смотрим Наградной лист на Героя Советского Союза гв. ст. лейтенанта Ивана Павлова и читаем  скупые строки из Наградного листа.    
        
         13 августа 43 года  гвардии лейтенант Павлов  три раза руководил восьмёрками «Илов», делая по 4-5 захода на цель, в районе Духовщины лично сам уничтожил около 9-и арт-миномётных батарей, 5 зенитных точек,  2 полевых артиллерийских батарей и до 150 человек   живой силы противника…       
          28.08.43 -   будучи ведущим пятёрки «Илов», атакуя укрепрайон Буянцево лично уничтожил  1 орудие ПА, 2 миномёта, 3 автомобиля и до 30 солдат и офицеров противника. В районе Утково группа Павлова (шестёрка «Илов») приняла  неравный бой с 15-ю «Юнкерсов» под прикрытием 15-и «Мессеров» (МЕ-109),  вышла победителем, сбив при этом 2 «Ю-87» (один из них сбит экипажем Павлова) и уничтожила при этом  на земле  2 танка,  2 орудия ПА, 5 автомашин 4 повозки с боеприпасами…   

 14.10.43 г. в районе станции  Рудня у небольшого полустанка Заблоцкого  звено Ивана Павлова  из 6-и «ИЛов» вывело их строя бронепоезд. Из очерка Ушакова «книга «Во имя Родины» читаем:-  «В районе станции Рудня уже несколько дней действовал вражеский бронепоезд. Огневыми налётами он не давал покоя нашей стрелковой бригаде, интенсивно обстреливая её позиции…».  Уничтожить  бронепоезд поручили звену штурмовиков Павлову…  «…Ведя шестерку ИЛов, Павлов продумывал варианты атаки. Главное — внезапность. Погода хмурая. В районе бронепоезда местность открытая, значит, из облаков надо выходить над самой целью. И первая атака — на платформу с зенитками. Удастся быстро их подавить — враг не уйдет от возмездия. Миновали передний край. Павлов скомандовал: «В облака!» Молочная пелена окутала кабину. Командир не видел своих ведомых, но знал, чувствовал — товарищи рядом. При подходе к цели он первым вырвался из мглы. Вот оно, бронированное чудище. Зенитные пулеметы и пушки открыли ураганный огонь. Он устремился на них. На выводе самолета из пикирования сбросил бомбы. Удачно! За ним шли в атаку ведомые — Детинин, Смирнов, Афанасьев... Зенитки смолкли. Теперь можно приняться и за бронепоезд. Одна атака, другая. Паровоз окутался  дымом бомба угодила в с сердце бронепоезда - в котёл локомотива., над платформами огненные столбы: рвутся боеприпасы. Значит, все в порядке. Самолеты взяли обратный курс…». 
С августа 1943 по октябрь 1943  командир звена 6-го Гвардейского отдельного штурмового авиационного полка  (3-я Воздушная армия, Калининский фронт)  гвардии старший лейтенант И. Ф. Павлов совершил 127 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 3 самолёта противника и  был представлен к Званию Героя Советского Союза с вручением Золотой Звезды и Ордена Ленина.

Обращаем внимание на  награды Героя (см фото 1944 года): одна Золотая Звезда, два ордена Красного Знамени, Орден Отечественной войны, и два Ордена Ленина.  Это подтверждает        
1). факт о том, что  орден Ленина Павловым был получен до награждения орденом Александра Невского и до получения второй Золотой Звезды.
  2). этот факт подтверждает и  страница из личного дела Павлова – обращаем внимание  на  Наградной лист к ордену Ленина от 30.08.43, а здесь на Указы ПР ВС СССР от 04.2.44; 23.2.45;  28.2 44 г.    

 
   В датах здесь  полное несоответствие. Указ ПР ВС ССР  от 28-02.44 к Павлову отношения не имеет.  Есть приказ по 3-й возд. Армии  подписан командующим  7 сент. 1943 г.     

20 октября 1943 года  Калининский фронт октября был переименован в 1-й Прибалтийский. 3-я воздушная армия  теперь в составе 1-го Прибалтийского фронта.

С декабря 1943 года гв. капитан  Иван Фомич Павлов стал командовать эскадрильей. Присвоено звание Героя Советского Союза Указом Президиума ВС  от 04.02.44 г.   
        
В  книге Чечельницкого  Г. А. «Московский гвардейский штурмовой»  (боевой путь 6-го Московского гвардейского штурмового ордена Ленина и ордена Суворова II степени Краснознаменного авиационного полка в Великой Отечественной войне) Москва. Воениздат, 1960. - 216 стр. 
В книге  читаем:       
«— Иван Фомич едет в отпуск на родину, в Казахстан, — объявил летчикам заместитель командира по политчасти майор Разнощенко. — Давайте напишем письмо землякам Павлова.

Это предложение нашло единодушную поддержку. Провожая своего любимца в дорогу, гвардейцы торжественно вручили ему письмо трудящимся Кустанайской области, в котором рассказывали о боевых делах полка.
В Кустанае Павлова встретили тепло и дружески. Письмо летчиков, опубликованное в газетах, читали в цехах заводов и фабрик города, в Тургайских степях, на далеких отгонных пастбищах, в учебных заведениях. И всюду оно находило горячий отклик.         
    В родных краях Павлов встречался с рабочими, колхозниками и учащимися, рассказывал им о жизни гвардейцев. На митингах и собраниях трудящиеся принимали решения собрать средства на постройку боевых самолетов для штурмового полка, заявляли о своей готовности работать еще лучше, чтобы дать фронту больше продовольствия, обмундирования и оружия. 
     
С особенной теплотой встретили земляка в родном  селе (в колхозе «Красная оборона»). Здесь, после беседы с Павловым, колхозники собрали первые 50 тысяч рублей на постройку эскадрильи штурмовиков. По возвращении в часть Павлов рассказал однополчанам о встречах с земляками, прочитал им ответное письмо трудящихся Кустанайокой области ко всему личному составу…».     
       Земляки Павлова – кустанайцы -   собрали денежные средства, приобрели четыре самолёта-штурмовика.  Эти машины были вручены лучшим лётчикам звена Анатолия Смирнова. С делегацией кустанайцев в боевую авиачасть приехал навестить сына и Фома Никифорович Павлов.

 А один из  самолётов (именной ИЛ-2) вручили И. Ф. Павлову. На его борту была надпись: «Земляку Герою Советского Союза т. Павлову — от трудящихся г. Кустанай!». Уже на аэродроме художник дорисовал 4 небольшие звезды - по числу сбитых экипажем немецких самолётов  (три - Иваном Павловым и один – стрелком).
   Спустя некоторое время Иван Павлов писал землякам на родину: "Сегодня мы можем сообщить, что лётчики звена А. Смирнова на ваших самолётах совершили уже 50 боевых вылетов. Штурмовики уничтожили 8 танков, 32 автомашины, истребили до 300 фашистских солдат и офицеров, подавили огонь 6 артиллерийских и минометных батарей, в воздушных боях сбили 3 "Фокке-Вульфа-190" (эти  сроки взяты из книги Чечельницкого  Г. А. ).                     
 1-й  Прибалтийский  фронт.  
4). Витебская (3 февраля — 13 марта 1944 года) — и Полоцкая наступательные операции (29.06.44-04.07.44 г.).         

Герой Советского Союза Павлов И.Ф. совершил после последнего награждения (04.02.44 г.)  с февраля 1944 по сентябрь -38 боевых успешных вылетов. Его эскадрилье командование давало все самые   ответственные задания, и  как ведущий  группы Павлов И.Ф.  не имел поражения.
   30.06.44 г.  
6-й гвардейский авиаполк получал приказ уничтожить на аэродроме Полоцка вражескую авиационную технику и вывести из строя взлётно-посадочную полосу. На штурмовку пошли 12 экипажей, ведомых гв. капитаном И. Павловым... Аэродром противника охранялся зенитной артиллерией и другими средствами противо-воздущной обороны. Но лётчики по картам крупного масштаба изучили подходы к нему, хорошо владели противозенитным маневром.
К цели шли на предельно малой высоте. Выйдя на контрольный ориентир, сделали горку «все вдруг» и набрали высоте 100 м. Требовалось уничтожить немецкие самолеты. Первым открыл огонь капитан Д. Тарасов, один за другим он поразил 2 самолёта противника. Затем все 12 штурмовиков сбросили бомбы на стоянки и постройки. Одному вражескому истребителю удалось взлететь, но воздушные стрелки сбили его. Ведущий группы гвардии капитан Павлов сбил второй взлетевший самолёт. Гитлеровцы открыли по Илам сильный огонь, но было уже поздно. Штурмовики выполнили задание - уничтожили 10 истребителей, взорвали склады с горючим и боеприпасами, вывели из строя аэродром.
   
 Почти на всех самолетах группы И. Павлова были пробоины, некоторые из них были сильно повреждены, но летчики дотянули до полевого аэродрома Уллы.        
    А вот как об этом сказано в наградном листе И.Ф. Павлова на награждение его Орденом Александра Невского: 
     30.06.44
, штурмуя полоцкий аэродром, группа Павлова подверглась неожиданному нападению истребителей противника.  Павлов продолжал уничтожать самолёты на земле, а выйдя из атаки, принял неравный бой с противником в воздухе, имеющим пятикратное превосходство. Павлов руководил боем (сбили 2 истребителя «ФВ-190»…)  и обеспечил группе без потерь вернуться на свою территорию…       
     Эскадрилья Ивана Павлова  за 38 боевых вылета уничтожила: танков - 7, автомашин - 30, 50 повозок с боеприпасами, 44 точки зенитной артиллерии, до 150 солдат и офицеров, разрушили переправу через Западную Двину у села Антоненка 01.07.44 г.  Эскадрильей  сбито 9 самолётов…

     Герой Советского Союза Иван Фомич Павлов за 38 успешно выполненных боевых вылетов награждён орденом Александра Невского (приказ по 3-й воздушной армии №: 397 от: 07.10.1944.)
    

За умелые действия командование фронта объявило всем участникам этого полета благодарность.
5). Рижская наступательная операция (14.09.44-22.10.1944 года) —  как составная часть Прибалтийской наступательной операции.
     Герой Советского Союза И.Ф. Павлов лично с августа 1942 по октябрь 1944 совершил 204 успешно выполненных боевых вылетов. Только за 1944 год совершил 66 вылетов: 52- на штурмовку, 14- на разведку (в сложных метеоусловиях). Лично сбил 3  самолёта.
     6-й гвардейский штурмовой авиаполк своими действиями способствовал освобождению латвийского города 
Елгава - крупного узла коммуникаций, связывающих Прибалтику с Восточной Пруссией. Гитлеровцы сосредоточили здесь большие силы, стянули много авиации, В связи с этим полки 335-й штурмовой авиации перебазировались на передовые аэродромы: 6-й гвардейский — в Повартичи (вблизи Шауляя).    
15.08.44 года  во главе 7-и «Илов-2» Павлов, вылетев на штурмовку, в районе г. Бауска неожиданно встретил группу истребителей из 12 «ВФ-190»  и 8-и «МЕ-109». Один из ведомых предупредил об опасности. «Вижу»,- ответил Павлов и круто повернул штурвал в сторону вражеских машин. За ним последовала вся семерка… Не было еще случая, чтобы летчики Павлова уходили от опасности. Немецкие истребители попытались разбить «Красных соколов». По исходу воздушного боя немцы недосчитались 4-х самолётов (Павлов лично сбил одного), а после «отштурмовали» автоколонну и арт. позицию немцев и  вернулись без потерь на свой аэродром.  При этом вылете уничтожено, кроме 4-х самолётов:  5 автомашин с боеприпасами, 2 орудия ПА (полковая артиллерия) и до20-и гитлеровцев…
 
15..10.44  Ивану Фомичу Павлову вторично присвоили звание Героя Советского Союза. Наградной лист подписал  командующий 3-й воздушной армией генерал-полковник авиации Папавин 20 окт.1944 г. Звание Дважды Герой советского Союза И.Ф. Павлову присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР 23.02.1945 г.

     С декабря 1944 года  гв. капитан Иван Фомич Павлов  назначен на должность штурмана полка.   
Стрелком-радистом на штурмовике у Павлова был гвардии старшина Геннадий Мамырин. «..Много раз выручали друг друга. Был такой случай. От прямого попадания снаряда самолет загорелся. Какой надо обладать выдержкой, хладнокровием и мастерством, чтобы вести горящий самолет. Павлов дотянул штурмовик до своей территории и посадил в поле. Стрелок, выскочив из самолета, увидел, что пламя уже охватило кабину летчика и подбирается к бензобаку. Он помог Павлову открыть фонарь кабины. Едва они отбежали на несколько метров, как прогремел взрыв…» (из очерка А.П.  Ушакова , книга «Во имя Родины»).

 3-й Белорусский фронт с 24.02.45.
 24 февраля 1945 года 1-й Прибалтийский фронт был упразднён, а его войска, преобразованные в Земландскую группу войск, включены в состав 3-го Белорусского фронта.     
 6). Кенинсбергская наступательная операция (06.04.45-09.04.45.)

6 апреля 1945 года четыре армии с севера и с юга устремились на штурм Кенигсберга. В этот день для подавления огня вражеских батарей до 3-х, 4-х раз за день  направлялись в сопровождении истребителей штурмовые группы «ИЛ-2» Янковского, Павлова, Селягина и Шабельникова. Станция наведения точно выводила их на цель. Шестерку повел Смирнов, восьмерку — Павлов, потом — снова Смирнов (по личной просьбе летчика командир разрешил ему еще несколько вылетов), Янковский… На артиллерийские и минометные позиции совершали налеты группы Баленко, Соловьева и Кузнецова. Они также уничтожали контратакующие танки.
7 апреля 1945 года штурмовики 6-го гвардейского Московского авиаполка под командованием прославленных лётчиков, героев Советского Союза И.Ф. Павлова, В. Соловьёва, С. Янковского, И. Нечаева весь день громили врага. Под их снайперскими ударами рушились оборонительные узлы в Кенигсберге и пригородах. Мастер штурмовых ударов по наземным целям Иван Фомич Павлов сначала  внимательно по карте изучал их местонахождение, изучал «подлёты» к ним, метеосводки и сначала мысленно наносил по ним удары… А уж потом во главе группы удар с воздуха…
    Три дня с утра до вечера экипажи штурмовали укрепления и технику противника. Трое суток, не зная отдыха, трудились все авиационные специалисты, готовили к вылетам самолеты, вооружение и радиосредства. Здесь в полной мере сказалось мастерство людей, их опыт, приобретенный за годы войны.
7). Земландская наступательная операция

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: краевед (17.03.2021)
Просмотров: 765 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar