Историческое краеведение. 66 часов. 9 класс.
Введение. Краеведческий музей Каменецкой основной школы – источник знаний о своём родном крае. Тематика экспозиций музея. О чём могут рассказать экспонаты. «История одного экспоната». Значение поисковой работы школьников. (1 час).
Практическая работа № 1.
Адамовский район в древности: поселения родовых общин каменного и бронзового веков, кочевники раннего железного века, распад родовой общины. (3 часа).
Практическая работа № 2.
Основание Оренбурга и заселение оренбургских степей: исследователи Оренбургского края: Рычков П.И.- первый историк края, Кириллов И.К.,Татищев В.Н.
Основание Оренбурга. Неплюев И.И. –первый губернатор Оренбургской губернии. Из истории заселения оренбургских степей. Казачьи крепости и форпосты вдоль Оренбургской пограничной линии. Первые поселения Адамовского района. Первопоселенцы Адамовки. Основание села Каменецк и Подольск. Первопоселенца Каменецка. (5часов)
Практическая работа № 3.
Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва (1773-1775 гг. Обострение классовых противоречий и особенности Оренбургской губернии. Е. Пугачёв – предводитель крестьянской войны. Оренбургский этап крестьянской войны. Илекский городок, крепости Рассыпная, Нижнеозёрная, Татищева, Чернореченская, Сакмарский городок, Осада Оренбурга. Сподвижники Пугачёва:Салават Юлаев, Чика Зарубин, А.Соколов (Хлопуша). А.С.Пушкин и его «История Пугачёва». Поездка А.Пушкина в Оренбургский край для сбора материалов об истории Пугачёвского бунта. ( (5часов)
Развитие культуры края в 18 веке: фольклор народов Оренбуржья, первые школы; научное изучение края; Рычков П.И. – первый историк края, и его « история Оренбургская; писатели Н.М.Карамзин и Г.Р.Державин как исследователи Оренбургского края; книги Аксакова С.Т. «Детские годы Багрова внука» и «Семейная хроника» - это книги об Оренбуржье. (5 часов).
Народы Оренбуржья в Отечественной войне 1812 года. Оренбургское казачество в Отечественной войне 1812 года; борьба против царизма, Оренбургское тайное общество, народные волнения и восстания в 1-й половине 19 века. (2 часа).
Развитие культуры Оренбургского края в 19 веке. Оренбургский край при губернаторе Перовском В.А.; научные экспедиции А. Гумбольда, Г.Карелина, Э. Эверсмана. Основание крепостей на Новой пограничной линии (в Новоорском и Адамовском районах). Первый Оренбургский музей (1830 год). Писатели края: Аксаков С.Т., Плещеев Д.Н. Жуковский В.А., оренбургская страница жизни Т.Г.Шевченко – украинского «кобзаря». Оренбург в биографии Владимира Даля и его оренбургские произведения. Л.Н. Толстой, Глеб Успенский, А. Григорьев и оренбургский край. ( (7 часов) Революция и гражданская война в нашем крае. Революционные кружки, большевики Оренбуржья: П.А. Кобозев, А.А.Коростелёв, С.М.Цвилинг, братья Каширины. Казачество Оренбуржья, его раскол, атаман Дутов. Гражданская война в крае. Оборона Оренбурга и Орска в 1818 году большевиками. Чапаев В.И.,Д.Д.Гай, В.К.Блюхер, Н.Д.Каширин. Установление советской власти в Адамовском районе. Разгром белобандитов» Охранюка под Адамовкой 3 июня 1921 года. Братская могила борцов за Советскую власть – исторический памятник села Адамовка.
(8часов)
Практическая работа № 4.
Адамовский район – конец 20-х – 30-е годы. Переход к оседлости казахского населения, образование сел Кусем, Кускуль, Энбекши, Карабутак на месте бывших здесь аулов. Кулачество, как противник коллективизации. Образование колхозов в сёлах Каменецк, Брацлавка, Анеевка. (2 часа)
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и Адамовский район. Герои Советского Союза – оренбуржцы. Муса Джалиль и его «Мозамбитские тетради». Истай Ищанов – уроженец Адамовского района и его подвиг на Днепре. Однополчане Истая Ищанова. Семён Шеменёв – полный Кавалер орденов Солдатской Славы. Наши односельчане – фронтовики. Труженики тыла – наши односельчане. Они не вернулись из боя (по итогам поисковой работы).
Практическая работа № 5 (2 часа).
Адамовский район в 50-е – 60-е годы. Освоение целинных и залежных земель. Адамовка - столица целины. Из истории возникновения посёлка Комсомольский (совхоз «Комсомольский»), воспоминания первоцелинников (по итогам поисковой работы), экспозиции школьного музея, посвящённые «целинной эпопеи». (2 часа).
Адамовский район в 70-е – 90-е годы. Оренбургская область в 70 -90-е годы. Возникновение крупных предприятий области в 70-е и спад производства в 90-е., возникновение безработицы (?). Новые совхозы района «Обильный», «Майский», «20 лет целины», промышленные предприятия района и их современное экономическое положение. Экономическое положение совхоза «Брацлавский» на современном этапе. Акционирование государственных предприятий и его последствия. Социально-экономическое положение области на современном этапе. (5 часов).
Культура нашего края в 20 веке. Писатели: Л.Большаков и его «Афганские записки», Б.Бурлак и его «Гранёное время», «Рижский бастион», А.Горбачёв и «Сельский врач», «Сельская учительница». А.Рыбин «Офицеры», «Трудная позиция», «Рубеж». Писатели Оренбуржья конца 20-го, начала 21 веков.
Адамовские поэты и писатели и их произведения: Г.Толокнов, В.Изтляев, Лидия Журба. Народные промыслы, обряды и обычаи населения Адамовского края. Местные художники. (7 часов)
Практическая работа № 6.
Заключение: составление визитной карточки для гостей Адамовского района. (2часа)
Резервное время (3 часа)
Варианты использования резервного времени:
1) для поведения дополнительных экскурсий в школьный (районный или другой) краеведческие музеи.
Темы экскурсий: «Нумизматика и история».
«Герои Соц. Труда –адамовцы».
«Герой Советского Союза Иван Павлов».
«Из истории родного села».
2) Провести урок поэзии «Поэты нашего Адамовского края».
3) Запись воспоминаний участников событий
Выполнение практических работ по историческому краеведению.
Практическая работа № 1: история одного экспоната. Экскурсия в школьный музей: о чём могут рассказать экспонаты школьного музея; тематика экспозиций музея.
Цель: Сформировать понятие экспонат, познакомить с такими понятиями, как: экспозиция, основной фонд, вспомогательный фонд.
Практическая работа № 2: знакомство с орудиями каменного, бронзового и железного веков по экспонатам школьного музея.
Цель: при изучении орудий труда первобытно-общинного строя учащиеся должны прийти к выводу, что с усовершенствованием орудий труда усиливается классовое расслоение общества, что ведёт к распаду родовой общины.
Методические рекомендации: если нет в музее натуральных объектов то: 1) провести экскурсию в районном народном музее.
2) работу можно провести, используя иллюстрации, или фотографии.
Практическая работа №3: самостоятельное изучение фондов музея по теме: Заселение Адамовского края.
Цель: самостоятельно изучить дополнительные сведения о возникновении населённых пунктов района.
Методические рекомендации: ученикам даётся лишь часть материала из истории района и направления поиска (список рекомендуемых источников), а также вопросы, на которые надо ответить в ходе поиска.
Практическая работа № 4: самостоятельное изучение материалов по разгрому банды Охранюка в Адамовском районе (или материалов по гражданской войне в районе).
Цель: на основе документов или по воспоминаниям очевидцев составить образное представление о том, какими методами устанавливалась Советская власть в нашем крае.
Методические рекомендации: при выполнении работ № 3 и № 4 надо обратить внимание на то, как работать с документами, какие выписки делать.
Практическая работа № 5: экскурсия в музей (школьный или районный) по теме: «Подвиг Истая на Днепре», « Подвиг моих земляков на войне».
Методические рекомендации: желательно, чтобы экскурсию провел один из подготовленных учащихся.
Практическая работа № 6: защита рефератов по теме: «Мой край родной – Оренбуржье!» и «Обычаи и обряды этносов нашего села».
Цель: учить учащихся творчески использовать полученные знания.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
А) ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ.
Учащиеся должны знать:
1) что мы понимаем под КРАЕВЕДЕНИЕМ, географическое положение на карте своего села, района, области. Географические координаты своего села. Исследователей края Рычкова П.И., Эверсмана . А., Ферсмана А.Е., Рудницкого И.Л., Милькова Ф.Н., Чибилёва А.А..
2) Природные условия своего края: основные особенности рельефа района и области. Положение на карте основных форм рельефа. Геологические памятники природы района. Основные особенности климата своего района и области. Положение на карте основных рек области и района (Самара с притоками, Урал и Сакмара с притоками, Суундук с притоками, Жарлы с притоками, Кумак, истоки Тобола). Озёра Светлинского и Адамовского районов. Антропогенное воздействие на внутренние воды района и меры по минимизации этого воздействия. Размещение почвенных и растительных зон области и района. Особенности флоры и фауны своего района. Красная Книга Адамовского района. Гидрологические и ботанические памятники природы административного района. Численность населения села, района, области. Населённые пункты района. Типы населённых пунктов области. Основные этносы района.
3). Хозяйственная деятельность населения Оренбуржья: главные отрасли хозяйства области и района. Центры металлургии, машиностроения, химической и лёгкой промышленности, производства стройматериалов, пищевой промышленности области и района. Структура растениеводства и животноводства района. Основные транспортные магистрали района и области.
4) основные экономические и экологические проблемы района и области и меры, принимаемые в районе по минимизации антропогенного воздействия на природную среду. Меры по охране памятников природы в районе, по охране флоры и фауны, по предохранению малых рек от загрязнения, по охране почв. Оренбургский Степной заповедник и перспективы по организации заповедных зон.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться краеведческой литературой, топографическими и географическими картами области и района, фондами музеев для формирования представлений о различных компонентах природы своего района, области. Пользоваться различными вопросниками, памятниками, типовыми планами для составления характеристик и паспортов географических объектов.
Уметь пользоваться метеорологическими приборами.
Уметь объяснить антропогенное влияние на возникновение той или иной экологической проблемы (на примере своего села, города; района или области).
Б) ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
Учащиеся должны знать:
1). Историю освоения и заселения Адамовской степи. Исследователей Оренбургского края: Рычкова, Кириллова, Татищева. Знать историю возникновения города Оренбург, своего села, своего райцентра. Первопоселенцы Каменецка, Брацлавки, Адамовки (по воспоминаниям). Оренбургский этап Пугачевского восстания.
2). Должны знать выдающихся деятелей культуры 18-19 веков: Карамзина, Державина, Аксакова, Крылова и Василия Перовского. Знать Оренбургскую страницу жизни Даля, Пушкина, Шевченко, Л.Толстого, А.Григорьева. 3). Основные моменты гражданской войны в Оренбуржье. Оренбургская страница Кобозева, Цвилинга, Чапаева, Блюхера. Знать о разгроме банды Охранюка в Адамовском районе.
4). Подвиг Оренбуржцев в Великой Отечественной войне: подвиг Мусы Джалиля, Истай Ищанов и его подвиг на Днепре, Шеменёв – полный кавалер орденов Слава, односельчане – фронтовики.
5). Из истории освоения целины. Знать и понимать экономические и экологические последствия освоения Оренбургской целины. Знать памятники истории своего района.
6). Знать писателей Оренбургского края – наших современников: Л. Большакова, А.Рыбина,В.Бурлака и их произведения. Адамовских поэтов: Изтляева, Толокнова, Л.Журбу. Знать народные промыслы и умельцев района, обряды и обычаи народов своего района.
7). Знать визитную карточку для гостя нашего района.
Учащиеся должны уметь:
Использовать экспозиции музеев, краеведческую литературу и исторические атласы и карты для написания рефератов по теме: «Мой край родной – Оренбуржье».
Разрабатывать маршруты экскурсий и походов по своему родному краю с целью пополнения знаний об истории края.
Разрабатывать план поисковой и исследовательской работы по определённому направлению.
Уметь записывать воспоминания очевидцев и ветеранов используя разработанный самими же учащимися вопросник.
Используемая литература.
Список литературы, приведённый здесь, дан как рекомендательный. Эта литература поможет и учителю и учащимся при углубленном изучении природы и истории Оренбуржья. Он ежегодно дополняется.
1) Альтов В.Г. 2 Города Оренбургской области». Челяб., Юж. - Урал. Из-во 1974 год.
2) Сборник «Природа и мы». Челяб., Юж. – Урал. Из-во 1982 г. (ежегодное).
3) Мансуров И.З., Скутин И.Л. «Оренбург (справочник – путеводитель)». Челяб.
1977 год.
4) Мерзабеков М.А. «Голубой огонь Оренбуржья». Челяб. Юж-Урал. Из-во 1973 г.
5) Мильков Ф.Н. «Природные зоны СССР» Москва. Из-во «Мысль» 1977 г.
6) Мильков Ф. Н. «Словарь-справочник по физической географии» Москва. Из-во
«Мысль» 1976 г.
7) Мильков Ф.Н. «От горы вишнёвой до Каспийского моря» Чкалов. 1951 год.
8) Мильков Ф.Н. «Очерки географии Чкаловской области» Чкалов 1951 год.
9) Мордовских В.П. «Покорители целины» Челяб. 1980 год.
10) Неустроев С.С. «Естественные районы Оренбургской губернии» Чкалов. 1950 г.
11»Орденоносное Аренбуржье» сборник. Челяб. 1968 год.
12)Рычков П.И. «Типография Оренбургская» (соч. 1762 г.) Оренбург. 1977 г
13) Семёнов Е.А. Экономическая и социальная география Оренбургской области» (учебное пособие) Оренбург. Гос. Университет 2011 год.
14) Чибилёв А.А. «Река Урал» Ленинград. Гидрометеоиздат. 1987г.
15) Чибилёв А.А. «Лик степи» Ленинград. Гидрометеоиздат. 1990 г.
16) Чибилёв А.А. «В глубь степей» Екатеринбург. Наука 1993 г.
17) Чибилёв А.А. «Зелёная книга степного края» (сб. «Природа и мы») Челяб. 1987
18 ) Чибилёв А.А. «Природное наследие Оренбургской области» Оренбург 1996 год
19) Чибилёв А.А. «Природное наследие Оренбургской области. Особо охраняемые территории». Оренбург.2009 год.
20) Хоментовский А.С.,Гаев А.Я. «Преобразуем родной край» Челяб. 1981
21) Ферсман А.Е. «Путешествие за камнем» Ленинград. 1956 год.
22) Эверсман Э.А. «Естественная история Оренбургского края» часть 1 –Оренбург
1840г., часть 2 – Казань 1850 г., часть 3 – Казань 1866 год.
23) Сборник «Природа и мы» Челяб., Юж. – Урал. из-во ежегодный выпуск начиная с 1977 года. Статьи Буториной Л., Даршкевича Я.Н., Савельзона В., Чибилёва А.А.,Хоментовского А.С. и других.
(ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ)
1) Бессараб М. «Владимир Даль» Москва. 1962 год.
2) Безверхний А.З. «Подвиг Оренбуржцев. Документы и материалы об участии трудящихся Оренбургской области а Великой Отечественной войне 1941-1945гг.». Челяб. Юж-Урал. Из-во 1969 г.
3) Воронов А.М. «Оренбуржье на подъёме» Москва. 1975 г.
4) ВеселовВ.В. «Оренбуржцы в боях за Родину» Челяб. Юж.-Урал. Из-во 1978г.
5) Дорофеев В.В. «Над Уралом рекой». Челяб., Юж.- Урал. Из-во 1988 год.
6) Десятерник П.К. «Юность поколенгий».(Документы, материалы, воспоминания).
Челяб., Юж.Урал. из-во, 1973 год.
7) Десятков Г.М. «Легенды старого Оренбурга». Калуга, из-во «Золотая аллея» 1984
8). Жагала В.М. «Расчищая путь пехоте» Москва, Воениздат.1975 год.
9) Кириллов П.Л. «Оставшийся в легенде». Москва. 1983 год.
10) Коваленко А.В. «Гвардии земледельцы» Москва. 1980 год.
11) Мавродин В.В. «Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва»
Москва. Из-во «Знание» 1973 год.
12) Пушкин А.С. «История Пугачёвского бунта. Капитанская дочка». Уфа. 1973 г.
13) Скутин И.Л. «Революцией призванные». Часть 1,2,3. Челяб. Юж.-Урал.
1961, 1967, 1971год.
14) Смольников И. «Путешествие Пушкина в Оренбургский край». М.1991 год.
15) Сучков П.И., Футорянский Л.И. «История родного края», Челяб. Юж.-Урал.
из-во., изд.2., 1988 год.
16) Россовский В.Л. «Золотые звёзды Оренбуржья». Челяб .Юж-Урал. Из-во 1989.
17) Россовский В.Л. « Кавалеры орденов Солдатская Слава». Челяб .Юж-Урал. Из- во 1994.
18) Футорянский Л.И. «Оренбург». Челяб., Юж.-Урал. Из-во.1993 год.
19) Футорянский Л.И. «Дела вечно живые». Челяб., Юж.-Урал. Из-во.1968 год.
20) Уханов И «Оренбургская параллель» Москва. Из-во «Московский рабочий»
1078 год.
21 «Шишков В.Я. «Емельян Пугачев» (в 4-х томах) Челяб. Юж.-Урал. Из-во 1986 г.
22) «Писатели Оренбургской области» Библиографический справочник. Челяб.
Юж.-Урал. из-во 1968 год.
23) «Художники Оренбургской области» Библиографический справочник. Челяб.
Юж.-Урал. из-во 1967 год.
24) «Уральский литературно-краеведческий сборник «Рифей»» Челябинск.Юж.-Урал. из-во . (ежегодник).
25) В.И.Дубровкина . «Планета Целина» (сборник) Оренбург. 2004 год.
26) Лабазанова Н.Н. « Адамовка - 110 лет» (сборник). Новоорск. 2012 год.
27) Головина В.А. «Книга памяти. Адамовский район. 1941 – 1945 г.г.» том 1,2.
Новоорск. 2010, 2014год.
28) А.В. Фёдорова «Край Оренбургский: люди, события, факты (сборник)».
Оренбург. 1999 год.
29) А. Прусс «Рассказы по истории Оренбуржья» Оренбург. 2003 год.
30) «Путеводитель Оренбургской области». г. Тула. Из-во «лев Толстой».2006 г. 28) Читайте об Адамовском районе ( о природе, истории, о происхождении географических названий в восточном Оренбуржье) на сайте: Дреев Пётр Лукьянович.
29) Тематические папки и краеведческая литература из фондов школьных краеведческих музеев (фонд музеев Каменецкой Основной школы, Брацлавской средней школы, Аниховской средней школы, Адамовской школы № 2 Адамовского района).
30) Картографические издания: 1) физико-географический атлас Оренбургской области (1999 год. Москва. Из-во ДИК).
2) Чибилёв А.А. «Атлас природного наследия Оренбуржья» 2004 год.
3) Чибилёв А.А. «Краеведческий атлас» Адамовский район. 2009 год.( такие же
атласы выпущены по каждому району)
Основные учебные пособия для учащихся: «География Оренбургской области, история Оренбуржья» Учебное пособие для учащихся 8-9 классов. Под редакцией Чибилёва А.А. и Р.Ш. Ахметовой. Из-во Московского университета 2003 год.
Ю.П. Злобин, А.Н. Поляков «История Оренбургская». Учебное пособие в 2-х частях. Часть 1. Оренбург. 2008 год.
В.А. Лабузов, Л.И. Футорянский «История Оренбургская». Учебное пособие в 2-х частях. Часть 2. Оренбург. 2008 год.
Заключение. Итак, школьное краеведение имеет очень значимое место в решении важнейших педагогических задач. Изучение литературных источников по использованию краеведческого принципа в преподавании учебных дисциплин и во внеклассных занятиях, изучение опыта учителей Адамовского района и на основе собственного педагогического опыта можно сделать вывод: в школах достигнуты определённые результаты в организации и проведении краеведческой работы. Во многих школах есть школьные музеи. Однако не все они стали комплексными: есть и такие, в которых отсутствует природный отдел, это или музеи родного села, или мемориальные музеи.
В организации внеклассного краеведения также есть недостатки. Один из них – это стремление совершать сразу дальние экскурсии, я считаю (убеждён), что такие экскурсии (за пределы района, области) целесообразно совершать после того, как учащиеся основательно и полно изучат свой район. Например, поездку в город-Герой Волгоград, или в областной центр Оренбург можно совершить учащимся 10-го,11-го классов. Другое упущение – эпизодический характер краеведческой работы. Отсутствие системы, плановости и последовательности в этом деле снижает педагогическую ценность занятий по краеведению, и приводит к перегрузке учащихся внешкольными занятиями. Зачастую, собранный материал (краеведческий) недостаточно эффективно используется в учебном процессе. Слабым звеном остаётся и недостаточная разработанность методов и приёмов осуществления краеведческого принципа преподавания предметов в конкретных условиях. В тех школах, где нет краеведческого музея, единым центром координации краеведческого направления должен быть общешкольный штаб по туризму и краеведению. Четко продуманная организация школьного краеведения и есть то необходимое условие развития систематической и последовательной поисково-исследовательской работы в школе.
Пётр Дреев.
|