Дреев Петр Лукьянович

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 256
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Дреев П.Л. Программа по краеведению.
23.12.2014, 18:26

Обоснование
необходимости введения в учебный план школы (за счёт школьного компонента) учебного предмета «Краеведение» в 8 -9-х классах и разработки своей авторской программы этого курса.

При внимательном изучении содержания программ по природоведению, биологии и географии можно сделать вывод: краеведческий материал является составной частью ныне действующих программ.      
Первоначальные сведения о природе и хозяйственной деятельности населения школьники получают в начальных классах на уроках чтения, уроках ознакомления с окружающим миром (основные учебники для учащихся: автор Плешаков А.А. «Окружающий мир» 2-й, 3-й и 4-й классы, из-во «Дрофа» 2006 год),  на уроках природоведения (основной учебник для учеников: «Природоведение», автор Плешаков А.А, из-во «Дрофа» 2010 год).  Уже в нач. классах организовываются систематические наблюдения за погодой, за природными явлениями, за хозяйственной деятельностью населения; проводятся экскурсии в природу, предусматриваются простейшие краеведческие задания (в том числе и исследовательского характера). В 4-м классе на уроках природоведения (авторская программа Плешакова А.А.)  учащиеся уже знакомятся с некоторыми приёмами ориентирования на местности, получают сведения о внутренних водах, растительном и животном мире своего края. В 5-м классе (авторская программа Плешакова А.А.) расширяются и углубляются представления о природных условиях, о природных богатствах края, о хозяйственной деятельности его населения (в том числе и о негативных последствиях  деятельности человека).
        Программа  физической географии в  6-м классе (основной учебник для учащихся  «Начальный курс физической географии»  авторов – Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., из-во «Дрофа», 2004 год)  включала и включает достаточно значительный объём краеведческих сведений, правильное использование которых способствует у учащихся многих общих и единичных понятий и представлений. Едва ли не самым важным  для всего последующего изучения географии является вопрос о плане и карте. Изучение темы «План и карта» в 6-м классе строится (в основу беру свой многолетний педагогический опыт) целиком на практических занятиях на местности.   
Практические занятия вооружили школьников знаниями и умениями по составлению простейшего плана окружающей местности. Школьник знакомится с топографической картой, с топографическим планом своего района, своего села.  Он учится читать карту, определяет значение карты в практической деятельности человека. Большие возможности для обогащения школьников краеведческими знаниями имеются при изучении    разделов: литосфера и гидросфера. Отдельные уроки  по этой теме можно проводить непосредственно на природе (особенно в сельских школах) Краеведческий подход способствует осознанному  усвоению основных форм и строения рельефа, условий его формирования под воздействием внутренних и внешних сил.   
Местные водные объекты (река, озеро, пруд, родник, и т.д.) являются предметами исследований при изучении поверхностных и подземных вод. Изучение темы «атмосфера»  возможно лишь на основе использования местного материала (наблюдения за погодой) и практических работ на местности. Четко спланированные и систематически проводимые наблюдения за погодой дают учителю необходимый материал для  формирования понятий «Погода» и «климат». Итоги наблюдений записываются в «Календарь погоды». Как же используются материалы наблюдений на уроке? В 6-м классе, при рассмотрении вопроса о нагревании воздуха, с целью более глубокого усвоения материала учащимся задаются вопросы: 1) Какую температуру вы наблюдали, например,10,11,12апреля? 2) Одинаковая ли температура воздуха утром, в полдень и вечером? 3) Чем объясняется разница в температуре воздуха утром и вечером?
Эти вопросы учат учащихся рассуждать, помогают делать логические выводы, привлекать местный материал.      
      При формировании понятия «Погода»,  мною предлагается учащимся выписать дождливые дни, например, в сентябре 2004-го и в мае 2005 годов, задаётся вопрос: какие сельхозработы проводятся в нашем хозяйстве  именно в это время? Учащиеся делают логический вывод, что погода может быть желанной, если дождь способствует накоплению влаги, и вредной (нежеланной): дождь мешает уборке урожая. Наблюдая за погодой  необходимо учить школьников делать анализ наблюдений и уже, на основе анализа, графиков и диаграмм, сделанных учащимися, учить учащихся определять тип климата района наблюдений (Адамовского, например). Учащиеся учатся составлять словестный портрет климатических особенностей  своей местности. Считаю, что метеорологические наблюдения должны быть организованы в каждой школе, а в сельской – в особенности. Данные наблюдений затем используются при составлении краткосрочного прогноза погоды. Например: завтра днём (1 апреля) погода в селе Каменецк будет без существенных изменений. Температура в ближайшие сутки от + 12 до + 15 градусов Цельсия (с 7 вечера до 9 часов вечера понижение температуры было всего 1,5 градуса, и в 9 часов температура была 12 градусов). Во второй половине дня возможен небольшой дождь (показания барометра медленно падает и составил 728 мм к вечеру, а влажность воздуха растёт (67%)). Заморозка не будет (суточный ход температуры выражен не очень ярко). Надо ли говорить, как интересна такая работа школьникам?!
Взаимосвязи между горными породами, рельефом, климатом, внутренними и внешними водами, почвами, флорой и фауной рассматриваются, главным образом, на базе ранее изученного материала о компонентах природы своего края, об их использовании и охране.

 Программа курса географии в 7-м классе (основной учебник для учащихся «Материки, океаны, народы и страны», авторы Душина И.В., Коринская В.А., из-во «Дрофа», 2012 год) тоже имеет, хотя и ограниченные, возможности для осуществления краеведческого принципа преподавания. Известный  методист В.А. Коринская указывала: «Краеведческий принцип в курсе географии материков заключается не в том, что природа материка рассматривается на примере рельефа, климата, рек, растительности своей местности. Он состоит в том, что особенности природы изучаемой территории сравнивается с соответствующими природными явлениями своей местности хорошо знакомыми учащимся» (Коринская В.А. «Научно - педагогические основы построения географии материков». Москва. «Мысль» 1970). Но здесь необходимо особенно строго продумывать отбор этого материала, чтобы избежать формализма в применении краеведческого подхода.   
Краеведческие знания учащихся, полученные при изучении этих объектов, являются определяющими при рассмотрении сущности и строении природного комплекса.
В 8-х и 9-х классах преподаётся курс «География России» (основные учебники для учащихся: 8-й класс – «География России, природа», автор Баринова И.И., из-во «Дрофа», 2006 год; 9-й класс – «География России, население и хозяйство», авторы Дронов В.П., Ром В.Я.).  Цель курса:  познакомить учащихся с суверенной Россией, и сформировать у них целостное представление о своей Родине на основе показа взаимодействия основных компонентов природы, населения и его хозяйственной деятельности. В программе отводится значительное количество часов на изучение темы «География Оренбургской области» (до 20 часов;. основное учебное пособие  для учащихся: «География Оренбургской области, история Оренбуржья», учебное пособие для учащихся 8-9 классов, под редакцией Чибилёва А.А. и Р.Ш. Ахметовой, из-во Московского университета  2003 год). 
 Эта тема призвана подвести итоги краеведческой работы по изучению природы родного края и дать знания о природе своей области в целом и её отдельных частей. Главное внимание здесь необходимо уделить рациональному использованию природных ресурсов, их охране и проблемам хозяйственного развития территорий. В целом же на уроках географии в 8-м, 9-м классах осуществляется более глубокий краеведческий подход, чем в предыдущих классах.                  
       Однако, проработав в школе более 20 лет, я убедился в том, что того времени, что отводится программой по географии, биологии, истории, а затем, соответственно, и учебным планом школы на изучение своего родного края (ближайшего окружения), явно недостаточно. Занимаясь краеведением, как дополнительным образованием (работа кружка, клуба), мы не сможем достичь главного: дать глубокие и прочные знания о своём крае каждому школьнику.
Следует всегда помнить, что знакомство с природой своих окрестностей, её разнообразием и богатством вызывает чувство гордости за свою маленькую Родину, которую мы зовём ДОМОМ, и ответственности за его сохранение.
         Вот и всю программу, предложенную мною, пронизывает, на мой взгляд, одна идея, идея национального дома. Владимир Даль национальность определяет как «народу свойственное…». Это я вижу в следующем: необходимо использовать не только краеведческую литературу об Оренбуржье, но и материалы, собранные о своём районе, своём селе.  Следует рассматривать комплексность программы, ведь в её содержание включены и вопросы литературного краеведения, и вопросы по истории своей школы (каждый патриот должен знать историю и традиции своей школы). Исходя из вышеизложенного,  я делаю вывод, что школе нужен, очень необходим такой интересный  всем школьникам учебный предмет, как «краеведение». И каждая школа может это себе позволить за счёт школьного компонента учебного плана.        
      Но для того, чтобы ввести такой предмет в учебный план школы необходимо иметь программно – методическое обеспечение. Для этого нужно иметь, прежде всего, географический комплекс. Многие школы Адамовского района его имеют. Каменецкая школа в этом отношении выглядит лучше других.
Географический комплекс школы включает:   
1). Школьный краеведческий музей, где собраны и оформлены материалы о природе края (района), об исторических событиях в крае, об истории села, о его людях. И обязательно в школьном музее должны быть материалы об истории школы, её традициях, её учителях и её учениках. Любая школа – это история.
2).Географический кабинет – это творческая лаборатория учителя. В кабинете должна быть библиотека краеведческой литературы об Оренбуржье и о своём районе (она может быть сконцентрирована и в музее), учебные пособия для учащихся, В кабинете должны быть и картографические издания: карты Оренбургской области, атласы для каждого ученика, комплекты контурных карт или рабочие тетради для каждого ученика. Кабинет должен быть оборудован компьютером и интерактивной доской и подключён к интернету.
 3).Географическая площадка, на которой должны быть следующие сектора:
      1) сектор пространственных измерений; 2) сектор математической географии;            3)  метеорологический сектор; 4) топографический сектор.  
4).Школьный дендрарий.     
История открытий и результаты изучения далёких и ранее неведомых земель и морей, реальное ознакомление с природными и хозяйственными особенностями своей Родины всегда интересовали, привлекали внимание и овладевали воображением умов школьников. В наше время РОМАНТИЧЕСКИЙ ореол географии не должен тускнеть. Он должен быть ещё ярче. Это и призван сделать предлагаемый мною курс (предмет) «краеведение».  Он должен систематизировать и обобщить знания учащихся о своём, так милым сердцу уголке земного шара, который мы называем Родиной.         
В этом и есть новизна курса.         
         «Природный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души… День, проведённый ребёнком посреди рощ и полей… стоит многих недель проведённых на учебной скамье» - писал К.Д.Ушинский, и я с ним полностью согласен.

 

 АВТОРСКАЯ  ПРОГРАММА  КУРСА  «КРАЕВЕДЕНИЕ
 

Автор: Дреев Пётр Лукьянович,                                                                      Заслуженный учитель Российской Федерации,            
Действительный член Русского Географического общества                                           
  
                           Пояснительная записка.
                                                         
             Идёт гуманизация, и экологолизация содержания образования (этот процесс начался ещё в конце 90-х)     . Как никогда остро стоит сейчас вопрос о связи школы с реальной жизнью. Реалиями дня и его актуальностью стал вопрос о развитии школьного краеведения и о его месте в содержании и воспитании школьников. Школа имеет широкие возможности для подробного изучения природы своего края (окружающей местности), истории края (своего района, села), истории своей школы и её традиций, заниматься литературным краеведением, заниматься целенаправленной поисковой работой. И, в конечном итоге, заниматься патриотическим воспитанием (воспитанием у школьников чувства любви к тому маленькому уголку планеты, который мы называем РОДИНОЙ).         Географ Н.Н. Баранский так сказал: «нужен живой показ на практике, как надо заниматься изучением своего края…».
          

 Курс «Краеведение»  вводится в 7 – 8-х классах по 1 часу в неделю  и в 9-м  - 2 часа в неделю (школьный план может позволить и другую вариацию), но полный курс рассчитан на 132 часа. «Краеведение» может быть введено и в систему дополнительного образования.      
    Мой курс «Краеведение» имеет два подраздела: географическое краеведение в 7 – 8-х классах (или же в 8 –м, но обязательно 2 часа) и историческое краеведение в 9-м классе.        
Географическое краеведение  построено в следующей последовательности: введение (зачем нужно знать свой край), географическое положение и границы, исследователи края, природные условия, почвы, флора и фауна, население края и его хозяйственная деятельность, охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. Каждая тема изучается в определённой последовательности: окружающая тебя местность, район, область (село, район, область).  По каждой теме предусмотрены теоретические вопросы и разнообразные практические работы.
  Структура исторического краеведения такова: введение, Адамовский район в древности, основание Оренбурга и заселение оренбургских степей, крестьянская война Емельяна Пугачёва, развитие культуры края в 18 веке, народы Оренбуржья в Отечественной войне 1812 года, культура края в 19 веке. Революция и гражданская война в нашем крае, Адамовский район в 20-30 годы. Великая Отечественная война 1941-1945 годов и Адамовский край, «целинная эпопея» и наш район, новейшая история Адамовского района. Здесь также предполагается почти в каждой теме разнообразные практические работы.     
       Основной формой реализации программы может быть урок, как традиционный, так и не традиционный. Программа может быть реализована и  через кружковую работу (система дополнительного образования), или через факультативные занятия. Учитель может использовать и такие формы реализации программы, как экскурсии, туристические походы и экспедиции, участие в краеведческих викторинах, слётах, научно-практических конференциях, где обязательно проявляется результативность занятий по краеведению. К каждому занятию должно быть соответствующее научно-методическое обеспечение и материальная база. Место занятий: кабинет, географическая площадка, школьный краеведческий музей.  Школьный музей – это наилучшая материальная база для реализации программы по краеведению (

в этом я убедился, когда апробировал свою программу в Каменецкой школе, а затем и в Брацлавской средней школе). К занятиям, проводимым в музее, должны предъявляются следующие методические требования:   
                    1) занятия проводятся только учителем, при этом учитель должен
                         хорошо изучить содержание экспозиции, Иногда к музейным
                         экспозициям добавляется материал из наглядных пособий
                        (карты, схемы, гербарии, диаграммы и т.д.).       
                    2) по возможности, необходимо разнообразить методы
                         проведения занятий, это делает внимание учащихся более
                        глубоким.
                    3) занятие обязательно должно иметь домашнее задание
                       исследовательского характера. 
                    4) можно проводить в музее не все 45 минут (урок), часть
                       занятия, возможно, надо провести и в кабинете.
Краеведческие уроки всегда интересны, потому что это уроки о своём родном крае, а продолжением является вся та внеклассная работа, которая проводится и классными руководителями и учителем и самостоятельно детьми поискового характера. На часах, отводимых для практических занятий, осуществляется творческая деятельность учащихся, формируется поведенческие навыки: культура поведения человека, его отношение к природной среде, направление на бережливость, сохранность, умение планировать, ставить перед собой цель и осуществлять её.      Содержание занятий постоянно должно усложняться.
    Учитывая тот факт, что именно учащиеся 7,8,9-х классов больше всего проявляют интерес к поисково-исследовательской работе (дети этого возраста имеют повышенную эмоциональность и постоянно стремятся к поиску), познавательная деятельность детей этого возраста приближается творческо-поисковой, я и рекомендую вводить свой авторский курс комплексного краеведения именно в этих классах.    
        Курс знакомит школьников со своим родным краем, предлагает круг умений и знаний, чтобы иметь широкий культурный  кругозор (человек, не знающий свой край, историю и традиции народа, заселившего эту землю – это человек с низкой культурой, с низким интеллектом). 
   Я в своём комплексном курсе по краеведению постарался  исправить следующее упущение в уже имеющихся программах, а именно: слабое конкретное содержание. Надо изучение своего края  вести от первоначального изначала, то есть – сначала то, что меня окружает. Краеведческие знания должны носить комплексный характер: в программе должно  было найти отражение и география окружающего мира, и история, и культура;  этнография и, конечно же, история своей школы.   
    Курс «краеведение» целесообразно заканчивать проведением обязательных многодневных туристических походов, или экспедиций, по своему родному краю с обязательной целевой установкой.
      Свою  авторскую программу я попробовал разработать таким образом, чтобы каждая школа могла внести в неё необходимые изменения, продиктованные велением времени, или значительными изменениями в жизни села.  Мою программу можно  вводить в любой сельской школе Оренбуржья, изменив лишь географические наименования.         

   ПРОГРАММА

Географическое краеведение:    66 часов,     7 – 8 классы (или 8-й класс).
 

1) Введение: предмет КРАЕВЕДЕНИЕ и его задачи. Развитие краеведения в школах Адамовского района. Каменецкий школьный краеведческий музей – как результат исследовательской работы школьников. Туристические походы и экскурсии –  один из методов изучения своего родного края. Туристические маршруты, разработанные Каменецкой неполной средней школой (2 часа).

2) Географическое положение, величина территории и границы Брацлавского сельсовета, Адамовского района, оренбургской области. Географический адрес точки. Село Каменецк на карте России.          
   Практическая работа № 1.                                                                   (2 часа).
3) Исследователи Оренбургского края: Рычков П.И., Эверсман З.А., Ферсман А.Е., Рудницкий И.Л., Хоментовский А. С. , Мильков Ф.Н., Чибилёв А.А.
     Практическая работа № 2.                                                                  (3 часа).
4-а) Природные условия нашего края. Поверхность Оренбуржья и Адамовского района. Рельеф окрестностей села Каменецк. Основные формы поверхности Адамовского района. Антропогенные формы рельефа (каръеры, насыпи и др.) Геологическое строение Адамовского района. Геологические памятники природы: Шонкал-горы, обрыв Семицветка, кварцевые останцы «Белый камень» у села Каменецк, мраморные скалы на правобережье реки Жуса (у села Слюдяное). Рельеф западной, центральной и восточной зоны Оренбуржья. Зависимость размещения полезных ископаемых от геологического строения. Полезные ископаемые Зауралья. Полезные ископаемые Адамовского района.
 Практическая работа № 3                                                                      (6 часов)

4-б).  Климат Адамовского района и Оренбуржья: температурный режим, максимум и минимум температуры, воздушные массы, роза ветров (по наблюдениям на географической площадке Каменецкой школы). Величина снежного покрова, особенности времён года в Адамовском районе. Различие климатических условий западной и восточной частей Оренбуржья.
  Практическая работа №4.                                                           (2 часа).
4-в) Внутренние воды: Река Жарлы и её притоки. Река Суундук и её притоки. Истоки реки Тобол. Питание и режим рек Адамовского района. Дневники походов, маршруты которых пролегали по долинам рек Жарлы, Суундук, Кумак и их притоков. Река Урал и река Сакмара – крупнейшие реки Оренбуржья. Светлинские озёра. Адамовские озёра. Ириклинское водохранилище – степное море.
  Практическая работа № 5                                                                      (4 часа)
4-г) Почвенный покров.  Почвы территории Брацлавского сельского совета, почвы Адамовского района, почвенная карта Оренбуржья.                  (1 час)
 5 ) флора и фауна Оренбуржья. Растительные зоны области. Особенности оренбургских лесостепей. Бузулукский бор – лесное царство на родине ковылей. Зауральные дали. Типчаково-ковыльная степь Адамовского района. Берёзово-осиновые колки окрестностей Каменецка, их особенности. «Шийлиагач» – памятник природы Адамовского района.
 Адамовский район – «страна сурков». Своеобразие фауны Адамовского района. Особенности животного мира Бузулукского бора и «Оренбугской Швейцарии».                                                                                   (5  часов).
 
6) Население Адамовского края и Оренбуржья: численность и плотность населения Адамовского района, и Оренбургской области, городское и сельское население района и области. Типы населённых пунктов, населённые пункты района. Топонимика населённых пунктов района. Национальный состав населения села Каменецк, района, области.       
  Практическая работа № 6                                                             (4 часа).
 
7)топливно-энергетический комплекс: добыча и переработка различных видов топлива – газовая, нефтяная и угольная промышленность (была и есть сегодня?!). Получение электроэнергии на крупных электростанциях. Тюльганский буроугольный разрез. Оренбургский газзавод. Ириклинская ГРЭС. Ириклинская ГЭС. Сакмарская ТЭЦ. Современные экологические проблемы, возникшие в районах добычи и переработки различных видов топлива и пути их решения.                                                                     (2 часа).
 8) чёрная и цветная металлургия: возможности для её развития и перспективы отрасли. Сбор металлического лома – один из вариантов пополнения сырья для металлургии (?) Новотроицк, Медногорск, Гай, Светлый – города, возникшие вместе со строительством металлургических предприятий. Кувандык, Новотроицк, Медногорск, Орск – район экологического бедствия. Машинно-тракторные мастерские сельхозпредприятий – как потребители продукции металлургических предприятий.                                                                                               (2 часа).
   9) центры машиностроения области:
города Оренбург, Орск, Бузулук, Бугуруслан. Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Шильдинский мотороремонтный завод (?) Ремонтные мастерские для тракторов, комбайнов и автомобилей в сельхозпредприятиях. Сервисное обслуживание сельскохозяйственной техники.
   Практическая работа № 7                                                                  (3 часа)
10) производство химических материалов в Оренбуржье:
Оренбург, Новотроицк, Орск, Кувандык – центры большой химии Оренбуржья. Оренбургский газоперерабатывающий  и гелиевый заводы, завод резиново-технических изделий (?), Кувандыкский креолитовый, Медногорский медно-серый, их продукция. Экологические проблемы химического производства и пути их решения. Что «химического» потребляет ЗАО» Брацлавское».  2 часа
 11) Производство стройматериалов: Предприятие «Оренбург – асбест» и город Ясный. Новотроицкий цемент. Предприятие «Арго», производство кирпича.  Производство стройматериалов  в Адамовском районе. Карьеры строительного песка в Осетине и Красноярске. Аршалинский гранитный карьер. Добыча щебня и глины в Адамовском районе.                           (2 часа)
12) Лёгкая промышленность:
Оренбург, Орск, и Бузулук – центры производства трикотажных изделий и галантереи. Швейные фабрики и производство Оренбургского пухового платка, как народного промысла. Брацлавские и каменецкие надомницы и надомники.
 Практическая работа № 8                                                                     (2  часа)
13) Производство пищевых продуктов
: мелькомбинаты Оренбурга, Орска, «Целинный мельник» в Шильде. Хлебозаводы и хлебопекарни Орска и Адамовского района. Молокозавод г. Новотроицк. Орский мясокомбинат. Производство колбасных и мясных изделий в Орске и в Адамовском районе.
  Практическая работа № 9                                                                       (2 часа)
14) Агро-промышленный комплекс.
Растениеводство: отраслевая структура растениеводства области, отраслевая структура растениеводства Адамовского района. Структура посевных площадей ЗАО «Брацлавское». Структура посевных площадей отделения «Каменецкое» (?) Производство продукции растениеводства в Адамовском районе и на территории своего сельсовета (?)Развитие Фермерских хозяйств в районе. Земельные ресурсы и сельхозугодия Брацлавского сельсовета, района, области. 
 Животноводство: кормовая база животноводства, структура животноводства ЗАО «Брацлавское, района, области. Сельскохозяйственное освоение Оренбургской области (из истории). Социально-экономические и экологические последствия освоения целины в 1954 – 1962 годах.
 Практическая работа № 10.                                                                (6 часов)
15) Транспорт области. Основные железнодорожные и автомобильные магистрали области. Железнодорожные станции Теренсай и Шильда. Транспортный узел Орск. Транспортная сеть Адамовского района. Авиалинии области.                                                                                  (2  часа)
 16) Сфера услуг.
Образование, медицина и культура Оренбургской области и Адамовского района. Иные услуги для населения в районе.              (1 час)
 17) Из истории Каменецкой основной школы.
Каменецкая начальная школа, Каменецкая восьмилетняя школа, школа имени Героя советского Союза Истая Ищанова, Выпускники школы, традиции школы, развитие туризма в школе.     
 Практическая работа № 11                                                                     (4 часа).
18) Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. 
«Зеленая книга» Оренбуржья. Создание Оренбургского степного заповедника, организация природных и охотничьих заказников, памятники природы Адамовского района – необходимость их создания; их историческое, природное и экологическое значение. Исчезающие и исчезнувшие, а также редкие растения и животные области и Адамовского района – как результат хозяйственной деятельности человека. «Красная книга» Адамовского района и Оренбуржья. Жизнь сурчиной колонии.
    Охрана земель: ветровая и водная эрозия почв Адамовского района. Меры по повышению плодородия почв района. Химическое загрязнение почв и источники загрязнения. Экологические последствия химического загрязнения.
  Река Жарлы. Причины обмеления реки. Источники загрязнения. Весенний паводок и причины подтопления сёл Адамовского района. Меры предпринимаемые в области и районе по предотвращению загрязнения малых рек и речушек. Участие школьников в операции «Живи родник».
  Экологические последствия Тоцкого ядерного взрыва. Радиоактивный фон  на территории Адамовского района. 
Социально-экономические и экологические проблемы развития Адамовского района и Оренбургской области.                                                 (6 часов).

   19) Резервное время. Варианты использования резервного времени:
                       1.Для проведения сложных практических работ: составление диаграмм, картографических исследований, анализа статистических материалов и т. д.       
                       2. Для проведения экскурсий к природным объектам и т. п. 
                       3. Для обработки результатов исследований.       
 Учитель сам выбирает вариант использования резервного времени в зависимости от целесообразности.

Содержание, цели и методические рекомендации к выполнению практических работ.        
   Практическая работа № 1 - ка контурном шаблоне, или карте Оренбургской области обозначить сопредельные территории (пограничные). Определить географические координаты  Каменецка, Адамовки, Оренбурга. Нанести эти объекты на контурную карту (?).      
 Цель: выявление особенностей географического положения области и района.
 Методические рекомендации: предварительно предлагаются тренировочные задания по определению координат геообъектов, это даёт возможность успешнее справиться с практической работой.         
  Практическая работа №2 – на контурной карте области нанести маршрут исследователей края (по выбору учащихся).   
Цель: какие районы (территории) нашего края изучал исследователь.
 Практическая работа №3 – 1) экскурсия по долине балки Телеспай (выходы кристаллических горных пород по днищу балки, выходы грунтовых вод по днищу: Скачково озеро. Кварцевые останцы по берегам долины. Береговые обрывы – как геологические обнажения горных пород).
  2) экскурсия на Домбар – гору (мелкосопочный характер рельеф).
 Цель: формирование умений давать характеристику конкретным формам поверхности, обнажениям.      
 Методические рекомендации: тему экскурсии (объект изучения) выбирается в зависимости от того: изучен ли данный объект на уроках географии. Предварительная подготовка осуществляется в классе,  итоги экскурсии в виде отчётов, рефератов, зарисовок, фотографий пополняют фонды музея.
     Практическая работа № 4. Анализ и обработка данных о погоде но наблюдениям на школьной метеостанции (наблюдения за погодой должны вестись в каждой школе; это требование школьной программы по географии). Составление графика хода температур, диаграммы осадков, «розы ветров», описание местной погоды.        
Цель: формирование умений обрабатывать свои наблюдения, давать описание погоды, давать краткосрочный прогноз погоды (хотя бы, на день или два вперёд). 
   Методические рекомендации: эта практическая работа выполняется, если школа имеет все необходимые приборы для наблюдения за погодой.
  Практическая работа № 5: на контурном шаблоне района нанести реку Жарлы с притоками, реку Суундук с притоками, истоки реки Тобол.
 Цель: усвоить географическую номенклатуру по гидрографии района.
 Методические рекомендации: необходимо иметь контурные шаблоны района (карты), их необходимо заранее готовить. Обратить внимание на требование к шрифту при нанесении гидрографических объектов.
  Практическая работа № 6:     
1).На контурную карту области нанести города Оренбургской области (Оренбург, Орск, пос. Адамовка – по памяти), обозначить размером пунсона численность населения в них (крупный, средний, малый, очень малый). Показать штриховкой национальный состав населения (По одному району в разных частях области по выбору учителя).       
2).На контурном шаблоне района нанести Сёла района (по выбору учителя, или учащихся)
 Цель: усвоить географическую номенклатуру, местонахождение населённых пунктов, формировать умение работать со статистическими материалами, а также с  географическим атласом Оренбургской области.
 Практическая работа № 7, 8. Экскурсии или к природным объектам, или на предприятия района или в краеведческие музеи (школьные краеведческие, районный краеведческий или народный музеи).        
Методические рекомендации: Экскурсии проводятся за счёт резервного времени. При экскурсии на предприятие надо заранее договориться с руководителем и составить вопросник, на который учащиеся получат ответы. В ходе экскурсии составляется паспорт объекта (предприятия), или паспорт маршрута и передаются затем в музей школы.
  Практическая работа № 9. На контурной карте области обозначить центры пищевой промышленности (особое внимание своему району).
  Цель: формирование умений анализировать экономические каты области, обосновывать принципы размещения предприятий, производимых продукты питания.
 Практическая работа № 10. Составление диаграммы посевных площадей ЗАО «Брацлавское» и отделения «Каменецкое» и структуры животноводства ЗАО «Брацлавское», или Адамовского района.      
  Цель: углубление знаний о сельскохозяйственном производстве, формирование умений обобщать статистические данные в виде диаграмм и графиков.
Методические рекомендации: предварительно составить вопросник, по которому учащиеся смогли бы получить ответы у главных специалистов ЗАО, из СМИ и других источников.       
  Практическая работа № 11. Разработка темы экскурсии «Школа имени Истая Ищанова», или  «Моя родная школа».   
  Цель: развитие у учащихся уважения к родной школе, воспитание чувства патриотизма (патриотизм начинается со школьного порога).
 Методические рекомендации: На основе имеющегося материала в школьном музее составить план экскурсии, затем учащиеся составляют рассказы по отдельным пунктам плана и проводят саму экскурсию для начальных классов, для 5-6 классов.  (Учитель имеет право разработать тематику практических работ, исходя из своих возможностей и по своему усмотрению).
 

 Географическая номенклатура  курса «Краеведение».
 

1).Рельеф: Бугульмино-Белебеевская возвышенность, Общий Сырт, хребет Накас, Илекское плато, Саринское плато, Геберлинские горы, Слудные горы, Урало-Тобольское плато, Орско-Уральская равнина, гранитный массив Шонкал, высота 417 м в Адамовском районе.
 2). Месторождения полезных ископаемых: нефть – Бугурусланское, Бузулукское,Зайкинское; газ – Оренбургское; уголь – Тюльганское, Домбаровское; горючие сланцы – Чаганское; железная руда: Аккермановское (?), Новокиевское (?), медная руда: Гайское, Теренсайское, Медногорское, Ушкотинское; соль: Соль-Илецкое, мел6 Акбулакское, гипс: Дубенское; асбест:Киембаевское; асфальтит: Садкинское; мрамор: Кваркенское, каолин: Кумакское.
3).Внутренние воды:  реки - Урал с притоками, Сакмара, Самара, Кинель, Сок, Дёма, Тобол,Жарлы с притоками, Суундук с притоками, Карабутак; озёра – Жетыколь,Шалкар-Ега-Кара, Айке,Шагыр-Копа; водохранилища: Кумакское, Ириклинское.
 4)  Бузулукский бор, Оренбургский степной заповедник (все его участки), Шийлиагач.
 5). Города  и сёла: города Оренбургской области – все, сёла: Адамовка, Новоорск, Брацлавка, Каменецк и другие села Адамовского района.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: краевед
Просмотров: 1132 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar